Ключевые места путешествия. Описание индийского города хайдарабад Ключевые места путешествия

February 17th, 2014 , 12:03 pm


Хайдарабад бытовой. Об укладе жизни

Хайдарабад (Hyderabad) - город в южной части страны, столица штата Андхра-Прадеш и шестой по величине город в Индии. А Индия - это страна, где все очень разнообразно и совершенно не как у нас.

Впервые индийская пестрота напрыгнула на меня, еще когда я заполняла анкету на визу. В ней есть пункт про вероисповедание. Читая его, я узнала три новых слова: бахай, парси и сикх. Все три - названия религий. Я даже не слышала о таких - а для индусов они настолько актуальны, что они включили их в анкету наравне с исламом и христианством.

Собираясь в поездку, я полдня провела в Википедии, стараясь разобраться во всех этих индуистских дхармах, кармах, сансарах и нирванах, и так толком не разобралась. Зато узнала, что население Индии говорит на огромном множестве языков, и хинди и английский - официальные языки государства - в ходу далеко не везде. В Андхра-Прадеш официальный язык - телугу, совершенно не родственный хинди. Индия - пестрый ковер, сшитый из самых разнообразных кусочков. Глядя на него, невольно думаешь, что Европа очень маленькая и одинаковая.

До Хайдарабада мы добирались рейсом авиакомпании Emirates, из Москвы с пересадкой в Дубае. Лететь из Москвы в Дубай 5 часов, из Дубая в Хайдарабад 3,5 часа. Пересадка была 9 часов на пути туда и 5,5 - на пути обратно. Аэропорт Дубая очень комфортный в плане длительных пересадок: там есть полулежачие кресла, на которых можно вздремнуть. По пути туда мы получили от авиакомпании талоны на бесплатный обед.

В Хайдарабад мы прилетели поздно вечером; нас сразу встретили и повезли на автобусе в отель. Автобус ехал по районам, показавшимся нам тогда окраиной города: странные одно-двухэтажные здания, этакие бетонные коробки из-под обуви, которые служили одновременно жильем и вместилищем разного рода заведений. Фонарей почти не было; окружающая темень разбавлялась иногда лампами над вывесками кафе и фарами автомобилей. Воздух, проникавший в автобус с улицы, имел вязкий сладковато-кислый запах. Этот запах преследовал нас всю неделю.

Мы поселились в отеле под названием Justa the Residence (между нами мы звали его Хуста). Номер люкс в этом чудесном месте стоит 7500 рупий за ночь (тогда - около 4500 р) при размещении троих взрослых, один из которых - на дополнительной кровати. Отель этот трехзвездочный - по европейским меркам средне-комфортно, но не шикарно. Тем не менее, когда мы попытались войти в отель, услужливый индус с поклоном открыл перед нами дверь. Стоило нам получить ключ от номера, как другой индус, не менее услужливый, схватил наши вещи и уволок их к нам в комнату. Такого приема мне не оказывали еще нигде.

Белых людей здесь принято всячески опекать и защищать от суровой окружающей действительности. Их держат в своего рода резервациях - дорогих отелях, обнесенных трехметровым забором и периметром под электричеством (я не шучу: пятизвездочный отель Mariott, где нам довелось бывать по работе, обладал именно таким забором). При попытке выбраться за территорию резервации белого человека тут же начинают активно отговаривать (я снова не шучу: именно так было с одним коллегой, который заикнулся индусам о своем намерении погулять по окрестностям). Если же белый человек настаивает, его сажают в такси и возят в нем, выпуская только в магазины и к достопримечательностям (и опять я не шучу: когда мы собрались за покупками, дама на ресепшене, заказывая нам такси, имела в виду именно такой вариант, и была искренне удивлена, что мы хотим другого). За всю неделю мы не видели на улицах ни одного белого человека, кроме нас, хотя в городе проходили две крупные международные конференции.


Отель Мариотт среди деревьев


А это периметр вокруг его территории. Под проводами - забор

Но мы были бы не мы, если бы не попытались немедленно из резервации улизнуть. Первая попытка закончилась провалом. Стоило нам выйти за дверь гостиницы и перейти дорогу, как припустил дождь. Настоящий такой тропический ливень. Сделав ручкой перспективе погулять, мы скрылись в отеле, откуда еще какое-то время наблюдали стену воды за стеклом.

А начиная со второй вылазки местный колорит предстал перед нами во всей красе.

Наш отель располагался в десяти минутах ходьбы от Мариотта. Трехзвездочный и пятизвездочный отели умудрились находиться в бедном квартале, и это зрелище для неподготовленного белого человека совершенно потрясающее. Люди там живут в этаких бетонных будочках - у нас так выглядят общественные сортиры из тех, что поприличнее. Вход в будочку завешен тканью, покрытой толстым слоем пыли с автомагистрали. Если улучить момент, когда ткань отдернется ветром, и краем глаза заглянуть в жилище, можно заметить несколько перегородок и электроплитку в дальнем углу. Бельё сушится здесь же. То есть прямо здесь - на тротуаре перед входом в дом. Или на заборе. Или на отбойнике дороги. Ковры, простыни, трусы, детские вещи. Сами дети тоже здесь - бегают босиком среди развешенного белья и праздношатающихся коз.


Вот так, например, можно сушить белье


Или так


А коврики - даже вот так

И все это погружено в кисло-сладкий смрад. На дорогах и газонах валяется разномастный мусор, тухнущие фрукты, человеческие и животные отходы жизнедеятельности. Общественные туалеты здесь как-то не в традиции - а у мужчин и вовсе считается непозволительным расточительством идти в туалет за деньги, когда за углом такая замечательная бесплатная стеночка. (О масштабах явления красноречиво свидетельствует надпись на глухом заборе напротив Мариотта: «Стена кладбища! Просьба не мочиться!») Естественно, в сырости и жаре +30 всё это великолепие легко и быстро тухнет, и никуда от него не денешься.

Зато там по улицам ходят настоящие коровы! Мы видели двух. Они костлявые и меланхоличные. А на рынке можно купить специальные овощи, чтобы их угостить.

Еще одна необычная деталь пейзажа - рикши. Современные рикши не бегают пешком, а ездят на трехколесных тарантайках, напоминающих переделанные мотоциклы. На переднем сиденье сидит водитель, на заднем располагается скамейка, куда влазят трое некрупных взрослых. Конструкция покоится на трех колесах, снабжена лобовым стеклом и кожаной крышей. Повозка желтого цвета, а сам рикша обычно одет в костюм цвета хаки.


Так выглядит повозка рикши

Вместе с рикшами и коровами проезжую часть дороги заполняют мотоциклы (во множестве), автобусы (редко, но метко), пешеходы (меланхоличные, как коровы) и автомобили (в подавляющем меньшинстве). Двери автобусов приоткрыты, и из них гроздьями свисают пассажиры. Все это движется по дороге единой гудящей и шевелящейся массой, игнорируя всякие правила дорожного движения. Двойная сплошная, маневрирование по встречке - никаких проблем. При этом за всю неделю мы не видели ни одной аварии: все едут медленно и каким-то непостижимым образом умудряются предсказать поведение друг друга. На крупных перекрестках стоят регулировщики (что помогает довольно неплохо) или светофоры и инструкции к их использованию (что не помогает почти совсем).

Район, где располагались наши отели, находился на берегу озера Хуссейн Сагар (Hussain Sagar) - огромного водного массива с большой статуей Будды на середине. По его берегам цветут чудесные цветы и останавливаются грациозные цапли. Мы приехали под занавес сезона дождей, и в солнечную погоду озеро было погружено во влажную дымку.


Статуя Будды на озере

Озеро могло бы быть очень живописным, если бы не свалка по его берегам и миазмы от сточных вод, которые в него в изобилии сливают.

Островок условной цивилизации среди трущоб - парк Санджевейа (Sanjeevaiah Park) у северного берега озера. Туда минут пятнадцать идти пешком от нашего отеля, там платный вход (10 рупий с человека, около 6 рублей по тогдашнему курсу) и внутри убираются. Вид от этого сразу становится гораздо приличнее. В парке - буйство зелени: вот где можно в подробностях изучить тропическую флору, которая совершенно не похожа ни на что из того, что есть в Европе. На деревьях висят таблички с их названиями. По всему парку развешаны плакаты с информацией о местной фауне и призывами беречь природу. По кустам прячутся забавные бурундуки и влюбленные парочки. Есть детские площадки и даже общественный туалет.


Такого рода плакаты висят по всему парку


А эти конструкции представляют собой детскую площадку. Динозавры с фото ниже тоже к ней относятся.


Зверь пальмовая белка похож на бурундука

И все было бы совсем чудесно, если бы не миазмы от озера и горы мусора по его берегам. Доходило до смешного. С одной стороны тропинки - плакат о том, как важна нам природа и как мы ее бережем. С другой стороны - свалка. По ней пытаются ходить цапли, перешагивая крупный мусор и наступая на мелкий.


Справа от дорожки


Слева от дорожки

На фоне всего этого удивляешься пестрому и жизнерадостному внешнему виду жителей. Мужчины в большинстве своем одеты в европейскую одежду - брюки и рубашки. Джинсы и футболки не в ходу. А вот женский гардероб гораздо разнообразнее. Во-первых, это сари. Самых разных расцветок, но неизменно яркие и красочные, расшитые бисером и камешками. Они продаются в виде рулонов ткани, и женщина может отмотать себе кусок нужной длины. Во-вторых, это сальвар-камиз - длинная туника, под которую надевают шаровары или бриджи. Тоже ярких цветов, с бисером и витиеватой вышивкой. Мусульманки носят свои традиционные одежды - черные, скрывающие всё, кроме кистей рук, стоп и лица. Но и их расшивают камнями и украшают золотом. Мы сходили в магазин национальной одежды: глаза разбегаются от буйства красок и изысканности украшений. Вся одежда в магазине была в единственном экземпляре; к магазину прилагался портной, который подгонял выбранную одежду по фигуре. Он сидел на чердаке магазина, под коробом вентиляционной трубы; у него была старинная ручная швейная машинка, к которой был приделан моторчик от автоматической точилки, чтобы крутить колесо.

Окружающий мир они тоже отмечают следами своего творчества. На заборах в городе, в целом невзрачных, есть чудесное граффити.

Кое-где посреди улицы попадаются маленькие алтарики, посвященные каким-нибудь божествам.


Не спрашивайте меня, что это за божество. Может, сведущие люди подскажут?


Совсем маленький алтарик под забором

Рядом с Мариоттом - чьи-то изваяния. Они довлели над нами, пока мы бродили мимо, изучая окружающий мир.

Изваяния - индийские политические деятели разных времен. Свидетели богатой истории этого края.


Хайдарабад культурно-исторический. Достопримечательности

Среди всей этой тропической эклектики призраками стоят мечети, минареты и форты - свидетели ушедших эпох.

Вот, например, Чарминар - конструкция из четырех высоченных минаретов. В переходах между минаретами, над арками, - мечеть. Огромная конструкция возвышается над плотным кольцом из хаотично движущейся массы индийского дорожного движения. Я хотела подойти и рассмотреть его поближе, но пересекать эту массу не решилась.


Вид на Чарминар от соседней мечети

Чарминар построили в 1591 году. О его происхождении есть несколько легенд. Одни говорят, что местный султан построил его там, где впервые встретил любимую жену. Другие - что его построили в честь избавления от чумы. На самом деле султаны построили его на перекрестье торговых путей. Именно с Чарминара началось строительство Хайдарабада - новой столицы султаната. Тогда же выкопали и озеро Хуссейн Сагар.

Рядом с Чарминаром - построенная примерно тогда же мечеть Мекка, самая большая и одна из самых старых в городе.

Вокруг Чарминара - квартал куда приличней нашего. Относительно чисто, публика опрятна и снабжена айфонами, по дороге попались несколько школ (и школьников в очаровательной форме, которые улыбались и махали нам из окон). Обнаружилась даже кошка - а кошки, как известно, животные чистоплотные и в грязи не живут. Хотя все равно отдельные личности мочились на стены и спали на крыльце магазина, завернувшись в пыльный плед.


Особняк в паре кварталов от Чарминара выглядит вполне прилично

А это форт Голконда: именно здесь располагалась столица султаната до постройки Хайдарабада. Сейчас от форта остались только живописные руины, расположенные на высоком холме. Руины утопают в зелени, а с вершины холма открывается чудесный вид на город.

Первая крепость на этом холме появилась в X веке. Последние и самые знаменитые ее хозяева - султаны династии Кутб-Шахи, правившие этими местами в XVI-XVII веках. Тогда Голкондский султанат был одним из самых сильных исламских султанатов региона. Экономическая мощь правителей Голконды держалась на торговле алмазами: в окрестностях было много богатых алмазных копей, а в Голконде был главный рынок, где все эти алмазы сбывались. Именно из копей Голконды происходят многие самые крупные и знаменитые алмазы - в том числе Кохинур, принадлежащий Британской короне. В XVI веке Индия была единственной страной в известном европейцам мире, где добывали алмазы; тогдашние путешественники считали, что больше в мире их нигде нет. Голкондский султанат пал в 1687 году под натиском империи Великих Моголов - мусульманских правителей, владевших практически всей Индией с XVII века и до пришествия англичан.


Каменная резьба на Вратах Победы - одном из входов в крепость

В сохранившихся частях комплекса можно наблюдать фокусы с акустикой, устроенные султанами Кутб-Шахи. Врата Победы - одни из ворот, через которые можно проникнуть в форт. Хлопок в ладони, издаваемый в воротах, слышен на вершине холма, на расстоянии почти в километр - это для защиты от нападений (правда, мы слышали звук еле-еле). Шепот стражников в других воротах был слышен правителю в спальне - чтобы предотвратить заговор.

Рядом с Голкондой нам удалось наблюдать еще два колоритных явления. Первое - это повозка, запряженная зебу - белым горбатым быком с изогнутыми рогами, совсем как в мультфильмах по Киплингу. Вторая - это сок сахарного тростника. Его выжимал уличный торговец при помощи агрегата, больше напоминавшего печатный станок: воронка и несколько громоздких шестеренок, измазанных мазутом. Стебли сахарного тростника лежали тут же, на тумбе чуть в сторонке от тротуара.

В нас долго боролись любопытство и инстинкт самосохранения, пока коллеги-индусы не уверили нас, что это совершенно безопасно (выпив аналогичное на наших глазах). И тогда любопытство победило. Жижа оказалась мягкого сладкого вкуса и неплохо освежила в жару. Было очень страшно, но вроде обошлось.

В 1 км к северу от Голконды расположены гробницы правителей династии Кутб-Шахи. Огромная территория с несколькими десятками усыпальниц; к ним прилагался комплекс бань, построенный специально для омовения усопших. Усыпальницы - огромные каменные шары на кубах-основаниях, с тонкой резьбой по камню. Вокруг них прогуливаются туристы и бездомные собаки, в гробницах гнездятся голуби, сквозь отверстия в потолке банного комплекса свисают корни растений. Кое-где сохранилась изразцовая облицовка, и она чудесна.


Гробница одного из принцев - размером гораздо меньше, чем у султанов

Гробницы было принято строить еще при жизни султана. Кроме самих правителей, в усыпальницах хоронили членов их семей и даже некоторых приближенных нецарского происхождения: известны могилы двух придворных лекарей, военачальника и куртизанки. При Кутб-Шахи вокруг комплекса гробниц были разбиты сады, в которых давали бесплатные представления для развлечения бедноты: танцы, песни, иногда даже спектакли. После свержения Кутб-Шахи комплекс был в запустении, пока его не отреставрировали в конце XIX века.


Резьба по камню на одной из гробниц


Зверь белка скачет по руинам


Дерево баньян рядом с входом в комплекс гробниц. От веток вниз отрастают воздушные корни

А потом были Великие Моголы, а после них - англичане. Англичане убили государства, что были до них, и принесли свои порядки. Эти новые порядки с англичанами же и ушли - оставив лишь отдельные островки там, где их научились поддерживать.

А от бедных кварталов, как и от памятников древней цивилизации, остается ощущение покинутости и разрухи. Былые дворцы - прибежища птиц, собак и бездомных. Люди - деревенские жители, которых привезли в город, но так и не научили в нем жить. Они все еще держат скотину во дворе и сушат белье на заборе. Даром что двор - это тротуар, а забор выходит прямо на проезжую часть оживленной трассы.

Девятнадцатый век был совсем недавно. Мысль эта впервые пришла ко мне в Лондоне, столице метрополии - и вернулась здесь, в ее колонии.

Хайдарабад

(Hyderabad, 1671 км к югу от Дели, 1597 км к юго-западу от Калькутты, 739 км к юго-востоку от Мумбаи, 704 км к северу от Ченнаи, 574 км к северу от Бангалора)

Телефонный код (STD) – 40

1. Пурана Хавели, Музей низама Хайдарабада

2. Музей Саларджунга

3. Бадшахи Ашуркхана

4. Чар-Минар

5. Мечеть Мекка Масджид

6. Лад Базар

7. Чар-Каман

8. Дворцовый комплекс Чаумахалла

9. Дворец Фалакнума

10. Резиденция британского наместника

11. Археологический музей штата Андхра-Прадеш

12. Храм Венкатешвара/Бирла

13. Искусственное озеро Хусейн Сагар

14. Секундарабад

Городские ориентиры

Хайдарабад условно можно разделить на три части: Старый город, через который протекает река Муси; новый город Секундарабад (Secunderabad) к северу от Старого города, и форт Голконда к западу от Хайдарабада. Первые две части составляют единое целое, разделенное искусственным озером Хусейн Сагар. Деловой центр города и киностудия расположены в юго-западной части Хайдарабада. К западу от Хусейн Сагара находится Хайтек-сити (Hitec City), где сосредоточены офисы компаний, работающих в сфере информационных технологий. Основные достопримечательности сконцентрированы в той части Старого города, которая расположена на южном берегу реки Муси.

Туристические офисы Департамента туризма штата Андхра-Прадеш

(Andhra Pradesh Tourism Offices)

тел. 23 45 30 36,

ежедн. 7.00–19.00.

Yatri Nivas Hotel, Sardar Patel Road

тел. 27 81 63 75,

ежедн. 7.00–19.00.

Туристический офис Министерства туризма Правительства Индии

(Government of India Tourist Office)

2nd Floor, Netaji Bhavan, Liberty Road, Himayatnagar,

тел. 23 26 13 60, пн-пт 9.30–18.00.

Туристический офис Корпорации развития туризма штата Андхра-Прадеш

(Andhra Pradesh Tourism Development Corporation (APTDC) Central Reservation Office)

Shankar Bhavan, Basheerbagh, Hyderabad,

тел. 23 29 84 56, 7,

Как добраться

Самолет

Аэропорт Н.Т. Рамарао (N.T. Ramarao Airport)

в пределах города (такси до центра – Rs 250).

Регулярные рейсы в Дели, Мумбаи, Калькутту, Бангалор, Ченнаи, Тирупати, Абу-Даби, Сингапур, Шарджу, Дубай.

Автомобиль

Бангалор: по автостраде NH7; Ченнаи: по NH5; Мумбаи: по NH4 до Пуне (Pune), затем по NH9 до Хайдарабада.

Из истории

Хайдарабад (высота – 600 м над ур.м.) основал в 1591 г. султан Голконды Мухаммад Кули Кутб-шах (правил 1580–1612) на берегу реки Муси (Musi), в 8 км к западу от Голконды. Он перенес сюда столицу, так как к тому времени город Голконда был перенаселен и страдал от нехватки питьевой воды.

Хайдарабад строили как столичный город с дворцами, парками и мечетями. Первоначально он назывался Багхнагар (букв. «Город садов»). Существует предположение, что название Хайдарабад происходит от имени любимой жены султана Мухаммада Кули – Хайдар Махал (Hyder Mahal или Бхагмати/Bhagmati).

Крепостные стены вокруг Хайдарабада возвели только в 1724–1740 гг. для защиты от маратхов. Прежде в крепости было 14 ворот. Существует легенда, что с крепостью Голконда город связывал секретный туннель, вдоль которого на определенном расстоянии друг от друга были расположены куполообразные строения, где посыльные могли подышать свежим воздухом. Большая часть крепостных стен разрушилась во время наводнения 1908 г.

С 1724 по 1950 г. Хайдарабад был столицей одноименного княжества и резиденцией его правителей – низамов, затем административным центром штата Хайдарабад, а с 1956 г. – столицей штата Андхра-Прадеш.

Благодаря добыче драгоценных камней Хайдарабад стал богатейшим княжеством Индии. Добывали в первую очередь алмазы в долине реки Кистна вблизи Голконды. Уже в начале XVII в. Голконда была крупным алмазным центром. Здесь обнаружили знаменитые алмазы «Кох-и-нор», «Хоуп» («Надежда»), «Орлов» и другие.

В последние десятилетия в Хайдарабаде получило развитие производство программного обеспечения. Он соперничает с Бангалором за звание столицы высоких технологий. Жители Хайдарабада с гордостью называют свой город Киберабадом (Cyberabad).

Достопримечательности

Старый город Пурана Хавели, Музей низама Хайдарабада

(Purana Haveli/Nizam’s Museum)

Patthargatti Road, сб-чт 10.00–17.00, Rs 50, фотокамера – Rs 50, видеокамера – Rs 1000.

Музей располагается в комплексе зданий, построенных в XVIII–XIX вв. Здесь размещалась резиденция низама Махбуба Али-хана (правил 1869–1911). Туристам обычно показывают гигантский деревянный гардероб (72 м2) низама в восточном крыле главного здания – Массарат Махал (Massarat Mahal). Некогда в нем висели 75 твидовых костюмов, которые низам любил носить.

Также представлена коллекция китайского фарфора, изделия из серебра, подборка исторических фотографий, рассказывающая о жизни низама.

Музей Саларджунга

(Salarjung Museum)

Salar Jung Marg,

сб-чт зима 10.00–17.00, лето 10.00–19.00,

Rs 150, фотографировать запрещено.

В музее хранится около 35 тыс. предметов из огромной коллекции Саларджунга III (1899–1949), главного министра (визиря) низама Хайдарабада в 1-й пол. XX в. Будучи чрезвычайно богатым человеком, он много путешествовал на Западе и Востоке, где приобретал предметы искусства. Среди них были как настоящие произведения искусства, так и откровенный китч. Коллекция включает индийские изделия из нефрита, миниатюры, мебель, изделия из матового стекла эпохи Моголов, ткани, бронзу, буддистскую и индуистскую скульптуру, манускрипты и оружие. Представлены также образцы бидри – богато украшенные изделия из сплава цинка, меди и олова, сделанные в Бидаре, северной части штата Карнатака. Техника бидри принесена в Индию из Персии в XVI в.

Бадшахи Ашуркхана

(Badshahi Ashurkhana)

Afzal Ganj, около моста Naya Pul,

ежедн., необходимо получить разрешение попечителей.

Бадшахи Ашуркхана – букв. «Зал скорби». Здание (1592–1596) построено по приказу султана Мухаммада Кули Кутб-шаха, чтобы члены его семьи собирались здесь во время проведения ежегодного шиитского фестиваля Мухаррам (март-апр.) в память о мученичестве имама Хусейна и двух его сыновей (см. о мусульманах-шиитах штат Уттар-Прадеш). Это самая старая имамбара в Индии. Реконструирована в период правления низама Али-хана (1762–1802).

Мозаика из эмалевой плитки в персидском стиле (1611) – один из лучших образцов подобного вида искусства в Индии.

Чар-Минар

в центре Старого города,

ежедн. 9.00–17.30, Rs 100, фотокамера – беспл., видеокамера – Rs 25.

Чар-Минар (букв. «Четыре башни») построил Мухаммад Кули Кутб-шах в 1591 г. По одной версии, строительство было затеяно во славу бога, прекратившего эпидемию чумы, по другой – здание возведено на месте, где султан впервые увидел свою возлюбленную – исполнительницу индийских танцев Бхагмати.

Памятник представляет в плане квадрат, каждая сторона – 30,5 м. По углам пристроены четыре грациозных минарета (высота – 56,7 м) с внутренними винтовыми лестницами. Если повезет, найдите служащего с ключом: за умеренную плату он позволит подняться на один из минаретов.

В верхней части здания размещается ныне закрытая мечеть, старейшая в Хайдарабаде. Считается, что ее построили для детей султанов. Желтоватый цвет здания объясняется особой штукатуркой, сделанной из мраморной пудры, гороха и яичного желтка.

Мечеть Мекка Масджид

к юго-западу от Чар-Минара.

Внимание! Немусульмане не могут входить внутрь.

Мечеть возвели в 1617–1693 гг. Строительство завершилось при могольском императоре Аурангзебе, который к тому времени аннексировал султанат. Небольшие красные кирпичи из Мекки, вставленные в центральную арку, дали название мечети. Она может вместить до 3 тыс. верующих, еще 10 тыс. могут молиться во дворе. Слева во внутреннем дворике находятся могилы нескольких низамов Хайдарабада.

Напротив мечети, на другой стороне Shah Ali Danda Road, расположен госпиталь Унани (Unani Hospital), построенный в 1920-х гг. при низаме Османе Али-хане (правил 1911–1948).

Лад Базар

Lad Bazaar Road, к западу от Чар-Минара.

Лад Базар – одно из старейших мест в городе. На базарной площади Махбуб Чоук (Mahbub Chowk) располагаются мечеть (1818, расширена в 1904) и викторианская башня с часами (1892). Часовую башню построил Асман Джах, главный визирь низама в 1887–1892 гг.

В районе базара находится множество мастерских, где делают разнообразные браслеты, лавки, в которых можно купить розовую воду, травы и пряности, дорогие ткани и традиционную одежду, серебряные украшения, предметы антиквариата, изделия бидри, а также коробочки, блюда, кальяны и трубки для курения (хукка), тонко украшенные серебром и медью.

Хайдарабад – известный центр торговли жемчугом. Низамы так любили жемчуг, что не только носили его, но и, как говорят, в измельченном виде добавляли в пищу. Магазины, торгующие жемчугом, расположены на Gulzar Hauz Road около арки Чар-Минар Каман (Char Minar Kamaan).

Чар-Каман

к северу от Чар-Минара.

Чар-Каман – букв. «Четыре арки». Четыре церемониальные арки (каман) возведены в 1594 г. и когда-то вели к площади перед дворцом султана. Дворец разрушила в 1687 г. армия могольского императора Аурангзеба.

Северная арка, Мачхли Каман (Machhli Kaman, букв. «Рябья арка», или Первая арка), символизировала благосостояние династии Кутб-шахов. Восточная арка называлась Наккар Кхана-е-Шахи (Nakkar Khana-e-Shahi, букв. «Дом придворных барабанщиков» или Черная арка). Западная арка, Доулат Хан-е-Али (Doulat-Khan-e-Ali или «Ворота в резиденцию султана»), была прежде украшена драгоценными золототкаными коврами. Южная арка, Чар-Минар Каман (Char Minar Kamaan), служила входом в мечеть, расположенную в Чар-Минаре. Рядом с этой аркой располагается Пятничная мечеть (Jami Masjid, 1597–1598), реконструированная в начале XIX в.

На небольших улочках вокруг арок в наши дни расположились многочисленные торговые ряды.

Дворцовый комплекс Чаумахалла

(Chaumahalla, к юго-востоку от Лад Базара)

Внимание! Дворцы закрыты для туристов.

Комплекс Чаумахалла (букв. «Четыре дворца») построен в период правления низама Салабата Джунга (1751–1762). При этом низаме Хайдарабад попал (1759) под протекторат Британии. Внутри комплекса находятся залы приемов, в том числе британских генерал-губернаторов и вице-королей Индии.

Дворец Фалакнума

(Falaknuma Palace, 1,6 км к югу от Чар-Минара, Kohi-Tur Hill)

Дворец построен в 1872 г. по проекту европейского архитектора как частная резиденция богатого придворного низама – наваба Викар-уль-Умара из клана Пайгарх. В 1897 г. дворец приобрел низам Махбуб Али-хан (правил 1869–1911), решив использовать его в качестве гостевого дома. В 1906 г. здесь останавливался будущий британский король Георг V. Дворец использовался до 1911 г.

В настоящее время планируется открыть здесь дорогой отель.

Резиденция британского наместника

(British Residency, Koti, на северном берегу р. Муси)

Резиденция британского наместника, в которой ныне располагается женский колледж (Osmania UniveRs ity College for Women), построена в 1803–1806 гг. по проекту лейтенанта С. Рассела. Низам Сикандар Джах пожаловал ее британскому резиденту при его дворе Дж. Киркпатрику.

На фронтоне здания можно увидеть эмблему Британской Восточно-Индийской компании со львом и единорогом. В саду находятся развалины дворца, напоминающего уменьшенную копию резиденции. Его построил Кирпатрик для своей хайдарабадской возлюбленной – Хайр-ун-Ниссы Бегум. В свое время эта любовная связь вызывала большое количество сплетен в городе.

В 1857 г., после того как резиденцию атаковал отряд афганского клана рохиллов, вокруг нее возвели крепостные стены с бастионами.

В юго-западном углу комплекса есть небольшое британское кладбище, на котором, среди прочих, похоронены четверо англичан, служивших при дворе низама.

Археологический музей штата Андхра-Прадеш

(State Archaeological Museum, 1 км к северу от ж/д станции, Assembly Road)

вт-вс 10.30–17.00.

Музей расположен в городском парке Нампалли (Nampally Public Gardens). В нем представлены доисторические орудия труда, большая коллекция буддистского искусства, чольская бронза из Танджавура (штат Тамилнаду), дарственные грамоты на медных таблицах, оружие, домашняя утварь, римские монеты и даже египетская мумия. В новой пристройке разместилась галерея современного искусства.

В парке располагается ряд исторических зданий, включая комплекс Законодательного собрания штата (State Legislative Assembly, 1913), построенный в раджастанском стиле для городского муниципалитета.

Храм Венкатешвара/Бирла

(Birla Venkateshvara Mandir, к югу от озера Хусейн Сагар, на холме Калабахад (Kalabahad, букв. «Черная гора»))

ежедн. 7.00–12.00 и 14.00–19.00.

Индуистский храм, посвященный богу Вишну, открыт для всех, независимо от касты, вероисповедания и национальности. Он построен из раджастанского белого мрамора в 1976 г. богатой семьей индийских промышленников Бирла.

На соседнем холме, Барабанной скале (Nabat Pahar), находится построенный ими же планетарий (Birla Planetarium & Science Museum, ежедн. 10.30–20.15, Rs 10, сеансы на англ. яз., пн-сб 11.30, 16.00 и 18.00).

Вишну – одно из трех верховных божеств (тримурти) в индуизме наряду с Брахмой (создателем) и Шивой (разрушителем мироздания). Вишну принадлежит роль спасителя людей в бедствии и охранителя мироздания. Имя Вишну толкуется как «проникающий во всё», «всеобъемлющий» (от корня виш – букв. «входить, проникать»).

Вишну обычно изображают в виде человека с кожей темно-синего цвета, в венке, четырехруким, сидящим на троне и держащим в руках символические атрибуты – раковину, диск, жезл и лотос. На шее у него священный драгоценный камень (каустубха), а на груди – пучок вьющихся волос (шриватса). Часто вместе с Вишну изображают его супругу Шри-Лакшми, воплощающую красоту и преуспеяние. Он восседает на лотосе, его средства передвижения (вахана) – Гаруда, исполинский орел с получеловеческим лицом, и тысячеглавый змей Шеша. Повторение тысячи имен Вишну – одна из важнейших вишнуитских молитв.

Последователи Вишну считают его верховным божеством, основой и сутью бытия. В одном из вариантов мифа о потопе спасенный Вишну мудрец-риши Маркандея проникает в чрево божества и видит там всю Вселенную: землю, небеса, людей, богов. Мир предстает как форма существования Вишну. Согласно другому варианту мифа о потопе, Вишну в конце каждого мирового цикла вбирает в себя всю Вселенную и погружается в сон, возлежа на змее Шеше, плавающем по первозданному океану. Когда Вишну просыпается и замышляет новое творение, из его пупа вырастает лотос, а из лотоса появляется Брахма, который и создает мир.

У Вишну много имен, связанных с его свойствами или подвигами. Наиболее важные: Хари («Рыжевато-Коричневый», но толкуется как «Избавитель»), Говинда («Пастух»), Кешава («Благоволосый»), Мадхусудана («Убийца демона Мадху»), Мурари («Враг демона Муры») Пурушоттама («Лучший из людей» или «Высшая душа»).

Мифы о многочисленных воплощениях (аватарах) Вишну излагаются в древнеиндийских эпических поэмах «Махабхарата» и «Рамаяна», а также в сказаниях-пуранах. Аватара в индуистской мифологии – это нисхождение божества на землю, его воплощение в смертное существо ради спасения мира, восстановления закона (дхармы) или защиты своих приверженцев. Божества и герои, в образе которых предстает Вишну, к XI в. были объединены в учение о его аватарах. Ученые полагают, что вишнуитская идея о воплощениях возникла под влиянием буддистского учения о прежде существовавших буддах и джайнского учения о тиртханкарах.

Аватары (воплощения) Вишну

Матсья

(букв. «рыба»). Согласно «Махабхарате», воплотившись в рыбу, Вишну предупреждает предка людей Ману о надвигающемся потопе, а затем на корабле, привязанном к рогу на голове рыбы, выносит Ману, его семью и семерых мудрецов-риши из воды.

Курма

(букв. «черепаха»). Во время потопа утрачены многие божественные сокровища. Вишну в виде огромной черепахи погружается на дно космического океана, чтобы спасти их. Боги и демоны-асуры устанавливают на черепахе гору Мандару, обматывают их змеем Васуки (Шеша) и, используя их в качестве мутовки, начинают пахтать океан. Из пены появляются сосуд (кумбха) с напитком бессмертия амритой, богиня Лакшми, исполняющая желания корова Камадхену, слон Айравата, райское дерево Париджата, солнечный конь Уччайхшравас.

Вараха

(букв. «вепрь»). Чтобы спасти землю, которую демон Хираньякша вновь погрузил в глубины космического океана, Вишну воплощается в гигантского вепря, убивает демона в поединке, длящемся 1000 лет, и поднимает землю на своем клыке.

Нарасимха

(букв. «человек-лев»). В этой аватаре Вишну избавляет землю от тирании демона Хираньякашипу, который получил от Брахмы чудесный дар – способность становиться неуязвимым. Ни зверь, ни человек, ни бог не могли убить его ни днем, ни ночью. Демон стал преследовать людей, богов и даже своего благочестивого сына Прахладу. На закате (не днем и не ночью) Вишну возникает из колонны во дворце демона в облике полульва-получеловека и убивает Хираньякашипу.

Вамана

(букв. «карлик»). Царь Бали благодаря аскетическим подвигам получил власть над трилокой – тремя мирами (небом, землей, подземным миром) и подчинил богов. Мать богов Адити воззвала к Вишну о помощи. Он в облике карлика предстал перед Бали и попросил у него столько земли, сколько сможет отмерить тремя шагами. Получив согласие, Вишну первыми двумя шагами покрыл небо и землю, но от третьего шага воздержался, оставив Бали подземный мир – паталу.

Парашурама

(букв. «Рама с топором»). Вишну принял человеческий облик, родившись сыном брахмана Джамадагни, Парашурамой. Он никогда не расстается со своим боевым топором. В это время тысячерукий царь хайхайев Арджуна Картавирья, захвативший власть над миром, жестоко притесняет брахманов. Мстя за смерть отца, убитого кшатриями – родичами Картавирьи, Парашурама 21 раз истребляет заново нарождающиеся поколения кшатриев, кровью которых наполняет 5 озер на Курукшетре. Передав затем власть над землей брахманам, он забрасывает свой железный топор в реку Брахмапутру и удаляется навеки в пещеры горы Махендра.

Рама.

Вишну воплотился в образе царевича Айодхьи (герой поэмы «Рамаяна»), чтобы спасти мир от притеснений правителя Ланки, демона Раваны (см. штат Уттар-Прадеш).

Кришна. Самое значительное из воплощений Вишну (см. штат Уттар-Прадеш).

Будда.

Вишну воплотился в образе Будды, чтобы ввести в заблуждение грешников, побудить их к отрицанию вед и тем самым уготовить им проклятие и гибель. Согласно санскритской поэме «Гитаговинда» Джаядэвы (кон. XII – нач. XIII в.), Вишну стал Буддой из сострадания к животным, чтобы положить конец кровавым жертвоприношениям.

Калкин

(букв. «Тот, кто на белом коне»). Будущее воплощение Вишну в образе человека верхом на белом коне, с пылающим мечом в руке. Родившись в брахманской семье, Калкин становится свидетелем деградации человечества в период Кали-юги. Он видит порочность людей, нарушение вековых традиций, установлений и обрядов, миграцию населения под угрозой голода и притеснений, наступление смуты, возбуждаемой «низкими» пришельцами (дасью) и шудрами. Калкин восстает против этого и уничтожает варваров и «низких». С помощью царских обрядов (ашвамедха и дигвиджая) восстанавливает пределы власти чакравартина (правителя мира) и возрождает общественное устройство, предписывающее каждому сословию (варне) на соответствующей стадии жизни (ашрама) исполнять определенные обязанности. Многие люди воспринимают предсказание о Калкине серьезно и ждут его появления.

Легенда о происхождении святилища Вишну на холме Тирумала

Однажды божественный мудрец-риши Нарада пришел на берег священной реки Ганги, где другие мудрецы собрались совершить жертвоприношение. Нарада спросил, кому из трех верховных богов – Брахме, Вишну и Шиве – они собираются совершить приношение. Затруднившиеся с ответом мудрецы поручили Бхригу, наставнику богов и асуров (демонов), решить эту задачу. Бхригу сначала отправился в «мир Брахмы» (Брахмалока, высшее из шести небес, поднимающихся над землей), но Брахма не обратил на него внимания. Тогда Бхригу посетил обитель Шивы на горе Кайласа, но тот был так увлечен своей супругой Парвати, что также проигнорировал появление божественного мудреца.

Наконец Бхригу отправился в обитель Вишну – Вайкунтху. Вишну был также поглощен общением со своей супругой Лакшми и не заметил появления мудреца. Разозленный Бхригу ударил Вишну в грудь, где сидела Лакшми, но Вишну остался спокойным и даже спросил мудреца, не повредил ли он что-нибудь себе. Удивленный благодушием Вишну Бхригу возвратился к остальным мудрецам и сказал, что Вишну больше всех заслуживает того, чтобы ему совершили жертвоприношение.

Лакшми же не простила Вишну великодушия к мудрецу и в гневе покинула бога, отправившись в Колхапур (Kolhapur, штат Махараштра). Вишну, для которого разлука с Лакшми была невыносима, долго искал ее. В конце концов он оказался на горе Венката (Venkatadri Hill) у реки Свамипушкарни (Swamipushkarni), где, расположившись на муравейнике, погрузился в медитацию. Постепенно над Вишну вырос целый холм, получивший название Тирумала.

По прошествии многих лет Вишну женился на Падмавати, дочери местного царя Акашаи. Поскольку Лакшми, богиня богатства и процветания, покинула его, у Вишну не было средств на собственную свадьбу, и он занял их у Куберы, божества богатства. С тех пор паломники со всей Индии стали приходить на гору Тирумала, чтобы, подобно мудрецам, совершить приношение Вишну. Они верят, что этим помогают Вишну расплатиться с долгами и надеются, что бог также поможет им.

Искусственное озеро Хусейн Сагар

(Hussain Sagar/Tankbund, между Хайдарабадом и Секундерабадом)

часовая прогулка на катерах APTDC Bhageerathi и Bhagmati

11.00–15.00, Rs 50, 18.00–20.00, Rs 75.

Озеро создано в XVI в. и названо в честь Хусейна Шах Вали, который помог султану Голконды Ибрахиму (правил 1550–1580) излечиться от серьезной болезни. По другой версии, Хусейн Шах был зятем султана и отвечал за земляные работы.

Посреди озера на скале возвышается огромная 17,5-метровая статуя (350 т) Будды Пурнима, или Будды Полной Луны. Статуя изготовлена в Раигире (Raigir, 50 км от Хайдарабада) в начале 1990 г. Баржа, перевозившая идола к месту установки, затонула, и 2 года Будда пролежал на дне озера. В 1992 г. гоанская компания подняла статую со дна и установила ее на пьедестале.

Лодки регулярно курсируют к статуе от парка Лумбини (Lumbini Park, вт-вс 9.00–21.00, Rs 5), расположенного вблизи Secretariat Road. 30-минутная поездка туда и обратно (ежедн. 9.00–21.00) стоит Rs 25 с чел.

Расскажем про крупный индийский мегаполис, его будничную жизнь и самые важные исторические моменты. Почитайте перед поездкой.

Где находится

Кажется, что жизнь здесь многие годы не меняется. Турист, побывавший в этих местах 10 или даже 20 лет назад, вряд ли заметит какие-то изменения. Те же вывески магазинов и лавчонок, торгующих в одном месте металлоизделиями, в другом - тканями, одеждой, покрывалами, с годами почти не меняющимися в своем покрое и рисунке. Такие же торговцы горшками и браслетами.

Будничная картина

Вело- и моторикши, обгоняя друг друга и опасно виражируя перед автомобилями, катят свои коляски с пассажирами или порожняком.


Вот утомленный рикша загнал свою коляску в тень у тротуара, свернулся калачиком в кибитке, выбросив ноги на руль, и сладко, но тяжело, спит в неудобной позе, в неуютной постели.

По улице едет на мотоцикле полицейский, одетый по всей форме: с красно-фиолетовым тюрбаном на голове и толстыми, цвета хаки гетрами на ногах и… босиком. Идут женщины. Одни, укрыв лицо чадрой или отбросив ее на голову, чаще всего в черном - мусульманки. Другие в ярких или выцветших сари - индуски. Одежда, прическа, весь облик мужчин в густой пестрой толпе выдают их принадлежность к определенной религии: индуизму, исламу и, реже, к джайнизму, сикхизму, буддизму. Даже беглый взгляд на толпу раскрывает незыблемость косных дедовских устоев.


Страница истории

На улицах Хайдарабада и сросшегося с ним города Секундерабада появились новые здания. А в стороне от главной магистрали, в узких сонных переулках тянутся на многие кварталы, как и раньше, облупленные, наверное, ни разу небеленые высокие стены дворцов низама, местного правителя, того самого, что еще недавно слыл самым богатым человеком в мире. Золото, драгоценные камни, шедевры искусства, которые разнесли по свету славу о нем как о владельце редкостных сокровищ, были получены в годы колониальной зависимости.

Когда другие княжества Индии еще боролись против завоевателей, низам принял сторону колонизаторов. В благодарность захватчики позволили низаму принять участие в разграблении боровшегося против них княжества Майсур. Да и позже они не обходили своими милостями своего верного слугу, дорожившего больше всего на свете своим троном и сокровищами.

Умерший уже в годы бурного роста республики, низам встретил независимость вооруженным сопротивлением. Он послал свою армию воевать против обретавших свободу индийцев, но, убедившись в своей неспособности противостоять всей стране, прекратил сопротивление и капитулировал перед волей народа.

Правительство выплачивало ему ежегодно пять миллионов рупий пенсии да столько же давало ему на «содержание дворцов» правительство штата Андхра-Прадеш.

Махараджи, раджи, низамы и прочие правители мелких и крупных княжеств в трудные для государства дни, перед провозглашением независимости, когда страна была во власти кровавой резни, спровоцированной колонизаторами, заявили, что они не согласны на включение их владений в Индийский Союз. Тем самым они стремились свести на нет освободительную борьбу населения княжеств, расчленить страну на мелкие государства, в которых им были бы сохранены хоть жалкие, но свои троны. Когда князья увидели, что все силы национально-освободительного движения стоят и против колонизаторов, и против них, то устроили торг, все еще надеясь с помощью чужеземных господ сохранить свои троны.

Новое правительство вынуждено было принять условия, на которых князья соглашались отказаться от «богом данных» прав на престол. Хотя насчет того, кем даны, эти права, есть точные доказательства. Вот одно из них: в 1884 году английские колониальные власти опубликовали закон, гласивший: «Наследование трона туземных государств считается недействительным, пока оно не получит признания британских властей».

Князья были марионетками и вовсе не суверенными монархами, как они доказывали, ведя торг с независимой Индией. В прошлом колонизаторы открыто признавали, что они сохраняют за погрязшими в интригах и эгоизме раджами их привилегии только потому, что это позволяет британской короне надежнее владеть страной, разжигая в ней раздоры и междоусобицы, мешающие объединению антиколониальных сил.

С князьями вел торг один из руководителей Национального конгресса, признанный лидер правого крыла партии Сардар Патель. Ему больше, чем кому иному, верили титулованные особы. И он в некоторой мере оправдал их надежды, пойдя на сохранение привилегий князей. Но и Сардар Патель, ведя переговоры с князьями, сетовал в докладе руководителю партии Махатме Ганди:

«Кажется, не будет конца интригам наваба Бхопала. Денно и нощно он занимается разжиганием розни между князьями, добиваясь их отказа войти в Индийский Союз. Князья безмерно слабы. Они полны фальши, ханжества».

Наконец, князья сторговались с Пателем. Однако для народа цена оказалась чрезмерно высокой. Прежде всего князья получили право на ежегодное персональное вознаграждение - пенсию. Ее сумма зависела в основном от того, как ловко торговался будущий получатель. Но почти во всех случаях цифры оказались крупными.

Низам Хайдерабадский. Ему была назначена самая, высокая пенсия. А ведь он владелец несметных сокровищ: кроме запасов золота и драгоценностей, у него обширные земли, обрабатываемые его людьми или сдаваемые в аренду. У него всевозможные мастерские, в которых трудятся известные далеко за пределами Индии кустари-умельцы.

В городе нетрудно увидеть, что и сейчас судьба многих жителей столицы Андхра-Прадеш зависит от низама. Большие богатства сохранили махараджи и навабы Бхопала, Майсура и других княжеств.

Роскошь, несчитанные богатства дворцов внутри и их обшарпанный вид снаружи как бы иллюстрируют все поведение последних низамов. Однако и здесь подтвердилась необратимость хода истории. После победы на выборах в 1970 году Национальный конгресс, очистивший себя (может быть, и не полностью, но основательно) от последователей Сардара Пателя, провел через парламент решение о лишении титулованных особ привилегий и пенсий.


Политические партии

Появились и развили бурную деятельность различные политические партии. Каждая партия имеет свой избирательный символ, свои флаги: у коммунистов - традиционный серп с молотом, у Национального конгресса, владеющим наибольшим числом мандатов, - рука на фоне флага, у Бхаратия джаната парти - древний светильник с язычком пламени. Были символы велосипед, слон, крестьянская хата, зонтик и другие. Почему такое внимание к символике? Дело в том, что неграмотные люди, а их и сейчас немало, запомнят рисунок символа, но не смогут прочесть имени кандидата.

Индия создала государственный сектор и стала планово развивать свое хозяйство. В нем были созданы предприятия, заложившие основу индустриализации: металлургические, тяжелого машиностроения, горного оборудования, тяжелого электромашиностроения, мощные тепловые и гидроэлектростанции и другие


Притягательность Хайдарабада лежит в его удивительной истории. Один из крупнейших городов Индии хорошо известен дворцами, гробницами, исламскими минаретами, индуистскими храмами, британской колониальной архитектурой и многовековой торговлей алмазами. По существу, весь город пронизан архитектурными жемчужинами (как в былые времена одежда их правителей была усыпана золотом и жемчугом). Когда-то важный центр исламской культуры, архитектурное наследие Хайдарабада вполне сравнимо с Дели , Агрой и Фатехпур Сикри . Здесь, в старом городе, находился один из исламских культурных центров Индии. Низамы (титул правителя) Хайдарабада в прошлом были самыми богатыми людьми на планете, построенные ими исторические монументы являются ярким тому подтверждением. Время низамов прошло, но оставленное ими наследие все еще источает великолепие древнего Хайдарабада. Его невысокая посещаемость иностранными туристами вызывает удивление, учитывая множество исторических памятников и богатство культуры.

Хайдарабад - общая информация

Город с 400-летней историей был назван в честь жены правителя Мухаммеда Кули Кутб Шаха. Он спланировал Хайдарабад по примеру легендарного города Исфахан в Персии, “не имеющей аналогов в мире и являвшийся райским городом на Земле”. Богатство и процветание Хайдарабада основывалось на торговле жемчугом, золотом, тканями, но, в первую очередь, алмазами, которые, как некоторые считают, до сих пор остаются спрятанными под фундаментом крепости Голконда в 11 км от города. Когда-то это был самый знаменитый район добычи алмазов в мире, в котором был добыт Кохинур весом 105 карат, Орлов 189,62, Регента 140,64 и Хоупа 45,54. Легендарное богатство Голконды привлекло внимание императора Великих Моголов Аурангзеба, захвативший крепость в 1687 году. Когда империя Великих Моголов начала рушится, предприимчивый местный наместник Асаф Джах I быстро провозгласил себя низамом и установил свое правление над княжеством Хайдерабад. Укрепив свою власть союзом с Британской Ост-Индской компанией в 1798 году. Хайдарабад стал влиятельным княжеством в составе Британской Индии.

Последним, седьмым низамом Хайдарабада стал Aсаф Джах VII в 1911 году. Он возглавлял крупнейшее из княжеств в составе Британской Индии. Территория 223 000 км ² примерно равнялась площади современной Великобритании. Ее правитель был самым высокопоставленным князем в Индии, и одним из пяти князей, которому, согласно протоколу визитов, полагался 21-пушечный салют. За значительный финансовый вклад в военные усилия Британской империи ему был пожалован уникальный титул "Его Высочество Возвышенный" и "Верный союзник Британской короны".

22 февраля 1937 г. журнал Time magazine назвал Aсаф Джах VII самым богатым человеком в мире. Его состояние оценивалось в 2 млрд. американских долларов в начале 1940 года или 2% экономики США в то время. Для сравнения, бюджет новообразованного государства Индия составлял 1 млрд. долл. США. Низам считался самым богатым человеком в Южной Азии до самой своей смерти в 1967 году, хотя его состояние и сократилось до 1 млрд. долларов США к тому времени. Его огромное богатство было накоплено путем получения дохода от права на разработку недр. Стоит отметить, что его княжество Хайдарабад было монопольным поставщиком алмазов на мировой рынок до 19 века.

Aсаф Джах VII был щедрым правителем, покровительствовал образованию, наукам, ремеслам. Период его 37-летнего правления ознаменовался началом использования электричества, строительством железных и автомобильных дорог, развитием воздушного транспорта, осуществлялись ирригационные проекты. До 11% бюджета княжества низам тратил на образование. Начальное образование стало обязательным и предоставлялось бесплатно для всех бедных. При нем был основан Османский университет в Хайдарабаде, ознаменовавший новую эру в истории британской политики в области образования в Индии. Почти все крупные общественные здания в Хайдарабаде, и многие другие памятники были построены во время его правления.

Хайдарабад был единственным туземным княжеством в составе Британской Индии, где правитель имел право иметь свою валюту. В 1941 году низам получил право основать Государственный банк княжества.

После объявления Индией независимости в 1947 году, страна была разделена на две части: Индию и Пакистан. Когда британские войска покинули Индию в 1947 году, низам отказался присоединиться к Индии или Пакистану, предпочитая сформировать отдельное государство в составе Британского Содружества наций. Но большинство подданных Aсаф Джаха VII были индусами, а его княжество окружено со всех сторон территорией Индии. Индийские правительственные войска вторглись в Хайдарабад в 1948 году и через 5 дней боев низам капитулировал.

Aсаф Джах VII умер 24 февраля 1967 года. Смерть низама ознаменовала конец княжеской эпохи. Его похоронная процессия была одной из крупнейших в истории Индии.

Хайдарабад когда-то служил резиденцией разбогатевших на торговле алмазами низамов, а теперь превратился в город высоких технологий, сконцентрировав на своей территории компании электронной и компьютерной индустрии, научно-исследовательские и образовательные центры. Хайдарабад стал ведущим центром развития ИТ-индустрии в Индии. Много компаний выпускающих программное обеспечение, консультирующие их фирмы, в том числе несколько транснациональных корпораций, создали свои офисы и производства в городе, включая Microsoft, Oracle, Infosys, Dell. Благодаря активному развитию информационных технологий, Хайдарабад является вторым экспортером программного обеспечения в Индии, а сам город называют второй Силиконовой долиной в Индии после Бангалора (при этом опережает Ченнай).

Несмотря на развитие современного бизнеса, город погружен в историю: на дорогах громыхают повозки, запряженные верблюдами и волами, на улицах встретите мусульманских женщин, одетых в черную паранджу, а в центре мегаполиса познакомитесь с богатым историческим наследием, оставленным после себя низамами.

Хайдарабад: обзор достопримечательностей

Хайдарабад - Город жемчуга

Хайдарабад хорошо известен в мире под именем Город жемчуга. Что интересно, Хайдерабад расположен далеко от моря, но получил название Город жемчуга! Низамы были страстными поклонниками жемчуга, бриллиантов и всячески покровительствовал их торговле. Они не только носили одежду, украшенную жемчугом и бриллиантами, но и использовали измельченный жемчуг в качестве косметического средства. Покровительство и богатый образ жизни низамов привлекал в город квалифицированных мастеров со всего мира. С того времени искусство обработки жемчуга передается из поколения в поколение.

Высокое мастерство и низкая стоимость рабочей силы сделали Хайдарабад крупнейшим центром торговли жемчугом в Индии, и одним из крупнейших в мире. Необработанный жемчуг импортируют из Китая и Японии. На окраинах города есть поселки, в которых почти все население вовлечено в тонкий процесс обработки жемчуга, а затем сортировки в соответствии с формой, размером, блеском и однородностью. Ювелиры украшают жемчуг золотом, рубинами и изумрудами. Обработанный жемчуг экспортируют на рынки Европы и США.

Хайдарабад привлекает туристов и ценителей украшений из жемчуга. Улица Patther Gatti состоит преимущественно из магазинов по продаже изделий из жемчуга, некоторые магазины занимаются его продажей более ста лет. Хороший выбор жемчуга в районе мечети Чарминар. Посещение Хайдарабада нельзя считать завершенным без покупки украшений из жемчуга.

Чарминар


Чарминар в буквальном переводе означает Четыре минарета. Кули Кутб Шах построил это знаменитое сооружение в 1591 в память об окончании эпидемии чумы в городе. Говорят, что он молился на этом месте и поклялся построить мечеть на этом самом месте. Чарминар уже давно превратился в символ Хайдарабада и входит в число самых узнаваемых зданий Индии. Башни поднимаются на высоту в 48,7 м над землей. На верхнем этаже есть мечеть, у основания одной из башен расположен индуистский храм. В отличие от Тадж-Махала , четыре рифленых минарета Чарминара встроены в основное здание. 149 лестничных ступенек внутри минаретов ведут на верхний этаж, откуда открывается панорамный вид на город.

Особенно красиво Чарминар выглядит ночью. Он расположен по центру дороги с интенсивным движением автотранспорта, но уже полным ходом идет проект о превращении прилегающей территории в пешеходную зону.

Голконда


Расположенный в 11 км к западу от Хайдарабада город-крепость Голконда в гастоящее время лежит в руинах. Город был построен в 13 веке правителями династии Какатия. Он расположен на гранитном холме высотой 120 метров и окружен массивными зубчатыми валами. Форт являет собой гигантский оборонный комплекс, длина внешних стен составляет около 10 км. Во времена династии Кутб Шахи (1518–1687) город был ядром одного из самых мощных мусульманских султанатов в регионе и центром процветающей торговли алмазами. В 1687 году крепость выдержала девяти месячную осаду императора Великих Моголов Аурангзеба и пала через предательство. Захватив крепость и алмазы, Аурангзеб стал самым богатым монархом в мире. После осады, форт пришел в упадок.

Одной из интересных особенностей крепости была прекрасная система акустики, благодаря которой хлопок в ладоши возле главных ворот форта был слышен в верхней части цитадели, расположенной на высоком гранитном холме.

В 16-ом веке Голконда стала центром процветающей торговли алмазами и драгоценными камнями, добываемы на расположенных неподалеку приисках. В то время это был единственный алмазный прииск в мире. Многие знаменитые алмазы были извлечены из этих приисков. В подземелье форта хранились знаменитые алмазы Кохинор, Хоупа, Регента и многие другие. В эпоху Возрождения и более поздний период имя "Голконда" приобрело легендарную ауру и стало синонимом огромного богатства. Прииски служили источником богатства низамов Хайдарабада вплоть до включения княжества в состав независимой Индии.

После заката солнца демонстрируется шоу, во время которого крепость освещена подсветкой и расказывается история форта. Возле форта есть много узких улочек с многочисленными магазинчиками.

Дворец Чоумахалла


Чахар на персидском означает четыре, махалат на арабском означает места, следовательно, название Чоумахалла можно перевести как четыре места, или четыре дворца. Дворец Чоумахалла в Хайдарабаде служил официальной резиденцией низамов династии Асаф Джах.

Все официальные церемониальные функции, включая инаугурацию низамов, приемы генерал-губернатора проходили в этом дворце.
Строительство дворца началось во второй половине 18 века и завершилось между 1857 и 1869 годами. На протяжении десятилетий он впитал в себя синтез многих архитектурных стилей и влияний. Дворец является уникальным по своему стилю и элегантности.
Чоумахалла состоит из двух дворов, южного и северного, Зала для аудиенций, фонтанов и садов. Изначально он занимал площадь 180 000 м2, до сегодняшнего дня сохранилось только 57 000 м2.

15 марта 2010 года дворец Чоумахалла получил престижную премию ЮНЕСКО за заслуги охране и реставрации памятников культуры азиатско-тихоокеанского региона.

Дворец Фалакнума


Дворец Фалакнума является одним из лучших дворцов в Хайдарабаде. Сначала он принадлежал знатному семейству Пайгах, но позже его приобрел шестой низам Хайдарабада.

Дизайн спроектировал английский архитектор, строительство началось 1884 году, а спустя 9 лет было завершено. Дворец имеет форму скорпиона и является редким сочетанием итальянской и английской архитектуры периода Тюдоров.

Дворец Фалакнума в Хайдарабаде постигла та же участь, что и многие другие великолепной крепости, дворцы и особняки после обретения Индией независимости. Лишенные средств на содержание, они медленно приходили в упадок.

В 2000 году начался ремонт и восстановление дворца. После окончания реставрации (ноябрь 2010) дворец был открыт в качестве элитного отеля. Он имеет 220 роскошно оформленных комнат и 22 просторных зала. Интерьеры включают в себя венецианские люстры и сложные фрески, открытые террасы, редкие ценные предметы, в том числе картины, статуи, мебель, рукописные книги. Дворец имеет знаменитый обеденный зал, способный вмещать 100 гостей и считается самым большим в мире. Зал приема гостей обставлен мебелью из орехового дерева, зеркалами ручной работы, потолки украшены сложной декоративной резьбой. Залы дворца украшает богатая коллекция венецианских люстр.

Испанская мечеть


Испанская мечеть построена в 1906 году по примеру Соборной мечети Кордовы в Испании. Экстерьер и интерьер мечети в основном напоминает собор-мечеть в Кордове. Это единственная в своем роде мечеть в Индии в мавританском стиле архитектуры, главной особенностью которой являются шпили вместо обычных минаретов и куполов, придающие этой мечети-церкви особенный внешний вид.

Гробницы султанов династии Кутб Шахи


Знаменитые семь гробниц правителей династии Кутб Шахи расположены в 10 км от Хайдарабада рядом с крепостью Голконда. Все гробницы являют собой одноэтажные строения за исключением мавзолея пятого султана династии. В центре каждой гробницы находится саркофаг, накрывающий сверху усыпальницу.

Гробницы султанов династии Кутб Шахи, основателей и правителей Хайдарабада, выдержали испытание временем и прекрасно сохранились. В начале 19 века они прошли реставрацию, рядом был разбит прекрасный сад. Здесь погребены все, кроме последнего из султанов династии Кутб Шахи.

Мекка Масджид


Мекка Масджид является одной из старейших мечетей в Хайдарабаде, и одной из самых больших в Индии. Мухаммед Кутб Шах начал строительство в 1617 году, а император Великих Моголов Аурангзеб завершил в 1694. Главный зал мечети способен вместить десять тысяч верующих одновременно. Полагают, что Мухаммед Кутб Шах распорядился доставить кирпичи из Мекки для строительства центральной арки, отсюда и название мечети.

Киностудия Рамоджи

Киностудия Рамоджи, согласно Книге рекордов Гиннеса, является самым крупным кино комплексом в мире: более 800 гектаров съемочных площадок, искусственных городских пейзажей, павильонов звукозаписи, складов, студий монтажа, гостиниц, ресторанов и огромный тематический парк. Комплекс был открыт в 1996 году и расположен примерно в 25 км от города Хайдарабад.

Комплекс киностудии Рамоджи насчитывает более 500 мест для съемок фильмов. На его территории могут вестись съемки одновременно нескольких десятков фильмов. Он привлекает не только кинематографистов Индии, но и со всего мира, включая Голливуд.

Сначала киностудия просто снимала фильмы. Но спустя два года после основания, она начала принимать туристов, и теперь ее посещают свыше миллиона туристов в год. Туристы могут посетить развлекательный тематический парк, японский сад, искусственные водопады, пещеры, терминал аэропорта, больницу, железнодорожный вокзал, церкви, мечети, храмы, торговые площади, дворцовые интерьеры, замки, сельские комплексы, городские жилища, побывать на улицах городов периода империи Маурьев, Великих Моголов или американского Дикого Запада. На территории киностудии проживает медиа-магнат Рамоджи Рао в единственном доме, не являющийся декорацией. Посетив Хайдарабад, не упустите возможность побывать в самой крупном комплексе киностудии в мире.

Крепость Голконда располагается примерно в 11 километрах от жемчужного города Хайдарабада. Своё название крепость получила, будучи столицей султаната с одноимённым названием с 1512 по 1687 год. Само слово Голконда произошло от сочетания слов на языке телугу Голла-Конда, что означает Пастуший холм.

Голконда раскинулась на высоком гранитном холме и окружена по периметру массивными зубчатыми валами и рвами. Хотя форт сейчас лежит в руинах, но комплекс сохранился довольно хорошо: на внешней стене красуются полукруглые бастионы, которые до сих пор оснащены пушками. Главные ворота утыканы шипами, которые в былые времена удерживали боевых слонов от входа в крепость. Всего в комплексе восемь ворот. На территории города-крепости находится множество мечетей, храмов, залов и прочее. Одна из крепостей когда-то служила сокровищницей государства и государственной тюрьмой.

В 18 мавзолеях, украшенных высокими куполами, похоронены правители династии Кули Кутб Шахов. Гранит, из которого построены мавзолеи, отделан так искусно, что представляет собой шедевр обработки камня.

Голконда в древние времена была рынком алмазов, которые добывались и обрабатывались в округе.

Чарминар

Мечеть Чарминар переводится буквально, как «Мечеть Четырех минаретов» или, согласно иной трактовке, «Четыре Башни».

Этот памятник архитектуры расположен в городе Хайдарабад, который является частью административного центра Индии Андхра-Прадеш. Возведенный голкондским султаном Мухаммедом Кули Кутб Шахом в память об успешном окончании разрушительной эпидемии чумы.

Здание данной мечети имеет правильную квадратную форму. Каждая из сторон длиной ровно 20 метров, у каждого угла здания есть довольно высокий минарет. Все эти четыре минарета, чрезвычайно изящно вырезанные, возносятся в небесную высоту, более чем на 48 метров выше основания мечети. Благодаря данному факту, визуально они доминируют над окружающим пейзажем на несколько километров вокруг.Кроме немалой возвышенности, каждый минарет имеет по четыре уровня, изящно отмеченные вырезанными кольцами по диаметру минарета.Каждая сторона структуры открывается в площадь гигантскими арками, пропускающими четыре главных проезда, которые когда-то были королевскими дорогами. Арки затмевают другие особенности здания, кроме минаретов. Установленые в 1889 году, в арках и поныне размещены часы.

Самые популярные достопримечательности в Хайдерабаде с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Хайдерабада на нашем сайте.