Ай петри крым как добраться ялты. Гора Ай-Петри — одно из лучших приключений в Крыму

О том, как я писала ранее, о речь шла в прошлой статье, а сегодня мы отправляемся по достопримечательностям этого шикарного курорта. После нескольких хмурых дней в нашем путешествии по Крыму, первое солнечное утро. И потратим мы этот замечательный день на такое же замечательное место — гору Ай-Петри.

Как добраться до горы Ай-Петри в Крыму

Наскоро позавтракав и собрав вещи в рюкзачок, мы отправились на автовокзал, дабы уехать на общественном транспорте до Ай-Петри.

Автобус

С ялтинского автовокзала идет автобус под № 102 (он же проходит сначала мимо , затем останавливается у канатной дороги на Ай-Петри, и конечная остановка у него у , все, что нужно в одном комплекте). Рейсы ежедневно с 06:45 до 21:45 , интервал 35-60 мин 38 руб/чел .

С автостанции «Вещевой рынок» (недалеко от Набережной Ялты) ходит автобус под № 132 . Рейсы ежедневно с 07:00 до 21:00 , интервал 20-30 мин , стоимость проезда Ялта-Ай-Петри (нижняя станция канатки) 34 руб/чел .

Проехать нужную остановку очень сложно. В автобусе основную долю пассажиров занимают приезжие, которые почти через каждые 5 минут спрашивают у друг друга, скоро ли выходить.

Такси

Такси Ялта-гора Ай-Петри (верхняя станция канатной дороги) будет стоить от 1200 руб/машина в одну сторону.

Личная или арендованная машина

Проще всего доехать на машине, к тому же по пути можно посмотреть Ласточкино Гнездо и Воронцовский дворец, не подстраиваясь под график общественного транспорта. Если у вас есть права, но нет машины, ее легко через интернет и получить в Ялте по приезду. Карта проезда ниже. Серпантин на плато Ай-Петри проходит через населенный пункт Охотничье. К тому же, попутные достопримечательности, которые описаны во многих экскурсиях в виде водопада Учан-Су и Серебряную беседку можно увидеть только, если ехать по серпантину на авто. Пешком от верхней станции до них будет порядка 10 км, а еще надо бы добраться в населенный пункт, где автобусы ездят.

Можно также договориться с местными о машине из Мисхора (1000 руб ).

Кореизская (Мисхорская) тропа

Если канатная дорога закрыта, а у вас нет желания/возможности арендовать автомобиль, то до плато Ай-Петри можно подняться пешком по Кореизской тропе.

Из Ялты на автовокзале садимся на автобусы: 107, 128, 142 и выходим на остановке Кореиз (стоимость проезда примерно 35 руб).

Кстати: автобус № 107 после Кореиза сворачивает в сторону нижней станции канатной дороги. Можно выйти на следующей после Кореиза остановке — «санаторий Буревестник» и еще 200-300 метров дойти пешком до канатки.

Кореизская тропа начинается сразу за остановкой Кореиз, сначала идет более полого, ближе к плато будет хороший уклон.

  • Преодолеть придется порядка 4 км.
  • На себе — удобная нескользящая обувь с закрытым носком
  • В рюкзаке с собой — вода!
  • Для правильного ориентира в смартфоне — карта MapsMe.


Экскурсии на Ай-Петри

Групповые экскурсии из Алушты: — до 40 чел, 6 часов

Индивидуальные экскурсии из Ялты: — до 3 чел, 9 часов

Канатная дорога на гору Ай-Петри

Не успели мы спешиться из автобуса, как к нам тут же подбежал молодой кавказец и начал красноречиво рассказывать, каким образом можно добраться до вершины Ай-Петри, и что еще можно посмотреть на обратном пути, если спускаться не на канатке. Чтобы выудить побольше информации, я сделала очень заинтересованное лицо, прекрасно понимая, что молодой человек не ради красивых глаз передо мной так распинается. Площадка почти совсем уже опустела, когда я поняла, что больше ничего интересного из паренька не вытащить. Распрощались с ним и направились к небольшому зданию с кассами на канатную дорогу тут же.

Стоимость и время работы канатной дороги на Ай-Петри (2019):

Время работы канатной дороги: с 10 до 17 — подъем, и с 10 до 18 — спуск.

Стоимость:

  • 400 руб/взрослый, 250 руб/детский в одну сторону.
  • проход к зубцам от верхней станции канатки стоит отдельно 100 руб .
  • аттракционы у зубцов: пройти по подвесным мостикам над пропастью (500 руб ), троллей с вершины до одного из склонов на плато (700 м., в пути 1 мин, стоимость 1000 руб ).

Советы:

  • возьмите с собой теплую одежду и дождевик вне зависимости от погоды, горы есть горы
  • на ноги одеть лучше удобную нескользящую обувь с закрытым носком. Даже если не собираетесь ходить лесными тропами, на плато тоже есть и камни и корни, а после дождя еще и скользко
  • у верхней станции канатной дороги полно кафе и лавок, с собой еду и воду можно не нести, но цены туристические, сами понимаете
  • в зимний период канатка бывает закрыта, можно доехать по серпантину на авто или договориться с местными (1000 руб/машина )

Безбилетником здесь не проскочить, потому как где-то на середине пути следования желтой кабинки осуществляется пересадка пассажиров, а заодно и проверяются купленные билеты. То же самое и на обратном пути. В принципе, у кого есть машина, наверняка могут подняться на гору бесплатно по дороге. Однако, не гарантирую, что сейчас там не воткнули какой-нибудь шлагбаум с пошлиной.

Первую половину мы проехали спокойно, всего около пары десятков метров над землей. Тем более меня запихнули в самый центр толпы так, что даже в окна с трудом что-то наблюдалось. Зато это дало мне шанс почти первой залезть во вторую кабинку при пересадке и занять выгодные позиции у окна впереди.

Вторая часть более волнительная с красивыми видами на море и впереди виднеющуюся скалу. Во время поездки я слышала интригующие рассказы о том, что канатка сделана таким образом, чтобы перед вершиной кабинка несколько метров поднимается почти вертикально и на самом краю зависает на пару секунд.

Этого момента я ждала с большим волнением. Скажу, что отчасти услышанное правда. Кабинка в конце пути действительно идет под очень большим углом, поднимаясь высоко над поверхностью земли, но перед вершиной она не зависает, а просто ее немного дергает, отчего больше не дух захватывает, а становится как-то не по себе.

Гора Ай-Петри

Наверху виды потрясающие. На такой высоте они не могут быть другими. Ветер здесь только сильный.

Торговых лавок наверху тоже полно, хочешь шашлык, хочешь узбекская кухня, хочешь сладости, побрякушки и прочее прочее. Пока ходишь от одной смотровой площадки к другой, только успеваешь отмахиваться от навязчивых предложений.

Чуть левее есть еще одна обзорная площадка, ранее огороженная забором, в котором сейчас зияла дыра, проделанная туристами. Заделывать дыру видимо бесполезно, потому как туристы все равно “ломятся” к краю.

Вот здесь действительно не по себе от осознания того, что спасительных перил нет, а за краем резкий обрыв в несколько десятков метров.

Хотя не знаю…не проверяла.

Там, где мы вышли – это еще не самая вершина. На самую вершину к зубцам еще нужно пройти 700 м. пешком. Проходит по каменистому склону, после дождя скользко и грязно. Отдельный вход и плата – целых 100 руб. На самом деле все то же самое (по словам местных торгашей) можно посмотреть, если пройти чуть левее кабинки с оплатой за проход. Но любопытство такая не отпускающая штука, я отдала эти 100 руб. и отправилась выше. Мой попутчик застрял у кассы, так как с него головокружительных видов и так хватало.

В тот день после дождей, чтобы туристы не переломали себе шеи и ноги, немного переложили путь через лес по более сухим тропам к вершине.

Выбравшись на открытое пространство, я сначала оглядела окрестности, чтобы понять, можно ли вообще обойти эту кассу (простите, привычка автостопная). Внизу на фото, если вы посмотрите правее, то от автостоянки с машинами влево идет широкая дорога. Я думаю, если пройти по ней метров 300, а потом свернуть в пролесок к тому месту, где я сейчас стояла, то можно добраться сюда бесплатно. Кому хочется, может опробовать это на личном опыте. Но будьте осторожны, местные говорят, тут попадаются карстовые колодцы в виде неприметных отверстий.

Уже снизу виден первый аттракцион: подвесные мостики, идущие от основной скалы к небольшому пику с крестом. Для тех, кому адреналина на вершине мало, можно пройтись в снаряжении под руководством инструктора, туда-обратно метров 90 всего .

На фотографии выглядит безобидно, а вблизи довольно головокружительно.

Я забралась на самую вершину и с грустью обнаружила там очередные ограничивающие перила и какой-то железный, весь обвешанный ленточками обрубок.

Перелезать через забор я не собиралась, поэтому просто прошлась до того места, где он заканчивался. Здесь тоже хватало захватывающих видов.

К тому моменту ко мне подтянулась экскурсионная группа. Гид во всеуслышание объявил, что так как он понимает любопытство туристов, норовящих перелезть через забор, то чтобы сохранить безопасность и свою работу. Он таки позволит пофотографироваться почти у самой вершины всем желающим. Но только на его условиях.

Услышав это, я решила присоединиться к группе, упускать такой случай было нельзя. Мы остановились как раз в том месте, где торчала железная штука. Здесь экскурсовод перелез через забор и разрешил только двоим из группы пройти с ним, чтобы сделать фото. Естественно в одну из следующих пар протиснулась и я. Вот тому доказательство.

А пока все это происходило, кто-то из толпы спросил о той самой железной штуковине, на которую в тот момент опирался гид. Тот сказал, что это еще один аттракцион. С этого железного столба вниз (естественно в противоположную сторону от обрыва) идет троллей, по которому всего за 1 минуту можно “спустить” всех желающих.

Я получила свою порцию фотографий и отправилась в обратный путь.

День был в разгаре и мне хотелось еще успеть посмотреть Воронцовский дворец. Поэтому идею о том, чтобы спуститься пешком по лесным тропам мы отсекли.

Желающие могут спуститься более быстрыми тропами прямо с плато в Мисхор, например (смотрите карты MapsMe). Но там кроме источников и видов ничего особенного. Мы не стали тратить время и вернулись тем же путем – на канатной дороге.

Как я говорила выше, Воронцовский дворец — это конечная 102 автобуса. Поэтому выйдя к остановке у канатки, и, дождавшись нужного автобуса, мы отправились к , о чем я расскажу в следующий раз. Удачной погоды на Ай-Петри!

Одним из крымских мест, куда стремится попасть каждый турист, является гора Ай-Петри, привлекая внимание своей величавостью и неповторимостью. 1234 метра над уровнем моря не просто высота, которую хочется покорить, а целая история. Это вершина стала своеобразной визитной карточкой Крыма и излюбленным местом отдыхающих, а ее отдельной достопримечательностью считается канатная дорога «Мисхор — Ай-Петри».



Это интересно:
Канатная дорога Ай-Петри находится в Книге рекордов Гинесса, как содержащая самый продолжительный безопорный участок из всех европейских канаток.

История канатной дороги

Первый камень в строительство уникальной канатной дороги заложен в 1967 году. Строительные работы велись в течение двух десятилетий. Большая часть времени ушла на регулировку канатов. Одной из причин возникшего долгостроя стала необходимость изменения деталей проекта на стадии его реализации. Это произошло, когда навешенные канаты неожиданно легли на живописные скалы. В ходе продолжительных споров изменили части проекта. Первопроходцы, которыми стали члены приемочной государственной комиссии, были приняты только 31 декабря 1987 года. Первые пассажиры остались довольны проделанной работой, и через три месяца в марте 1988 года канатка приняла первых туристов. Техническое исполнение проекта было безукоризненным, поэтому канатная дорога побила все рекорды и стала излюбленной достопримечательностью многих отдыхающих.


Общий упадок в экономике не прошел мимо объекта. В середине 90-х годов прошлого столетия дорога часто вынужденно простаивала. Ремонт и смена оборудования продвигались медленно. В июне 2000 года канатную дорогу Ай-Петри передали в аренду ООО «Стартинвест». Одним из основных условий аренды в данном инвестиционном проекте, помимо общей модернизации, становится замена несущего каната. Новый директор поставил задачу по скорейшему возрождению дороги. За полтора года провели реконструкцию 80 % канатки:

  • налажено новое техническое обслуживание;
  • выполнен ремонт помещений и машинных залов;
  • отреставрированы вагоны.
Интересный факт:
2013 год вошел в историю предприятия, как время больших перемен. Именно в этот период произведена замена основных элементов канатной дороги. В Австрии был закуплен новый несущий канат и создана уникальная технология для его установки.

Описание фуникулера

Канатная дорога способна круглогодично обеспечивать подъем и спуск отдыхающих. Только ранней весной она закрывается на пару недель для проведения профилактических работ. Для обеспечения бесперебойного функционирования канаки в летний сезон работа начинается ранним утром. Проводится детальная проверка каждого участка, анализируются погодные условия, и после этого дается старт новому дню в истории канатной дороги. Наблюдение за ее состоянием ведется работниками в течение всего дня. Основные характеристики канатки Ай-Петри:

  • Самая высокое место канатной дороги — платформа «Ай-Петри» (1153 м над уровнем моря).
  • Общее расстояние канатки составляет 2980 м.
  • Угол подъема — 45 градусов.
  • Нижний отправной пункт «Мисхор» расположен на высоте 86 м.
  • Длина нижнего участка 1310 м.
  • Средняя станция передачи находится на высоте 391 м.
  • Длина верхнего безопорного пути рекордная — 1670 м.
  • Вагончик вмещает 35 пассажиров.
  • Вес кабинки составляет полторы тонны.
  • Фуникулер обслуживает персонал в составе 130 человек (в курортный сезон их число увеличивается).
  • На каждом из участков работают две машины.
  • Канатная дорога оборудована автономной электрической станцией.

Видео обзор:

Путь на смотровые площадки

За 15 минут фуникулер доставляет туристов на точку, где с высоты птичьего полета можно насладиться великолепными панорамами крымских красот или прогуляться по заповедным местам. С платформы верхнего уровня канатной дороги открывается вид на гору Аю-Даг, город Ялта, мыс Ай-Тодор, Ласточкино гнездо и бескрайние просторы Черного моря. Во время подъема внизу остается крымский лес с растущими в нем грабами, дубами, липами и кленами, а также симметричные ряды виноградников.

Как добраться до канатной дороги

Путешествие на канатной дороге (фуникулере) Ай-Петри начинается с билетной кассы. В сезон отпусков, если заранее не приобрести билет, то уже в 11 часов утра можно обнаружить длинную очередь в кассу. На станциях воздушного маршрута туристам предлагается посетить торговые площадки, где можно перекусить или приобрести сувениры. Для комфортного ожидания в специально отведенных зонах расположены современные дисплеи, которые транслируют развлекательные каналы. Время работы канатной дороги:

  • с 9:00 до 17:00 (подъем)
  • с 9:00 до 18:00 (спуск)

Стоимость проезда «Мисхор — Ай-Петри»: для взрослых — 300руб. дети- 200руб. Цена билета может меняться, актуальную цены можно узнать в кассах.

От автовокзала Ялты ходят автобусы № 102 и № 32 до остановки «Нижняя станция канатной дороги».

Поездка в кабинке по канатной дороге Ай-Петри подходит для ценителей незабываемых ощущений, полученных от потрясающих панорам крымских ландшафтов и захватывающей прогулке в облаках.

Канатная дорога на карте Крыма

GPS Координаты: N 44 26.831 E 34 03.107 Широта/Долгота

Если спросить у россиян, с чем у них ассоциируется Крым, многие в первую очередь ответят – Ай-Петри. Я сама обожаю эту гору и во многом ассоциирую Крым именно с ней и с ее плато. Эта достопримечательность стала неизменной обложкой всех туров в Крым и по праву возглавляет многие списки must visit. Зубцы Ай-Петри притягивают взгляды редкой красотой и непреодолимо манят к себе. Сама я могу неотрывно глазеть на гору, благо ее видно почти из любой точки Ялты.

Первый раз я побывала на горе снежной зимой и сразу в нее влюбилась, потому что по-другому к ней относиться просто невозможно!

Если посмотреть прямо, на горы, когда едешь по Южнобережному шоссе от Ялты в сторону Севастополя, или оглянуться назад, когда лежишь на пляжах Ялты, то увидишь три возвышающихся скалы в форме зубцов. Это и есть вершина знаменитой Ай-Петри.

Ай-Петри настолько популярна, что туристы считают ее высшей точкой Крыма. Но это ошибочное мнение. Высшая точка – гора Роман-Кош (1547 м.) Высота же Ай-Петри – 1234 м. Даже эта цифра весьма символична и только прибавляет достопримечательности еще больше рейтинга.

Легенды

Как и водится у мест с высокой туристической посещаемостью, о нем существует куча романтичных легенд. Но, как и всегда, имеется одно истинное и рациональное объяснение: Ай-Петри в переводе с греческого означает "Святой Петр": на горе находился монастырь Святого , построенный еще древними греками. Остатки его руин сохранились по сей день.

Романтичные легенды же придумали юношу по имени Петя, который бросился с ай-петринских скал из-за того, что родители не одобрили его выбор невесты, которая в свою очередь воскликнула "Ай, Петр!", завидев как любимый разбился о скалы.

Поговаривают также о другом Петре, который сумел покорить сильный ветер, неизменно бушующий на Ай-Петри, держа рубашку по ветру и летая на ней, тем самым изобретя мореходные паруса, значительно облегчившие жизнь греческим морякам, за что и был причислен ими к лику святых.

Погода

Ай-Петри считается самым ветреным местом Крыма. И зимой и летом там бывают продолжительные и мощные ветра. Ну и как известно, в горах погода бывает очень переменчива, внезапно может пойти дождь или снег, а потом на небе ни облачка и жарит солнце. Поэтому нужно быть готовым к переменчивой погоде и иметь с собой и теплый свитер с запасными носками, и солнцезацитные очки с кепкой. Ну и ветровку, само собой.

Зимой же Ай-Петри бьет рекорды по осадкам: там выпадает очень много снега и бывают сильные метели. Для зимнего посещения Ай-Петри стоит особенно утеплиться, взять несколько пар перчаток и маску или балаклаву на лицо. Ну и конечно же, солнечные очки. В солнечные дни снег в горах очень слепит.

Как добраться

На канатной дороге

Канатная дорога Мисхор-Ай-Петри является больше достопримечательностью, нежели транспортным средством. Путешествие в воздухе протяженностью около 3 километров с перехватывающими дыхание видами зачастую привлекает туристов больше, чем сам конечный пункт – Ай-Петри.

Дорога состоит из двух частей: первый пролет – 1310 метров до средней станции "Сосновый Бор", второй – до станции на Ай-Петри – 1670 м (что считается одним из самых длинных безопорных пролетов в Европе). Время в пути – 15 минут. Канатка работает круглогодично. На последнем участке пути уклон тросов достигает 46 градусов, поэтому чтобы меньше закладывало уши, захватите леденцы. Против замирания сердца на высоте больше 1000 м ничего порекомендовать не могу:)

Добраться до нижней станции в Мисхоре можно маршруткой №102 с верхней платформы ялтинского автовокзала, либо маршруткой №132, отправляющейся с вещевого рынка (ее я вам не советую: она идет по городу и собирает все пробки и сфетофоры, в отличие от 102, которая сразу выезжает на трассу).

Стоимость проезда на канатке – около 300 рублей в одну сторону.

Перед выездом рекомендую зайти на их сайт и посмотреть график работы (а заодно и уточнить стоимость) – бывает, что из-за погодных условий канатка не работает.

На машине

На машине на Ай-Петри лучше всего ехать только в сухое безснежное время года. Когда ложится снег, то без цепей на колесах там нечего делать. А если сходят лавины, то даже с цепями там не особо проедешь по крутому горному серпантину. Поэтому зимой в нелетную погоду на автомобильной трассе до Ай-Петри стоят дежурные машины ДПС и разворачивают всех желающих подышать горным воздухом. Но дорогу до Ай-Петри стараются чистить и поддерживать поэтому шансы проехать, особенно у страстно желающих покататься горнолыжников, есть.

От Ялты нужно ехать по Южнобережному шоссе в сторону Севастополя, до поворота на Бахчисарай. Его не пропустить – там есть указатель на Ай-Петри, который оповещает открыта ли сегодня дорога. Эта дорога до Бахчисарая через Ай-Петринское плато. По ней и нужно ехать, осторожно вписываясь в повороты. Водители утверждают, что на один спуск-подъем они заправляются на 600-700 рублей.

Лесная живописная дорога и горный серпантин – незабываемое удовольствие и неплохой релакс.

На маршрутке

Для ленивых и не желающих заморачиваться с картами и прочей логистикой, существует очень простой вариант. В высокий туристический сезон на нижней платформе автовокзала Ялты работают особые таксисты мини-вэнов, орущие на весь автовокзал "Ай-Петри, едем на Ай-Петри". Не заметить их даже при всем желании невозможно. Запрыгиваешь к ним, заплатив рублей 300 с человека, и спокойненько едешь себе, любуясь пейзажами и не нервничая о том, что пропустишь свою остановку. Около часа лихой езды, и ты на плато. Погулял, осуществил там все свои горные мечты, и обратнно на таком же мини-вэне. Ваша задача –только добраться до автовокзала Ялты. Просто и со вкусом. Но в зимнее время таких таксистов не сыщешь.

Пешком

Любители треккинга тоже не останутся без внимания. На Ай-Петри ведет куча пешеходных троп разной сложности и протяженности из Ялты, Бахчисарая и прочих окрестных деревень. Описания и треки для навигаторов можно найти на пользовательских файлообменниках электронных карт. Я расскажу о двух самых известных, по которым ходила сама.


  • Мисхораская (Кореизская) тропа

От автовокзала Ялты нужно ехать на маршрутке №142 или №115 до остановки на повороте на Кореиз и Гаспру.


Выйдя из маршрутки и стоя спиной к Ялте, справа от вас вы увидите грунтовую лесную дорогу. Это и есть начало Мисхорской тропы. Местами она маркирована и вообще хорошо различима, не заблудитесь. Протяженность тропы – 11 километров. На пути будут два родника, обозначенные навесами и лавочками рядом, их не пропустить. Тропа будет проходить через вершинку Малый Ай-Петри, откуда открывается шикарный вид на лес и море. На подходе к плато есть небольшой крутой участок, и если у вас есть возможность, то прихватите треккинговые палки – они облегчат подъем. Выйдя на плато, вы окажетесь на большой обзорной площадке, откуда, само собой, открывается прекрасный вид на крымские красоты, как вознаграждение за преодоление тягот восхождения. А за площадкой сразу начинается Ай-Петринский городок.

  • Таракташская тропа

Таракташская тропа – уникальное по красоте место из-за массивных выветренных скал-останцев причудливых форм. Тропа начинается от водопада Усан-Су. Как до него добраться, можно прочитать в .

От водопада и начинается Таракташская тропа, выходящая прямо на Ай-Петринскую яйлу.

Тропа маркирована. На деревьях краской сделаны красные отметины. Цвет тропы на схеме соответствует цвету маркировки. Главное на тропе – не пропустить поворот на плато. Часть маршрута (около 2 км) совпадает со Штангеевской тропой, и лишь у одной примечательной скамейки на смотровой площадке, огороженной старым металлическим забором, они расходятся – Штангеевская идет дальше прямо, по кромке скал, а Таракташская уходит влево вверх. Другой скамейки там нет, ее невозможно пропустить. Просто от самой скамейки нужно повернуть на 90 градусов влево и топать вверх.

Протяженность самой тропы до плато от места развилки всего 3,5 километра, так как она берет свое начало уже на приличной высоте. Но чтобы добраться до станции канатной дороги, нужно будет еще немного пройти по плато, следуя указателю, находящемуся прямо на выходе тропы на плато.

Эта тропа гораздо популярней Мисхорской, потому как сама по себе очень живописна и захватывает еще целых две достопримечательности: водопад Учан-Су и кусочек знаменитой Штангеевской тропы. Если вдруг вы заблудитесь или потеряете маркировку, то всегда можно спросить встречных туристов, которых в теплое время года всегда много. Но тропа одна, хорошо натоптанная и вводящих в заблуждение четких развилок там нет, поэтому шансы потеряться минимальны. А вот зимой стоит быть осторожнее – снег заносит тропы и бывает очень глубоким, что усложняет и замедляет передвижение. При таком режиме очень быстро наваливается усталось, да и самой тропы не различить. Не различить и дорог на плато – зимой оно превращается в снежную бескрайнюю пустыню, и заблудиться очень легко, особенно в пургу и туман, что не редкость на Ай-Петри в зимнее время.

Поэтому вариант пеших прогулок безопаснее и приятнее всего в теплое, бесснежное время года. Зимой же лучше пользоваться канаткой или машиной. Ну или услугами местного опытного гида, если желание приключений непреодолимо.

Чем заняться

  • Прежде всего - гулять! Гулять по ай-петринской яйле, наслаждаясь чудесным видом на море и Большую Ялту, или видом на бескрайнее плато (оно действительно огромное, несколько километров в длину и в ширину), любоваться диковинными цветами, крымскими соснами с длинющими иголками и получать кайф от прогулок по богатейшей природе Крыма.

  • Обязательно пройтись по подвесным мостикам на один из зубцов. Мостики раскачиваются и поскрипывают на ветру, а под ногами – 1200 метров. Страшновато, но виды, открывающиеся с зубца, того стоят. Стоишь на небольшой площадочке, и со всех сторон тебя окружает открытое необъятное пространство. Неописуемые ощущения, лучше самому насладиться. До мостков со станции канатки ведут хорошо натоптанные тропы и имеются указатели – не заблудитесь. Просто следуйте за основным потоком граждан – все вновь прибывшие неизменно следуют туда.

  • Посетить пещеры. На Ай-Петри находятся три карстовые пещеры, открытые для посещения туристам: Трехглазка, Ялтинская и Геофизическая. Указатель в сторону пещер также находится недалеко от станции канатной дороги. Найти пещеры самостоятельно не так уж и сложно, а летом вам еще будут неоднократно предлагать экскурсионные и гидовские услуги прямо у канатки – местные гиды отведут вас куда угодно на плато, не только в пещеры, и сопроводят путешествие самыми разнообразными байками, историческими и географическими сведениями.

В пещерах любопытно поглядеть на сталактиты, сталагмиты, летучих мышей и прочий причудливый подземный мир, а летом приятно оказаться в пещерной прохладе после знойной жары. Вход в пещеры платный, цена – рублей 300. Спуски в пещеры оборудованы лестницами.


  • Погулять по палаточному городку-рыночку. Рынок иногда называют татарским, потому что в основном там торгуют татары своими аутентичными лакомствами и изделиями. Но помимо редких сувениров, которые не купишь на прибрежных рынках, тут можно приобрести туры по плато на лошадях и квадроциклах, полеты на дельтаплане, занятия скалолазанием и многие другие экстремальные горные развлекухи. Это определенно стоит попробовать, оказавшись на самой знаменитой вершине Крыма.

Ай-Петри зимой

Зимой Ай-Петри еще сказочней. Белые пушистые сугробы, заиндевелые иголочки сосен, кружение снегов, искрящихся на солнце, заснеженные горные вершины. А самое главное – удивительное для северного глаза сочетание: снег и море. В хорошую видимость (когда нет тумана, высокой облачности или густой пурги) с Ай-Петри видно Большую Ялту и море. И вот это практически нереальное сочетание - белый-белый снег и лазурное море внизу. Если окажетесь в Ялте зимой, то посетить Ай-Петри определенно стоит – редко где еще можно насладиться такими нереальными видами всего в часе езды.


Горнолыжный комплекс

Утверждение о том, что в Крыму есть все, абсолютно верно. Даже горнолыжка там имеется. Единственная в своем роде и именно на Ай-Петри. Добраться до нее можно на машине по уже описанной горной дороге Ялта-Бахчисарай (зимой ее регулярно чистят) или же на такси-снегоходах от станции канатной дороги. Трассы там очень интересные и продолжительные, но бугельные подъемники на тросах требуют недюжего навыка их использования. Это не комфортабельные кабинки или таблетки, к которым мы привыкли. Это закольцованный трос, движущийся с невысокой, но все же скоростью, к которому нужно самому прицепить металлический крючек своего бугеля - небольшой деревянной сидушки на веревочке, которая, собственно, и является твоим подъемником. По неопытности о трос рвут куртки, перчатки, и даже бывали травмы. Поэтому если вы раньше не пользовались этой допотопной советской системой, то следует пройти курс молодого бойца у инструкторов для своей же безопасности. Кроме этого, на горнолыжке можно арендовать бублики, снегоходы и квадроциклы, попробовать ски-джоринг (прицепиться к джипу на веревку и кататься за ним по плато на лыжах или сноуборде). Весьма радует, что на плато есть станция спасателей. Очень опытные и ответственные ребята (авторитетно заявляю, так как они мои знакомые), и под их надзором можно спокойно предаваться зимним увеселениям.

Более подробную информацию о трассах, ценах и прочих особенностях горнолыжки можно посмотреть на их сайте.

Еда

Голод не то, чего стоит опасаться на Ай-Петри. У канатки на плато раскинулся целый город –множество кафешек, торговых палаток, гостиниц и прочих развлекательных услуг. Тут можно удовлетворить самые разнообразные гастрономические интересы и найти все: от вареной кукурузы и чебуреков до устриц и супа-пюре из лосося. Но, конечно, превалируют кафе крымско-татарской кухни - пловы, лагманы и долмы на любой вкус.

Лично мне больше всего нравится кафе "Ай-Петри" (неудивительно, что оно так называется). Оно явно не единственное на плато с таким названием. Находится оно прямо на обрыве, и из панорамных окон до самого пола видно сами зубцы, вагончики канатной дороги, море и лес далеко внизу. Дух захватывает. Находится оно вот где: если выйти из станции канатки и стоять к ней спиной, то нужно пойти налево, дойти до смотровой площадки, встать лицом к морю, полюбоваться пейзажами, и справа прямо на обрыве будет стеклянное кафе, к которому ведет черная железная лестница. Это оно. И обслуживание, и сами блюда в нем на уровне. А цены более чем демократичны для Ялты и для высоты 1234 м. над уровнем моря. Хороший обед из 2 блюд и чебурека в придачу обойдется рублей в 600. Там же можно заказать кальян и подегустрировать крымское домашнее вино, сидя в широких плетеных креслах, обложившись мягкими подушечками. И все это с прекрасным видом на красоты Крыма!


Жилье

Если одного дня на занятие всем, что вы хотели осуществить, мало, то можно остаться на горе на ночь и даже не на одну. Множество гостиниц и хостелов прямо на плато предлагают размещение с различными условиями и по различным ценам. Вплоть до аренды палаток и спальников, чтобы спать на свежем воздухе и любоваться ночью россыпью звезд. Я бы советовала просто погулять по этому горному поселку, поспрашивать и поглядеть, что именно вам могут предложить и выбрать на свой вкус. Остаться там на несколько дней определенно стоит. Можно жить в домиках около канатки, в приюте на метеостанции, на турбазе Кичкинэ рядом с горнолыжным комплексом, в поселке Охотничье, которое находится на трассе Ялта-Бахчисарай, выше канатки. Цены на жилье на горе довольно высокие. Стоимость номеров в отелях можно узнать , а на частные апартаменты – . Зная, что Ай-Петри весьма любим туристами, крымчане не стесняются заламывать там цены. Жить можно в домиках разной комфортности, начиная от вагончиков и заканчивая хорошими лесными избами со стилизованным дизайном. Поэтому цены варьируются от 500 рублей за ночь до 5000. Однако и в тех и в тех не проведена канализация и присутствуют проблемы с водой. Душа там нигде не примешь.


Напоследок

Будучи в Крыму, обязательно стоит посетить Ай-Петри. Эта гора уникальна и прекрасна. Невероятная красота природы, величие скал, таинственность пещер, горный воздух и еще великое множество ништяков на ней вызывают только положительные эмоции и добрые мысли. Обязательно поднимитесь на эту гору, и, готова спорить, вы безумно влюбитесь в нее, так же как и я.

Чаще всего этот вопрос возникает у приезжих пилотов, хотя и местные могут знать не все варианты. Рассмотрим плюсы и минусы каждого способа. Разберемся, какому отдать предпочтение в разных ситуациях. Приступим.

Способ №1. На своем авто

Подъем на плато Ай-Петри на автомобиле занимает около 40 минут.

Едем по Севастопольской трассе до санатория «Узбекистан». Там увидим развилку и указатель на Ай-Петри. Дальше по серпантину до поселка Охотничье.

Преимущества:

  • Вы ни от кого не зависите.
  • Едете от своего дома непосредственно к месту старта, в нужное время.

Недостатки:

  • Машину надо будет как-то спустить с горы. Если Вы улетели далеко, это становится проблемой. Выход — пригласить знакомого водителя (друга, родственника), который спустит машину.
  • Поездка по горной дороге требует от водителя определенного опыта.

Вариант: попроситься в машину к другому пилоту, у которого есть место.

Способ №2. На такси

Всем идеальный вариант, но дорогой.

Помимо классического вызова такси по телефону, можно заказать трансфер на Ай-Петри в интернете. Сейчас в социальных сетях есть великое множество групп, предоставляющих эту услугу. Их не сложно найти через поиск:

Способ № 3. Заказать машину (скорее микроавтобус) вместе с группой пилотов

Преимущества:

  • В складчину намного дешевле.
  • Вы прибудете непосредственно к месту старта и в оптимальное, заранее оговоренное время.

Недостатки:

  • Организационные сложности. Кому-то надо искать и водителя и пилотов, договариваться о цене, сделать много звонков по телефону (или, как вариант, переписываться в интернете). Довольно хлопотно.

Способ №4. На маршрутке

Маршрутки на Ай-Петри отправляются с ялтинского автовокзала. Это не рейсовые, а частные микроавтобусы. На момент написания статьи стоимость проезда — 350 р. Но может измениться. Обычно маршрутчики громко зазывают всех подряд в рйоне нижней платформы автовокзала, найти их не составляет труда.

Преимущества:

  • Вы не привязаны к оставшейся на горе машине.
  • Не надо заморачиваться с организацией трансфера.
  • Ощутимо дешевле, чем такси.

Недостатки:

  • Зависимость от расписания.
  • К месту старта от остановки придется топать пешком.
  • Водителю и другим пассажирам может не понравиться ваш рюкзак.

Способ №5. На попутках от санатория «Узбекистан»

Один из любимых способов ялтинских пилотов.

Добраться до остановки «санаторий Узбекистан» не сложно: сюда ходит много рейсовых автобусов. Голосовать выше развилки.

Вариант: на своей машине доехать до кладбища (это немного выше по серпантину). И уже отсюда ловить попутку, а машину оставить внизу. Ялтинские пилоты делают так довольно часто. В любом случае, проблема спуска машины с горы отпадает.

Преимущества:

  • Дешево. Как правило, водители берут символическую плату.
  • Просто в реализации. Не надо ни с кем заранее договариваться и созваниваться.
  • Не болит голова из-за спуска автомобиля с горы.
  • Вы едете в удобное для вас время, а не по расписанию.

Недостатки:

  • Иногда долго никто не подбирает (такое случается крайне редко).

Способ №6. На канатной дороге

Не совсем из Ялты, но тем не менее. Нижняя станция канатной дороги расположена в поселке Мисхор.

Контакты и график работы со страницыканатной дороги «Мисхор-Ай-Петри» на LemonPages (lemonp.ru/23.4-mishor-aj-petri.html ):

Преимущества:

  • Дешевле, чем такси.
  • Красиво. Хотя теми же видами можно любоваться уже с параплана.

Недостатки:

  • Из Ялты надо сначала ехать в Мисхор
  • Зависимость от расписания
  • К месту старта еще порядочно топать

UPD: Информация с официального сайта: канатная дорога закрыта на профилактические работы. Ориентировочно до 20 апреля.

Гора Ай-Петри является не только основной достопримечательность Большой Ялты, но и одной из основных рекордно посещаемых мест всего Крымского полуострова. Могу это утверждать не только как отдыхающий турист, но и как бывший житель Крыма. Пацанами, в начале 70 годов, лучшим отдыхом летом для нас считалось с палаткой провести пару недель уехать из Симферополя на электричке в Солнышко, за Саками, или на троллейбусе, до Алушты, Гурзуфа или Ялты. Пляжи были не для нас, привлекали места более дикие, были еще такие. Вот тогда-то и попал я первый раз на Ай-Петри. Не было еще ни канатной дороги, ни кафе, ни обустроенных входов в пещеры. Район Ай-Петри относился к крымскому заповеднику. Наплывом туристов еще и не пахло. Посещение этой красоты относилось к экстремальному походу, а не к тривиальной экскурсии. Как же все это изменилось со временем...

И вот, в 2010 году, вместе с супругой поехали "боевой славы" моей юности. Как же хотелось прокатиться на транспорте молодости - электричке, рогатом троллейбусе, но под задницей урчал внедорожник, справа восхищалась природой жена, сзади, из открытого окна, терял на ветру слюни огромный сенбер. И мне было и хорошо, и спокойно, но в то же время тоскливо. Лучше встречаться с юностью наедине... Но, отставить лирику...

Как и говорил в начале повествования, расскажу, как туда лучше съездить рядовому туристу. Мне пришлось съездить два раза. Первый, в полном составе: я, жена, собака, джип. Два последних оказались абсолютно бесполезной нагрузкой. Не знаю, как сейчас, а в десятом году припарковать частную машину вблизи площадки оказалось делом невозможным. Местным таксистам и частным извозчикам я не сумел доказать, что конкурентом не являюсь. Они выразительно смотрели на колеса моей машины, в глазах было видно кино о потере воздуха из колес. Короче, первая поездка не удалась на 100 процентов. Хотя нет. Серпантин подъема и спуска впечатлил. Отнюдь, не природой. А тем, как местные автовладельцы с туристами лихо "серпантинят", всем своим видом и поведением показывая, какой же лох сидит в машине из 77-го региона.

Трудно было уговорить супругу к повторному посещению. Легче было уговорить собаку, оставив на попечение приятеля, у которого остановились. Приятель убедился в лояльности к нему моего "теленка". Тем более, любой сенбернар сменяет на безмерное купание в море все: еду, хозяина, даже Родину!

На этот раз поехали по самому лучшему пути, его советую всем, даже не из принципов экономичности, а по легкости исполнения.

До подножия Ай-Петри можно добраться из города от Центрального автовокзала на рейсовом автобусе до нижней станции канатной дороги. Можно и поймать такси, что мы и сделали, но тогда придется объяснять таксисту, что ты не скряга по жизни, а просто хочешь прокатиться на канатке... Ну, понятно. Так что, лучше не "пользовать" частников, чтобы сохранить настроение.

Канатка (канатная дорога), имеет три станции: нижняя, средняя и верхняя. Подъем, как и спуск, стоит около 200 рублей на наши деньги, на гривны тогда стоило дороже, рубли уважали больше. Но, поверьте, это того стоит. Вид с высоты птичьего полета вызывает зависть к нашим рукокрылым братьям, которые, кстати, совсем не боятся кабинок канатки. От средней станции "Сосновый бор" начинается самая интересная и впечатляющая часть дороги - безопорная. Вагончик будто взмывает к скалам.

Виды, открывающиеся с вершины горы, описывать не буду, слова бессильны. Особенно, отсутствие линии горизонта между морем и небом, безграничная синева! Естественно, нужно выбрать хорошую погоду. Даже средняя облачность может испортить все впечатления.

На верхней площадке есть три пещеры, доступные для посещения. Если вы имеете отношение к спелеологии, вас, конечно, они не впечатлят. Да и с пещерами Нового Афона сравнивать по масштабам трудно. Но, как развлечение, рекомендую. Оплата посещения с гидом - около 150 рублей. Наш выбор остановился на "Геофизической". Крутая винтовая лестница, реально высоко и глубоко. И весьма прохладно. Легкая кофточка дамам не помешает. Кто приехал с детьми, будет интересно покатать свои городские чада на смирных лошадках. Все реально нужные заведения присутствуют в достатке. Два платных туалета, один бесплатный. Много кафе и сувенирных магазинчиков, где все товары так или иначе, связаны с Ай-Петри, канатной дорогой и другими местами полуострова. Несколько кафе и полноценный ресторан.
Кстати, местные хозяева этих культурных заведений, включая платные туалеты, обзавелись зазывалами, в роли которых подрабатывают юноши и девушки школьного возраста. Видимо, пример Египта заразителен.