Римский акведук во франции. Акведук пон-дю-гар - древнеримское наследие

Был сооружен римлянами для бытовых нужд: чтобы перебросить через реку Гар водопровод для снабжения питьевой водой города Нима.
Высота моста составляе 49 метров, длина – 275 метров, он был лишь частью целой системы мостов и акведуков, тянувшихся на расстояние 48 км от источника Ойр, возле города Юзеса до Нима .
Надпись на акведуке свидетельствует, что он сооружен в 19 году до н.э. при полководце и проконсуле Агриппе, друге и зяте императора Августа. Однако новейшие исследования свидетельствуют о том, что строительство велось в середине I в. н. э. На камнях моста до сих пор можно увидеть отметки, сделанные рукой древних строителей, например на передней стороне моста слева под № 3 – "FR S III – frons sinistra" .
состоит из аркад, расположенных тремя ярусами. Каменные блоки сложены простой кладкой без облицовки и без использования раствора, выпирающие по сторонам необработанные камни использовались в качестве опор для деревянных строительных лесов и для ухода за акведуком. Поскольку вода в этих местах очень насыщена минеральными солями, отложения их со временем наслаивались на дно водопровода и их надо удалять.

Акведук использовали до IX в., а потом из-за отсутствия ухода, стенки моста покрылись толстыми кальциевыми отложениями, и он вышел из строя.
И в XVII веке нижняя аркада моста была приспособлена под мост и здесь проходила автомобильная дорога. Опоры второго яруса сузили, чтобы освободить пространство для движения по мосту людей.
Сейчас автомобильное движение по мосту запрещено.
Мост-акведук включен в Список исторического и культурного наследия ЮНЕСКО с 1985 г.


Около Гардского моста находятся пляжи, треккинг маршруты. От остановки автобусов и автостоянки к мосту ведет дорога вдоль, которой расположены кафе и зоны отдыха. (www.pontdugard.fr )

Проезд до Пон-дю-Гара:
- из Нима автобусы - www.edgard-transport.fr/ftp/FR_lignes/B21_Pont.St.Esprit-N%EEmes.pdf
- из Авиньона автобусы - www.edgard-transport.fr/ftp/FR_lignes/B22_Pont.St.Esprit-Avignon.pdf
http://www.edgard-transport.fr

На автомобиле:
- от Нима: D6086, D19.
- от Авиньона: N100, D6100, D19.

От виадука – к акведуку 🙂 Именно этим принципом мы руководствовались, когда решили посмотреть на древнеримский Пон-дю-Гар, расположенный не так уж и далеко от .

Неугомонные древние римляне переплюнули тут самих себя, забабахав акведук высотой с современный 16-этажный дом. Перекинутый через реку Гардон, этот гигантский мост был частью 50-километрового водопровода, снабжающего питьевой водой древнейший на нынешней французской территории римский город Ним (Nimes).

Добраться до Pont du Gard довольно легко, на всем пути знаки хорошо расставлены. Существует такой момент: парковки есть на обеих берегах реки, но на левом просто толпы, даже столпотворение из туристических автобусов. На правом же берегу была тишь да гладь, бесплатная стоянка, да приятная тенистая аллея, ведущая к акведуку.

У учёных нет однозначного ответа о времени сооружения этого акведука. Одни считают, что он был построен в 19 году до н.э., другие – что в середине 1-го века н.э. Пон-дю-Гар возведён из каменных блоков, некоторые из которых весят почти 6 тонн, и уложены друг на друга без скрепляющего раствора.

На правом берегу, немного не доходя до самого строения, есть старая каменная лестница, поднявшись по которой до обзорной площадки, можно посмотреть на мост сверху.

Река Гардон (она же Гар или Гард) с высоты выглядит весьма живописно. Протяженностью 133 километра, она заканчивается, впадая в Рону.

Акведук трёхъярусный: в нижнем ярусе шесть арок, в среднем – одиннадцать, в верхнем – тридцать пять. По мере приближения к берегу ширина арок уменьшается.

В древние времена Pont du Gard подсоединялся к водозабору, от которого в пяти направлениях расходились трубы. Транспортировка воды только за счёт силы тяжести была очень эффективна: через акведук проходило 20 000 кубических метров воды в день.

К 9-му веку акведуком перестали пользоваться по назначению, превратив его в обычный мост (проработал каких-то жалких 900 лет:). Для пропуска габаритных транспортных средств часть опор была выдолблена, что создало угрозу обвала всего сооружения. В 1747 г. неподалёку построили современный мост, движение по Пон-дю-Гару постепенно сошло на нет, а сам древний памятник отреставрировали по приказу Наполеона III.

Пон-дю-Гар пересекает ущелье реки Гардон в окрестностях римского города Немауса, который в наши дни французы называют Нимом. Римляне выстроили Пон-дю-Гар в I в. н.э. для снабжения города водой, поступавшей из того самого природного источника, где сейчас берет воду всемирно известный бренд «Perrier». Мост-акведук является всего лишь частью 50-километровой водопроводной системы, доставлявшей воду от источника в город Ним без единого насоса. Римские инженеры использовали простейшие измерения и расчеты, чтобы водопровод постепенно спускался от источника к городу и вода текла по нему сама благодаря действию силы тяжести.

Пон-дю-Гар - образец мастерства древних архитекторов. Отдельные блоки, каждый весом до 6 тонн, были уложены в кладку без видимого применения строительного раствора - по методу, известному как «опус квадратум». Римляне дополнительно укрепили конструкцию, несколько изменив стандартный порядок укладки облицовки. Вместо чередования половинок и целых блоков в каждом ряду они выкладывали попеременно ряд целых блоков и ряд половинок. Это значительно увеличило прочность постройки в целом за счет некоторой свободы движения.

Опоры нижнего и среднего ярусов стоят точно друг на друге, чтобы не обременять дополнительным весом арочные пролеты. Ширина пролетов постепенно уменьшается в обе стороны от середины акведука к берегам, чтобы соответственно уменьшить вес, который несет каждая арка. Гигантские ключевые камни весят по 6 тонн каждый. Они обтесаны с особой аккуратностью и поставлены на свои места.

Три яруса Пон-дю-Гар поднимаются на высоту 49 м и имеют 52 арки. Самый нижний ярус состоит из 6 арок, общая его длина 142 м, высота 22 м и ширина 6 м. Средний ярус из 11 арок длиной 242 м, высотой 20 м и шириной только 4 м. Верхний ярус, по которому проходил водопровод, имеет длину 275 м, высоту 7 м и ширину 3 м. Выложенный в камне канал для воды поддерживали 35 относительно небольших арок. Этот канал шириной 1,2 м и глубиной 1,8 м до сих пор находится в хорошем состоянии. Градиент его спуска - около 19 см на 1 км. В свое время он за сутки доставлял в город 20 000 куб. м воды.

После IV в. акведук практически перестали чистить, так что к IX в. он окончательно оказался забит солями и мусором и перестал служить водопроводом. Однако вплоть до XVIII в. его использовали как пешеходный мост. В 1747 г. для пешеходов рядом выстроили новый мост.

В наши дни Пон-дю-Гар является одной из самых посещаемых туристами достопримечательностей юга Франции. И по нему все еще можно пешком перейти через реку Гардон.

Хронология

  • 1в. н.э.: Построен Пон-дю-Гар, служивший акведуком.
  • Vb.: Водопровод заилился из-за нехватки обслуживания и перестал действовать.
  • XIXв.: Наполеон III восстановил Пон-дю-Гар.
  • 1985: Пон-дю-Гар включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Факты

  • функции: Пон-дю-Гар служил как водопровод и пешеходный переход. Для его кладки использован местный известняк.
  • Размеры: Высота 49 м, длина 275 м в самом широком месте.
  • Ширина арочных пролетов: Самая большая арка шириной 24,4 м.
  • Градиент спуска: Канал шириной 1,2 м понижается на 1 9 см на каждый 1 км.
Путешествие по Франции. Акведук Пон-дю-Гар (Pont du Gard)

Пон-дю-Гар в переводе с французского означает "мост через (реку) Гар". Этот древнеримский акведук простоял более двух тысячелетий и является самым высоким из сохранившихся до нашего времени древнеримских акведуков, а также самым большим из когда-либо возводимых римлянами сооружений такого рода. Река название Гардон, но раньше её называли Гар. Возведён Пон-дю-Гар был в 19 году до н.э. при Марке Агриппе, друге и зяте императора Августа.

Этот гигантский мост был частью 50-километрового водопровода, снабжавшего питьевой водой древнейший на нынешней французской территории римский город Ним. Мост надежно функционировал почти четыре столетия и являлся одним из основных звеньев акведука в Ниме.

Благодаря акведуку каждый из 50 тысяч жителей Нима мог расходовать по 400 литров воды ежедневно. По городу вода расходилась по трубам, изготовленным из свинца. О том, что этот металл опасен для здоровья, уже знали, но мирились с данностью, поскольку из-за повышенной жесткости воды стенки труб вскоре всё равно покрывались защитным слоем кальция. А вот стены и дно канала были экологически чистыми - их построили из камня и облицевали розовой мальтой (гладкой, водонепроницаемой смесью извести, свиного жира и млечного сока незрелых фиговых плодов).

Пон-дю-Гар состоит из аркад, расположенных тремя ярусами. Шесть арок образуют нижний ярус, одиннадцать — средний, и тридцать пять составляют верхний ярус, непосредственно по которому и пролегает водопровод.

Высота акведука 48,77 (размер 16-этажного дома) и длина 275 метров. Глубокая долина, где стоит акведук, известна своими ураганными ветрами, а весной темная спокойная река превращается в бурные потоки воды, заливающие окрестности.

Исследователи выяснили, что несущей частью моста является только одна из шести нижних арок. Пон-дю-Гар сложен из шеститонных камней, так плотно пригнанных друг к другу, что его строителям не понадобился известковый раствор. Конечно, скорость местных ветров могла бы создать небольшие трещины в швах каменной кладки, и тогда началось бы постепенное разрушение моста, но этого не случилось, поскольку Пон-дю-Гар имеет двукратный запас прочности.

Перепад высот между источником, снабжавшим водопровод, и бассейном в Ниме был равен всего 17 метрам, так что, проектируя туннели и мосты, которые должны были стать частью акведука, римским строителям приходилось заботиться о ничтожно малом среднем уклоне по трассе водоканала, не превышающем 34 см на 1 км! Такой уклон незаметен для глаз, поэтому даже небольшая ошибка строителей могла привести к застою бегущей воды, но римские строители предусмотрели не только это, они учли опасность переполнения канала, способ его чистки и многие другие тонкости, незаметные непосвященным. Кстати, до сих пор остаётся загадкой, как римлянам удалось так точно всё рассчитать — ведь математические формулы, которые и в наши дни применяются при строительстве водопроводов с подачей воды самотеком, были выведены только в XIX веке!

После падения римской империи акведук пришел в запустение, а его стенки покрылись толстыми отложениями кальция. К VIII веку Пон-дю-Гар оказался практически выведенным из строя. Со временем войны и землетрясения разрушили многие участки акведука, а люди выламывали его части для своих нужд.

Пон-дю-Гар особенно сильно пострадал в средние века, когда какому-то умнику пришла в голову идея сузить опоры второго яруса, чтобы освободить пространство для продвижения людей и крупногабаритного транспорта. Этим путем пользовались до тех пор, пока в 1747 году рядом не возвели современный мост.

Пон-дю-Гар был восстановлен только в 1855 году, когда Наполеон III наконец-то распорядился о проведении его тщательного ремонта.

С 1985 года Пон-дю-Гар находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО

Акведук Пон-дю-Гар изображен на купюре достоинством 5 евро:

Пон дю Гар (Pont du Gard) - это самый высокий из всех римских акведуков, дошедших до наших дней. Название мосту дано в честь реки, которую он пересекает - Gard. Теперь, правда, она переименована в реку Гардон. Мост расположен в окрестностях города Ним в регионе Лангедок-Русийон, в департаменте Гар.

Этот мост был частью 50-метрового водопровода, построенного для транспортировки воды из источников Uzes в город Ним. Полагают, что строительство моста началось в середине 1-го века н.э. при правлении Клавдия или Нерона. Над постройкой Pont du Gard работало около тысячи человек в течении 5 лет. Это самый высокий мост, построенный в период античности.

Фото 2.

Это грандиозная постройка длиной 275 метров и высотой 47 метров, построенная из камней без использования извести. Мост состоит из трух ярусов: 6 арок в нижнем ярусе, 11 арок в среднем и 35 арок в верхнем ярусе. Чем ближе к берегу, тем уже становятся арки. Это последний из трехъярусных мостов Древнего Рима, сохранившихся до наших дней.

Фото 3.

Акведуки строили под углом, так что вода текла в нужное место под действием гравитации. Благодаря буквально наименьшему наклону в среднем всего 25 см на километр, Пон дю Гар обеспечивал Ниму от 30 000 до 40 000 м3 проточной воды в день, снабжая многочисленные термы, фонтаны, водопроводы в богатых домах.

Фото 4.

Акведуком перестали пользоваться спустя почти 500 лет после постройки, вскоре после падения Римского империи, хотя Pont du Gard еще многие века служил просто мостом через реку Гар. В середине 18-го века рядом был построен современный мост, а движение через Pont du Gard постепенно закрыто.

В 1985 году Pont du Gard внесли в список памятников весмирного наследия ЮНЕСКО .

Фото 5.

С 1696 до 1702 проводятся масштабные работы по восстановлению моста. А в 1747 году неподалеку от акведука строится современный мост, благодаря чему Пон-дю-Гар избавляется от постоянной нагрузки. Его ремонтируют и приводят в должный вид. Сейчас он представляет собой популярный пункт туристических маршрутов.

Фото 6.

го высота — 49 метров. Редкая для того времени постройка представляет собой 3 этажа арок: в первом ряду — 6 арок, во втором — 11, в третьем — 35. Общий вес конструкции — 50 тысяч тонн.

Фото 7.

В свое время акведук Пон-дю-Гар произвел глубокое впечатление на философа и мыслителя Жана-Жака Руссо, писателя Стендаля, художника Юбера Робера, чье полотно «Пон-дю-Гар» ныне хранится в Лувре.

Фото 8.

Пон-дю-Гар сложен из шеститонных камней, при этом без применения извести. Считается, что Пон-дю-Гар был построен по приказу великого полководца Марка Агриппы – друга императора Октавиана Августа в 19 году до нашей эры. Однако, согласно современным исследованиям, строительство моста было завершено только в середине I века нашей эры. Пон-дю-Гар был составной частью 50-километрового водопровода, соединявшего два древнеримских города на юге Франции – Ним и Юзес.

Пон-дю-Гар представляет собой трёхъярусный акведук, при этом на каждом ярусе расположено различное число арок: тридцать пять арок в верхнем ярусе, в котором как раз и пролегал водопровод. В среднем ярусе насчитывается одиннадцать арок, а в нижнем же — только шесть, при этом из этих шести арок несущей частью моста является лишь одна. Ширина арок уменьшается по мере приближения к берегу.

Фото 9.

Согласно современным подсчётам, благодаря этому акведуку, жители Нима, которых насчитывалось около 50 тысяч человек, могли ежедневно расходовать по 400 литров воды на каждого.

Пон-дю-Гар служил в качестве водопровода до падения Западной Римской империи, затем он иногда использовался в качестве моста. Но уже в VIII веке древний акведук был практически выведен из строя: ветра и время разрушили многие его участки, а местные жители выламывали камень для строительства. Вдобавок, для того, чтобы по мосту проезжали более габаритные повозки, пришлось выдолбить часть опор акведука, что могло вызвать обвал всей конструкции. Однако Пон-дю-Гар простоял более тысячи лет, и движение по Пон-дю-Гару окончательно прекратилось только в 1747 году, когда неподалёку был построен современный мост. А в 1855 году древний акведук был отреставрирован по приказу Наполеона III.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.