Андижан. Узбекистан: Андижан - древнейший город в Ферганской долине Как называется крепость в городе андижан

Для просмотра этой карты необходим Javascript

Андижан располагается на территории и является административным центром одноимённой области на востоке Ферганской долины. Это один из древнейших и самых интернациональных городов региона, где помимо узбеков проживают представители многих народностей, включая русских, армян, киргизов, грузин, таджиков, украинцев, белорусов и других представителей бывшего постсоветского пространства.

Особенности

В последние годы экономическое развитие Андижана позволило городу выйти на качественно новый для себя уровень. Сегодня, основными видами деятельности тут являются сельское хозяйство, автомобилестроение, а также текстильная и нефтеперерабатывающая промышленность. В разные годы здесь родились многие известные в Средней Азии личности, включая основателя государства Великих Монголов – Захира ад-дина Мухаммада Бабура, писателя Абдул-Хамида Чулпана, актрису Матлюбу Алтимову, боксёров Руслана Чагаева и Михаила Насырова, а также других знаменитостей. В силу того, что город находится в зоне повышенной сейсмической активности, тут нередко случаются землетрясения, однако самое большое несчастье уже в нынешнем столетии, было вызвано человеческим фактором, когда в 2005 году Андижан понёс значительные людские потери, вследствие масштабного вооружённого конфликта между боевиками и силовыми государственными структурами. Архитектурный облик столицы области имеет традиционный восточный типаж, с многочисленными мечетями, медресе и важными историческими памятниками. В окрестностях города обращают на себя внимание роскошные хлопковые поля и виноградники, а запах персиков и дынь хорошо ощущается в летнее время года, в ходе прогулок по городским улицам и базарам.

Общая информация

Территория Андижана занимает площадь немногим более 75 кв. км, при численности населения около 380 000 человек. Местное время опережает московское на 2 часа. На летнее время страна не переходит. Часовой пояс UTC+5. Телефонный код (+998) 74.

Краткий экскурс в историю

Точная дата основания города неизвестна, однако в письменных источниках он упоминается с IX века, когда носил название Андукан. В 1876 году эти земли вошли в состав Российской империи, а в 1902-м здесь произошло крупное землетрясение, унесшее жизни многих людей и разрушившее целый ряд уникальных исторических сооружений. В разные годы Андижан славился производством шёлковых и хлопчатобумажных тканей, имея налаженные торговые отношения с соседними станами. Известен своими производственными предприятиями он и сегодня, что даёт повод назвать его важным промышленным центром Узбекистана. По прошествии некоторого времени после распада СССР, здесь заработала программа по подготовке национальных кадров, предусматривающая также отлаженную образовательную структуру, состоящую из множества учебных заведений. Сегодня, обладая всеми необходимыми условиями для прогресса, Андижан считается одним из наиболее перспективных городов страны.

Климат

Погодные условия в данном районе Ферганской долины крайне предпочтительны для выращивания хлопка, фруктов и овощей, которые активно культивируются на территории Узбекистана. Зима тут обычно короткая, при средней температуре воздуха около -3 градусов. Лето же всегда выдаётся солнечным и жарким, когда столбик термометра регулярно доходит до 30-градусной отметки и выше. Для визита в столицу Андижанской области подходит любое время года, поскольку погода довольно предсказуема, количество осадков невелико, а ветра гораздо слабее, чем в западных районах Ферганской долины.

Как добраться

Андижан располагает международным аэропортом (IATA: AZN), в том числе принимающим рейсы из России и СНГ, а также железнодорожной станцией, позволяющей перемещаться в пределах Узбекистана. Кроме того, от города в разных направлениях разветвляются автомобильные дороги.

Транспорт

В пределах городской черты используются автобусы и маршрутки. Довольно популярны такси, а ещё есть немало местных жителей, промышляющих извозом на собственном транспорте.

Достопримечательности

Отличным местом для прогулок в Андижане служит Национальный парк имени Бабура, где помимо красивых пейзажей, обращает на себя внимание уникальный музей, с представленными в нём редкими документами и артефактами, характеризующими историю, культуру и литературу всей Средней Азии в средние века. Из архитектурных сооружений отдельного внимания заслуживает величественный архитектурный комплекс Джами, с входящей в его состав Андижанской мечетью. По сей день, он поражает гостей своими внешними габаритами и изысканным оформлением. Главный фасад мечети имеет 26 арочных пролетов, а в роли одного из центральных элементов всего комплекса выступает самый высокий минарет Ферганской долины, возвышающийся на 32 метра и созданный из кирпича на восьмигранном основании. Каждая грань минарета снабжена орнаментом в виде медальона, где на арабском языке вписаны изречения из Корана. Во время постройки комплекса строители использовали бортовой камень, из которого созданы многие городские здания. Среди других интересных достопримечательностей гостям рекомендуется посетить дом музея Бабура, гробницу арабского полководца Кутейбы ибн Муслима и архитектурный памятник «Ахмадбекходжи». Также, отдельного внимания достойны местные рынки и сувенирные лавочки, где можно приобрести дешёвые фрукты и сувениры.

Кухня

В ресторанах и закусочных Андижана представлен достаточно широкий выбор разноплановых блюд, от классического плова и шашлыков до овощных салатов и сочных фруктов, отличающихся особой свежестью. Любителям алкогольных напитков непременно надо попробовать традиционные восточные вина и коньяки.

Шопинг

В городских магазинах любители покупок имеют возможность приобрести недорогой текстиль местного производства и разноплановые украшения на любой вкус.

Андижан представляет немалый интерес для любителей путешествий, знакомя их с культурой и традициями жителей Ферганской долины. Побывав в этом городе можно составить весьма целостное впечатление об Узбекистане, а заодно полюбоваться на живописные хлопковые и виноградные плантации данного региона, формирующие мнение о сельскохозяйственном облике страны в целом.

Исторические и архитектурные памятники Андижана >>>

Координаты: 40°42"00" с.ш. 72°21"00" в.д.
Прежние названия: Андукон, Андигон
Население: 403,9 тыс. чел. (по состоянию на 1 января 2014 г.)
Часовой пояс: UTC+5
Телефонный код: 998 742
Автомобильный код: 60

Под жарким азиатским солнцем, среди тенистых фруктовых садов, стоит старинный город Андижан - жемчужина Золотой долины, древний, как сам Шелковый путь.

Город Андижан упоминается, начиная с IX-го столетия, как один из древнейших городов на перекрестке Великого Шелкового пути , расположенный в юго-восточной части Ферганской долины , на реке Андижан-сай, в окружении высоких гор.

Город Андижан является административным центром Андижанской области Узбекистана , расположен на юго-восточном краю Ферганской долины - приблизительно в 475 км к востоку от Ташкента и 45 км к западу от Оша. Этот город является центром производства нефти и имеет несколько нефтеочистительных заводов, доминирующими структурами в экономике является выращивание хлопка и его обработка.

Существуют различные легенды, толкующие название города, который возник на месте караван-сараев. Историки дают более прозаичное объяснение: название города произошло от узбекского клана "Анди" .
Издавна здесь развивались ремесла и земледелие. Уже в I в. Андижан входил в состав Кушанского ханства . В период завоевания города арабами он был известен как крупный торговый центр, лежащий на Великом Шелковом Пути. В IX-X вв. Андижан входит в состав государства Саманидов .
В XIV веке, в период правления Темура , пережил бурный подъем во всех отраслях. В XV в. в хрониках город упоминается как "Андиган" . В это время правителем Андижана становится крупный государственный деятель, ученый, поэт, историк, автор знаменитой книги "Бабур-наме" - Захириддин Мухаммад Бабур , который позже явился основателем великой империи Моголов в Индии. В Андижане и по сей день сохранился дом Бабура , который открыт для посещения туристами. В XVI веке Андижан был завоеван Шейбанидами , позднее стал частью Кокандского ханства .

В 1902 году Андижан пережил землетрясение, после которого были разрушены старые архитектурные сооружения. Памятниками культурного наследия являются комплекс "Джами" , который занимает территорию 1, 5 га, и включает медресе, мечеть и минарет.

Узбекистан - это страна, которая находится в самом центре Средней Азии. Она считается одной из древнейших на этой территории и обладает богатой и насыщенной историей. Современное государство разделено на 12 административных областей, в каждой из которых есть свой центр. В последнее время выбор туристов все чаще попадает именно на Узбекистан. Андижан - вот какой город привлекает их внимание!

Расположение города и его население

Андижан находится в восточной части Ферганской долины, окружен живописными горами и холмами, здесь субтропический климат, благодаря которому сформировались благоприятные условия для выращивания "белого золота" - хлопка. В удивительно гостеприимной стране (Узбекистан) Андижан занимает 3-е место по площади (его территория равна 120 км 2) и 4-е место по численности населения. Город является административным центром Андижанской области.

В этом солнечном городе живут добрые, трудолюбивые и очень простые люди, которые всегда радушно встречают гостей. Население приблизительно составляет 450 тысяч, из них более 90% - этнические узбеки, примерно 5% - русские (приехавшие сюда еще в советское время), 3% - татары, 2% - прочие национальности (корейцы, киргизы, таджики и турки). Самой распространенной религией является ислам суннитского направления, однако в городе достаточное количество церквей различных христианских конфессий.

Экономическое развитие города

По многим показателям (а именно: производство хлопка, экспорт газа, добыча золота и др.) лидирующее место в мировой экономике занимает республика Узбекистан. Город Андижан же является центром индустриального, промышленного, научного и культурного развития в Ферганской долине. Здесь расположены крупные производственные предприятия, главные научно-исследовательские центры и университеты.

Важной составляющей экономики, оказывающей влияние не только на благосостояние города, но и всей республики в целом, является автомобилестроение. В пригороде Андижанской области, в г. Асака, находится крупный машиностроительный завод, выпускающий легковые автомобили под брендом GM (раньше он назывался Daewoo).

Как выглядит современный Андижан?

С каждым годом он становится краше, возводятся современные здания вместо устаревших построек, открываются новые школы и колледжи, а с развитием мелкого предпринимательства весь город буквально утопает во многочисленных магазинах, гостиницах, салонах красоты, кафе и ресторанах.

Как же выглядит древнейший город республики Узбекистан Андижан? Условно его можно разделить на две части: это Старый город, где сохранились древние монументы (мечети, мастерские и памятники культуры), и территория Нового базара, к которой примыкает весь современный Андижан. Горожане считают, что именно здесь, в районе, называемом "Эски шахар", находится сердце города. Целый день не угасает в этом месте шум крикливых продавцов восточных товаров, здесь на каждом шагу есть уютные кафе и столовые, предлагающие путникам традиционные узбекские блюда, а еще одной новинкой является огромное количество авиакасс. Неудивительно, ведь многие жители уезжают в ближнее зарубежье в поисках работы, поэтому купить авиабилет Узбекистан (Андижан имеет собственный аэропорт) - Россия не составляет труда.

Достопримечательности и памятники культуры

Самой древней, интересной и захватывающей историей на территории Средней Азии обладает государство Узбекистан. Андижан же - это именно тот город, которому удалось сохранить некоторые памятники культуры. Они и по сей день рассказывают туристам о былой славе и величии некогда известной всему миру империи Великих Моголов. Конечно, в Андижане не так много древних сооружений, как, например, в Самарканде или Бухаре, однако те достопримечательности, которые сохранились, стоят того, чтобы ради них приехать в этот солнечный город!

Самые интересные монументы - это мечети и медресе, украшенные куполами и звездами, как того и требуют каноны исламской религии. Самая древняя пятничная мечеть находится в районе Старого города и датируется 18 веком. Еще одна достопримечательность - это минарет Джами, его высота более 32 метров (это самая высокая постройка во всем городе).

Город славится своими развлекательными парками, в которых функционирует большое количество аттракционов. Самый посещаемый - это парк им. А. С. Пушкина, он находится в центре города и является любимым местом не только детей, но и взрослых.

Древняя Бактрия и Согдиана, Хорезмское ханство, Мавераннахр и Хорасан - некоторые земли этих исторических мест были расположены на территории современной республики Узбекистан. Г. Андижан является одним из древнейших городов этой страны, его первое название Андукан впервые упоминается в документах IX века.

Андижан знаменит своими уроженцами, которые внесли огромный вклад в богатую и колоритную культуру города. Один из них - это Захириддин Мухаммад Бабур, который родился здесь в 1483 году. Он является основателем государства (Бабуридов), он также был правителем Индии и полководцем в Афганистане.

В декабре 1902 года в Андижане произошло сильнейшее землетрясение, которое разрушило большинство построек расположенных на территории города и его окрестностях.

Строительство пятничной мечети Джами, расположенной в западной части одноименного комплекса, было завершено в 1890 году и продолжалось более семи лет. Грандиозные размеры постройки и сегодня продолжают удивлять - ведь только главный фасад имеет 26 больших арочных пролетов. Мечеть Джами была построена в соответствии с распространенными на данной территории архитектурными композициями и представляет собой прямоугольный зал, окруженный айванами сразу с трех сторон. Отличительным элементом мечети Джами является изящная резьба на деревянных колоннах, поддерживающих свод, необычный геометрический орнамент оформления в сочетании с цветочными композициями.



Минарет Джами является самым высоким не только в Андижане, но и на территории всей Ферганской долины. Доминируя над окружающими сооружениями, минарет, построенный из восьмигранных кирпичей, устремляется вверх на 32 метра. В отличие от многочисленных минаретов Самарканда, Хивы и Бухары, по всему периметру покрытых глазурованной мозаикой, минарет Джами украшает только одна кладка, выполненная посредине, и на самом верху постройка обрамлена изразцами сине-голубых цветов. Купольный фонарь завершает всю композицию.

Архитектурное оформление медресе Джами привлекает взгляды всех приезжих своими масштабными размерами, ведь его длина достигает почти 125 метров. Согласно исламским канонам фасад главного здания, который представляет собой традиционный ферганский портал, обращен в восточном направлении. По углам медресе были предусмотрены помещения для учебы, а пространство между ними занимали жилые комнаты.

Минарет, мечеть и медресе Джами сегодня составляют единый комплекс, общая площадь которого занимает 1,5 гектара.

Городище Эрши

В 30 км от Андижана расположено древнее городище Мингтепа, известное со времен древности как город Эрши, столица богатой страны Давань. В найденных рукописях Давань упоминается как плодородное и густонаселенное государство, куда входило около 70 городов. Через столицу, город Эрши, проходил Великий Шелковый Путь, а жители города считались самыми искусными в торговле.




В нескольких десятках километров от Андижана расположено святое для местного населения место - Тешик-Таш, что в переводе означает дырявый камень. Многовековыми капризами природы одна из скал оказалась причудливо обточенной, представляя собой большое округлое отверстие. Как говорят здешние аксакалы, стоит большому человеку пройти сквозь отверстие и попросить об избавлении от недуга, как он сразу выздоравливает.
Но Тешик-Таш не только святое место, это и название пещеры, где в 1938 году было найдено захоронение неандертальского ребенка.



Ферганская долина просто изобилует древними находками, ведь именно на данной территории располагались древние государства. В коллекции музея находится более 66 тысяч различных экспонатов, относящихся к археологии, этнографии, изобразительному искусству и прикладным ремеслам.

Транспортная сеть Андижана



Аэропорт «Андижан» расположен в черте города по адресу улица Новокольцевая, 1. Налажены регулярные рейсы в Москву, Новосибирск, Омск, Тюмень, Красноярск и Сургут. Также совершаются перелеты в города Узбекистана. При этом самолет в Москву отправляется 6 раз в неделю, а в столицу Узбекистана - ежедневно.

Андижан является транспортным центром пяти областей, поэтому в городе предусмотрительно были сооружены два железнодорожных вокзала - «Андижан 1» и «Андижан 2», работающих в разных направлениях.

В Андижане также функционирует большой автовокзал с междугородними и международными маршрутами, а также большое количество различных автостанций.

Проживание в Андижане


Андижан - самый восточный областной центр Узбекистана, спорящий с Самаркандом и Наманганом за звание второго по величине (410 тыс. жителей) города страны. Маленькая Андижанская область целиком лежит на плодородном "дне" долины, и потому выходит самым густонаселённым регионом постсоветских стран: почти индийские 662 человека на квадратный километр. Она узким клином вдаётся в территорию Киргизии, и где-то между Ферганой и Наманганом с одной стороны, и Андижаном, Ошом, Джалал-Абадом с другой проходит неразличимая в полях и сёлах Ферганской долины древняя граница Западного Туркестана с Восточным: на первый взгляд Андижан вроде и похож на своих соседей, те же, что и в показанном в прошлых частях Намангане , и Мирорайон, но что-то здесь ощущается неуловимо иначе. Андижану киргиз ближе, чем таджик, Кашгар понятнее Мешхеда, и даже потомки андижанца Бабура в далёкой Индии были известны как Великие Моголы. Если Наманган слыл в 1990-х гнездом ваххабитов, то Андижан породил свою секту акрамитов, с который были связаны кровавые события 2005 года. В общем, Андижан - это центр самобытной и самодостаточной Восточной Ферганы, искалеченной крахом Союза.

Об Андижане я расскажу в трёх частях. В следующих речь пойдёт про два его исторических центра - русский Новый город и узбекский Старый город соответственно, а в первой - всего понемногу, например Асака, в которой делают знаменитые узбекские "Нексии".

В Кокандском ханстве Андижан был одним из богатейших городов, "воротами" Долины для горных киргизов, самого воинственного и непокорного из народов Кокандского ханства. В 1875 году одним из лидеров Кокансдкого восстания, предводителем мятежных киргизов, стал андижанский мулла Исхак Хасан-уулу, выдавший себя за жившего к тому времени в Самарканде ханского потомка Пулат-бека. Андижан превратился в тыл восстания и его последний оплот , в сентябре 1875 года даже сумевший отбить первый русский штурм генерала Виталия Троцкого, но в итоге, конечно же, покорённый Михаилом Скобелевым. В Ферганской области Андижан превратился в уездный город, к началу ХХ века в нём жило 47 тысяч человек, а в 1899 году Андижан стал конечной станцией железнодорожной магистрали, с 1880-х годов разраставшейся по пескам Туркестана от прикаспийского Красноводска. Но жизнь тут оставалась неспокойной: в 1891 году в Ассаке бунтовали киргизы (хотя и не только они), которым полуграмотный Дукчи-ишан наобещал помощи афганцев, турок, британцев и колдунов, превративших якобы русские пули в воду; в 1902 году Андижан был разрушен землетрясением; в 1914 снова бунтовали киргизы, и уж тем более его не обошли стороной Великое Туркестанское восстание и продолжившаяся за ним гражданская война. Так что не знаю, когда точно был разрушен этот дворец, в тревожном Андижане для догадок об этом слишком много вариантов...

Ну а при Советах ставший областным центром и выросший в один из крупнейших городов Узбекистана, Андижан оставался главным центром притяжения для Южной Киргизии, где был его базаром, - его курортом, а урановый - - промышленным городом-спутником. Жить в одном из этих городов, работать в другом, отдыхать и отовариваться в третьем было обыденностью ещё в советское время, и потому этот угол едва ли не сильнее всего в обеих странах пострадал от распада СССР. Помню, как в Новом городе мы разговорились с русской женщиной, или скорее пожилой татаркой, и она рассказывала, что в советское время, живя в Андижане, её муж работал в Майли-Сае на знаменитом ламповом заводе. Распад СССР, который тот завод пережил, вынудил его крепко держаться за место, и вот теперь супруги живут в разных странах и, как она говорила нам, не виделись уже 7 лет. Между Узбекистаном и Киргизией вроде бы нет визового режима, но тем не менее после Ошских погромов 2010 года ездят через границу почти исключительно обладатели российских паспортов. Главными пострадавшими от разделения Восточной Ферганы оказались, безусловно, кыргызстанские узбеки, у которых с киргизами вражда, а родина их не очень-то ждёт...

Андижан встретил нас новостройками:

От масштабов которых у меня довольно быстро глаза полезли на лоб:

Здесь, как в где-нибудь Китае, построен бутафорский "исторический центр", этакий колониальный город в дальнем углу в Британской империи с элементами конструктивистской застройки времён независимости, обретённой приблизительно в 1940-е годы. И в этом здании пафосной гостиницы "Богишамол" недалеко от вокзала хочется представить британских сэров, снявших пробковые шлемы, играя в покер при свечах... но здесь даже не играли в подкидного дурака скучающие русские офицеры.

В принципе подобные "исторические центры конца ХХ - начала XXI века" и в России образовались во многих городах типа Йошкар-Олы, Уфы или Саранска, но в Андижане к делу подошли с поистине азиатской тотальностью, создавая новый образ города целыми кварталами, на месте в основном безликих махаллей.

Дополяют картину пальмы, как где-нибудь :

Посреди Андижана торчит даже нечто похожее на небоскрёб (особенно если смотреть издалека и не знать масштаба):

А махалли, которые пока не осовременили, прикрыты кирпичными фасадами:

И в принципе эти махалли составляют большую часть Андижана, но и вкраплений других эпох между ними немало. Город делит пополам железная дорога - конечной станцией он перестал быть ещё до революции, в 1915 году линию продлили в Джалал-Абад, а в 1930-х годах замкнули железнодорожное кольцо Долины, соединив Андижан с Наманганом. Но железная дорога образует ещё и границу двух исторических центров, аккурат между которыми и прошла естественным рубежом - севернее остался Старый город до Джума-мечети, южнее русский Новый город до крепости. А вот этот домик где-то между ними - возможно, 1920-х годов:

Андижанские сталинки, как и почти во всём Узбекистане - скромные, но с этническими мотивами:

И практически нигде не образуют ансамбля, лишь между Старым и Новым городами попадаясь больше пары домов подряд:

Хотя в деталях порой весьма красивы:

Как и в Намангане, на западной окраине Андижана возвышается Микрорайон, но в Андижане он совсем маленький, и я так и не заснял его пятижтажек тёплых цветов, мелькавших за деревьями. Отдельные многоэтажки попадаются и в других частях города.

Но та же самая русская женщина с оставшимся в Киргизии мужем сетовала, что несмотря на весь блеск новостроек, в городе (по крайней мере в её махалле) нет газа и горячей воды, а холодная вода и свет - только по расписанию.

Попадаются в городе и мечети. Но Андижан, особенно по сравнению с Наманганом не оставляет ощущения такой религиозности и патриархальности, и если последний в 1990-х годах стал среднеазиатской базой глобальной сети джихада, то в Андижане в те же годы сформировалась собственная мусульманская секта акрамитов . Как и в Намангане, здесь был Юлдашев, но не вахабит Тахир, а учитель математики Акрам , некоторое время состоявший в "Хизбут-Тахрир", а затем, покинув её, написавший философский трактат "Путь к вере". Более всего его идеи напоминали тот образ кальвинизма, каким его изображали советские учебники - религия, адаптированная для трудолюбивых и деловитых людей: Юлдашев последовательно доказывал в своём трактате, что ислам может дать человеку не только духовную, но и достойную материальную жизнь. В эпоху лозунга "Обогащайтесь!" эти идеи, конечно, упали на благодатную почву, тем более вкупе с возможностью пренебречь рядом исламских обычаев от 5 ежедневных намазов до запрета на алкоголь... с одной оговоркой - "до победы ислама на Земле". Первоначально акрамитов (себя они называли Биродар - Братья) сочли лишь безобидной ересью, но дело в том, что победа ислама и создание живущего по мусульманским законам государства всё-таки была конечной целью акрамитов. Идти к этой цели они собирались не через войны и теракты, а через бизнес и карьеру: по задумке Акрама, преуспевшие Биродар войдут во власть, и обзаведясь достаточной её полнотой - установят исламское государство как минимум в масштабах Ферганской долины. Ядром Биродара стали сам Акрам Юлдашев и 23 бизнесмена, проникшихся его идеями, в том числе их лучшей частью - на их предприятиях хорошо платили, компенсировали отпуска и лечение, и конечно же акрамитские идеи стремительно распространялись среди небогатых андижанцев. В 1998-99 большинство "братьев" были арестованы, но организация продолжила существовать, перейдя к стратегии вооружённого бунта. Мятеж в Андижане произошёл 13 мая 2005 года, завершив цепочку постсоветских "цветных революций", и был подавлен узбекскими властями быстро и кроваво: по официальным данным было убито 187 человек, в большинстве своём мирных жителей из пришедшей на площадь родни повстанцев... но не стоит забывать и то, что повстанцы первыми пролили кровь. Написано о той трагедии очень много, только на одной оппозиционной Фергане.ру. более 30 статей , я же не считаю себя достаточно компететным, чтобы делать какие-то выводы. Приведу лишь ряд своих наблюдений "на местности":
1. В Ташкенте о произошедшем многие узнали лишь спустя месяцы и годы, из слухов или СМИ на территории других стран, и мой ташкентский знакомый до сих пор с ужасом вспоминает, как гулял в то тёплое майское утро, не подозревая о том, что происходит в его стране.
2. "Знакомый знакомого" описывал происходящее так: "Въехал утром в Андижан, вдруг на обочине останавливает меня мужик с автоматом, и говорит - реквизирую автомобиль в интересах революции! А я смотрю - автомат у него на предохранителе, и так как сам служил, соображаю - успею удрать; в общем дал по газам, развернулся и помчался куда подальше без остановок . Что это было - узнал гораздо позже ".
3. Ни разу за время пребывания в Узбекистане мне не встретилось человека, который бы симпатизировал повстанцам.
Ну а правду знают, думаю, лишь жители окрестных махаллей у площади Бабура - но только никогда, скорее всего даже в кругу семьи, не произнесут её вслух. И хотя мой ташкентский знакомый говорит, что былое в Андижане никак не ощущается, и город запомнился ему дружелюбным и гостеприимным, мне всё же показалось, что подозрительности и тревоги здесь больше среднего по стране.

В целом же именно с Восточной Ферганой связаны едва ли не самые кровавые события постсоветской истории за исключением войн: Андижанский мятеж да две Ошских резни, в обоих случаях оборачивавшихся потоками людей, искавших по ту сторону границы спасения. Вот типичная граница Андижанской области - поля узбекские, а склоны гор киргизские:

От самой Ферганы по дороге к Андижану нам постоянно попадались грузовички с баранами да коровами в кузове, а в Андижане - маршрутки-"дамасики" с табличкой "Джахан-базар" под стеклом. Так как одна из незакрытых мной до сих пор среднеазиатских тем - это мол-базары (скотные рынки) , я понадеялся, что они едут в одно и то же место, да и каждый второй встречный советовал нам побывать на Джахан-базаре. В общем, поймав маршрутку, мы поехали на северную окраину города:

Но ничего примечательного там не нашли - огромный вещевой рынок, даже без того колорита, как , и посылали нас сюда скорее всего лишь потому, что каждый андижанец знает: "если в выходные к нам приехал гость - то он приехал на Джахан-базар".

Хотя само название Джахан-базар неизбежно вызывает у меня ассоциации с Тадж-Махалом, построенным потомком Бабура по имени Шах-Джахан . На самом деле это не имя, а титул монарха - Повелитель Вселенной, ну а тут соответственно ни много ни мало Вселенский базар:

Самым эффектным зрелищем Вселенского базара оказался узбек, тягавший большую тележку и с её помощью леветировавший над лужей - за счёт инерции телеги ему даже не понадобилось прыгать, достаточно было просто оторвать ноги от земли. Само собой, заснять это я не успел.

Из национального колорита обнаружились только корзины, шитьём которых занимается, возможно, какой-то из окрестных кишлаков:

На переднем плане - печёные яблоки в такой твёрдой леденцовой глазури, что об неё и зубы сломать недолго, самое дешёвое и популярное лакомство подобных базаров:

А вот местная кухня. Особенно обратите внимание на белые куски - это бараньи лёгкие, сваренные в молоке. Вкус странный, на первый раз вызывает легкое отвращение, но сейчас думаю, что с удовольствием съел бы побольше. Нигде, кроме Восточной Ферганы, я таких не видел - а тут и в Андижане продавали, и по дороге из Оша в Ташкент подобным угощала попутчиков пожилая узбечка из кыргызстанского Аравана.

Не знаю, как в Андижане с европейской едой, но вот например "Московское мороженное":

Но известнейший символ Андижана - не ремёсла (хотя по соседству с Андижаном находится Шахрихан - несправедливо оставшийся в тени "город ножей"), не архитектура и не гастрономия. С пару лет назад в Крыму мы были в гостях у татарина, конечно же потомка депортантов, родившегося в Андижане. Он много рассказывал о том, как в Средней Азии татары только и мечтали о возвращении на историческую родину, и как он сам ещё 7-летним ребёнком на большом собрании говорил, что его мечта - умереть в Крыму. Однако воссоединившись с родиной предков между Судаком и Алуштой, свою физическую родину он не забыл, и потому разводил голубей андижанской породы:

Так что и в самом Андижане мы совсем не удивились, повстречав прямо во дворе Джума-мечети двух узбеков с клеткой, полной андижанских голубей в их характерных "клёшах" - порода жива и на историческом месте. Вообще же с голубями много связано во всей Ферганской долине - я уже показывал Голубиный мазар , а отец Бабура Умар-Шейх погиб в своей ахсикентской резиденции под обломками рухнувшей голубятни.

Сам же Бабур дожил жизнь, в общем-то не самую долгую, в индийской Агре, падишахом земель между Индом и Гангом. Там он написал автобиографию "Вакаи" ("События"), более известную как "Бабурнаме " ("Бабурова книга") - но второе название появилось лишь при переводе на персидский, так как писал падишах на родном чагатайском, то есть прото-узбекском языке, и книга эта осталась одной из вершин тюркоязычной прозы. Писал он и стихи, обмениваясь письмами и мыслями с Алишером Навои. Не исключаю, что в тайне он был даже благодарен Шейбани за свои поражения в Туркестане, обернувшиеся властью над Индией, и во всяком случае в конце 1520-х годов Бабур и Шейбаниды уже были союзниками. Умер царь-Тигр в 1530 году от болезни, но завещал похоронить себя не в Агре, а в Кабуле - этот город был его резиденцией в эпоху войн, верной базой тыла, перепутьем между Туркестаном и Индией. Бабура похоронили в кабульском Саду Верности - основанной ещё в 1512 году загородной усадьбе типа "чорбаг", на века оставшейся шедевром садово-парковского искусства мусульманского Востока. Сады Бабура и по сей день остаются одной из главных достопримечательностей Кабула, ну а в Андижане под конец ХХ века решили создать их уменьшенную копию. В городе, правда, подходящего места не нашлось, поэтому Богишамол ("Сад Ветров") устроили на холме за кишлаком-предместьем Хартум, в получасе езды на маршрутке от центра города. По дороге - советские майолики и мозаики:

На опушке сада - андижанский блокпост, так что главный вход находится "снаружи", а боковые ворота - "внутри" Андижана. Так как мы ехали из города - то вышли, конечно же, у боковых ворот. В парке обещали семимерное кино:

На аллеях под вечер было пусто, но где-то чуть выше по склону гуляла свадьба под зажигательную музыку - буйные ритмы Кавказа ни за что не спутаешь с заунывными персидскими мелодиями Средней Азии, ну а любовь к кавказской музыке на Фергану вполне могли занести те самые турки-месхетинцы (), с погромов которых в 1989 году сюда пришла нестабильность .

В парке под вечер всегда немножко таинственно:

Увы, я так и не разобрался, когда этот парк был основан, но логичнее всего предположить, что в 1983 году, к 500-летию падишаха, да и архитектура его явно советская. В нижнем парке начинается канатная дорога, под вечер (а может и на зиму, а может и на совсем) неподвижная:

Главныне ворота обращены к трассе Андижан - Ош:

А за ними явно построенный в подражание кабульским садам каскад к символической могиле Бабура, и сам падишах в бронзовом образе сидит, склонившись от тоски по родине:

Индию Бабур ценил, но любил, как и раньше, Среднюю Азию, где не то что и люди или кони, а даже собаки казались ему красивее... конечно, лишь в воспоминаниях. Но до чего же приятно осознавать, что твой земляк правил Индией!

Мавзолей Бабура - фактически, его музей, слегка напомнивший мне такой же советский . Под вечер, конечно, он был закрыт, но в зал всегда можно заглянуть в проёмы ганчевых узоров:

Тимур и Бабур - первый и последний в чагатайской династии. Один покорил пол-мира, а другой создал империю, просуществовавшую 300 лет, вплоть до столкновения с белой превосходящей силой. Бабур в каком-то смысле почувствовал исторический ветер перемен: в те же годы, когда он променял лежавший в узле караванных дорог Туркестан на Индию, испанец Фернан Магеллан вёл туда же свои каракки по просторам Тихого океана.

Выше "мавзолея" - беседка с могильной плитой, под которой - земля из Кабула и Агры:

Наперегонки с заходящим Солнцем мы поднимались по лестницам и тропам параллельно канатной дороге:

Заброшенный амфитеатр в врехней части парка:

За теми холмами - снова поля, и только за полями граница, а за границей - Ош:

Беседки в парке и самодельная лестница:

Промежуточная станция канатки:

А большая её часть - ещё впереди, и по карте длина канатной дороги приближаетс к 1600 метрам. Сам Богишамол, конечно, меньше , но существенно больше, например, или .

С "чёртова колеса" вдали в хорошую погоду наверное видны и Андижан, и Ош:

Спустившись из Парка Бабура, мы стали пытаться поймать машину, но с блок-поста пришёл милиционер, проверил и переписал нам документы, но потом сам нашёл машину, ехавшую в сторону андижанского центра, и убедил водителя, ни слова кстати не говорившего по-русски, довезти на автовокзал. Там нашлась и машина до Ферганы, и вёл её потрясающе красивый дюжий узбек с изящными усами, похожий на американского киногероя. Услышав, что мы на следующий день едем в , он советовал нам поесть тамошнего плова, а когда я ответил, что лучший плов, что я знаю, в - преисполнился гордостью: он и был родом из Узгена, но его семья уехала оттуда в Фергану ещё в 1990-м, во время Первой Ошской резни. Здесь - тревожный край...

В следующих двух частях - о достопримечательностях Андижана, то есть Новом и Старом городах.