Спасо яковлевский монастырь. Спасо-яковлевский димитриев монастырь в ростове великом - величественные храмы над озером неро

Прошло уже несколько лет с тех пор, как я была в Спасо-Яковлевском монастыре последний раз. Раньше это был красивый, но достаточно скромный, очень давно не реставрированный монастырь. При всем этом, он всегда был одной из основных достопримечательностей Ростова Великого. Ничего удивительного - город маленький, выбор небольшой, программа накатанная - Кремль и... Спасо-Яковлевский монастырь.

Но сегодняшний обитель меня, честно говоря, удивила. Она напомнила мне современный, оживленный экскурсионный объект, да тот же самый Ростовский Кремль, с его туристической суетой, экскурсиями, билетами на смотровую площадку (одну из башен ограды) и расставленными повсюду информационными щитами - ни дать ни взять музей.

Рассказывать об истории и архитектуре Спасо-Яковлевского монастыря сейчас я не буду. Об этом в "Дневнике успешной мамочки" уже есть две статьи:

Сегодня я представляю вам фотопост о монастыре, каким его увидела в марте 2014 года, во время нашего праздничного путешествия по маршруту "Переславль-Залесский - Ростов Великий".
Моя задача - показать обновления в Спасо-Яковлевском монастыре, эдакая небольшая экскурсия по настоящему с возвратом в прошлое для тех, кто давно здесь не был... или не был никогда.


Итак, 8 марта 2014 года. Безоблачный, радостный весенний день. Из едем в "главный" монастырь Ростова - Спасо-Яковлевский Димитриевский. Слово "главный", конечно, условно, но суть ясна - на данный момент времени именно он занимает центральную позицию среди обителей города. Да-да, последние несколько столетий именно так.
Заходим на территорию. Одеваю юбку. Оглядываюсь... Да, общее впечатление: красиво, чисто, ухоженно, как-то более суетно, чем было раньше. Современно. Зато никто не пристает и косо не смотрит. Ходим, спокойно фотографируем...



Вот еще одно заметное новшество - ящик для сбора денег. Надпись:


Платим с мужем по 10 руб. за каждый фотоаппарат и спокойно идем дальше по обходной дорожке вокруг храма святого Димитрия Ростовского. Отродясь здесь дорожек не было. Что хорошо видно на этой схеме (мы вошли в Северные ворота - они обозначены цифрой 7 - и повернули налево) и моей фотографии ниже:




А коль не было здесь дорожек, никогда мы тут и не ходили. Какое счастье, что теперь есть возможность порассматривать красивую, я бы даже сказала торжественную архитектуру Спасо-Яколевского монастыря со всех сторон.
В нишах Димитриевского собора установлены скульптуры. День слишком яркий, поэтому не удается сфотографировать их достойно. С этой стороны храма они утопают в тени ниш, с другой, к сожалению, тоже.



Обновленное состояние храма радует. Тем более когда смотришь на то, что было, и то, что стало.

Обойдя Димитриевский храм наполовину, вижу располагающееся у монастырской стены кладбище - около двух десятков захоронений. Здесь же находится колокольня, которая на фото почти не видна, только ее нижняя часть с колоннами. Колокольня встроена в ограду.


И здесь открывается вид еще на один храм, вернее, два. Та часть, которую мы видим, и которая похожа на Димитриевский храм, называется храм Иакова Ростовского (Яковлевская церковь - 1836 г.)- он с зелеными куполами. С другой стороны к нему вплотную примыкает Зачатьевская церковь - самая старая церковь обители. Ее купола золотого и синего цвета.



Оборачиваюсь, снимаю с солнечной стороны Димитриевский собор (построен в 1801 г. в классическом стиле). Потрясающе, грандиозно и... ни на что не похоже. Он был построен на средства графа Н. Шереметева, поэтому его часто называют Шереметевским.
Долго думала, какие у меня ассоциации с этим храмом. Поняла, что он наичистейший образец своего времени, как пышные накриналиненые юбки знатных дам - пышный, роскошный, утонченный, похожий на дворец. Классицизм, но еще не "воинствующий" ампир! Собор возведен на несколько лет раньше многих знаменитых петербургских строений - Казанского собора, Адмиралтейства, Здания Биржи и других.


Хорошо все-таки, что сейчас людям предоставлена возможность обойти соборы, посмотреть скульптуру и барельефы детально.


Так и хочется повторять: "Какой красивый собор!".


А это колокольня, о которой я упоминала. Колокольня достаточно небольшая.




Когда подошли к этому месту, взглянули на башню, где располагается смотровая площадка, просто обомлели.


Масса народу!


На этой смотровой площадке мы бывали раньше. В один из приездов к нам подошла женщина и предложила за небольшую плату подняться туда. Вот такой вид мы тогда сняли. Замечательная точка для осмотра не только живописных окрестностей и озера Неро, но и всех трех храмов, гармонично выстроенных в одну линию. К тому же храмы достаточно большие и близко во всей красе их рассмотреть просто невозможно. Особенно храм Зачатия Святой Анны (на фото крайний справа).
Идея пристроить к нему Яколевскую церковь, с одной стороны, кажется странной. С другой, понимаешь, что это достаточно красиво и необычно. Во всяком случае такой интересной общей "картинки" я не припомню ни в одном монастыре.




Да, нам очень хотелось освежить свои впечатления, подняться на смотровую площадку, сделать новые снимки, тем более сейчас, на новую технику, телевик. Муж пошел узнать, платно это или бесплатно.
Понятно, что при платном входе, с нашей карточкой мы пролетали. Хотя так же понятно, что наивно было думать, что денег в этот раз не возьмут. Пока муж ходил в башню, я гуляла и рассматривала другие новшества в монастыре.
Итак, смотровую площадку поставили "на поток". Даже дорожку к ней проложили, по всей длине которой расставили информационные стенды.


Вернулся муж, сказал, что посещение смотровой площадки платное - 50 руб. Развернулись и пошли гулять по монастырю дальше.

Весна, однако...


А с этого ракурса хорошо видна Зачатьевская церковь, построенная в 1686 г. в стиле русское узорочье. В этом же стиле возведен Ростовский кремль (1660-1683), а также церкви Борисоглебского монастыря, о котором я обещаю рассказать вам в ближайший месяц.












Идем к машине мимо огромной шеренги сувенирных столиков. Это, кстати, тоже новшество - раньше около монастыря стояло два-три продавца сувенирной продукции, а сейчас образовался настоящий рынок.
Помимо этого есть один негативный момент - возле входа в обитель сидят страшно приставучие женщины-попрошайки. Не те, кому сам от души дашь денег, захочешь помочь, а те, для кого попрошайничать - бизнес, те, кто "и спляшет, и споет" (стихи трындели, как на сцене, без умолку), а денег не дашь - плюнут в спину.

Спасо-Яковлевский монастырь - православный мужской монастырь. Расположен на берегу озера Неро в юго-западной части Ростова. С 1764 до 1888 имел статус ставропигии.

История монастыря

Средневековый период

Основан в 1389 году ростовским епископом св. Иаковом († 27 ноября 1392; память - 27 ноября). Изгнанный из города своей паствой (за помилование ожидавшей казни преступницы), Иаков поселился к югу от Ростова, неподалёку от церкви Архангела Михаила (основанной ещё в XI веке св. Леонтием Ростовским; последнее по времени здание этого храма было снесено в 1930-е годы), рядом с источником (сейчас над ним - часовня 1996 года), где своими руками срубил небольшой деревянный храм и освятил его в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Вскоре возле церкви формируется небольшая община единомышленников изгнанного епископа; так сформировалась новая обитель.

После смерти епископа Иакова началось его местное почитание как святого; его захоронение оберегалось как святыня. Общецерковное прославление совершено Макарьевским собором 1549 года. Его мощи покоятся под спудом в церкви Зачатия св. Анны.

Монастырь именовался Зачатьевским (по имени главного храма, посвящённого Зачатию праведной Анны) или Иаковлевским - по имени основателя обители. Со времени основания обители (XIV век) до второй половины XVII века все постройки Зачатьевского монастыря были исключительно деревянными (ни одна из них не сохранилась до наших дней).

Первым каменным зданием монастыря стал Троицкий , позднее Зачатьевский собор (1686), построенный на месте одноимённой деревянной церкви. Собор пятиглавый, с тремя алтарными апсидами, без богатого декоративного убранства в то время при нём была шатровая колокольня о шести колоколах. Освящал собор ростовский митрополит Иона Сысоевич. В 1689 году собор был расписан ярославскими мастерами. Над гробницей св. Иакова была возведена каменная сень.

Монастырь в XVIII веке

В 1702-1709 годах монастырь находится под особой опекой ростовского митрополита Димитрия Ростовского. Приехавший 1 марта 1702 в Ростов по велению Петра Первого, он был торжественно встречен в Яковлевском монастыре и сразу же отслужил благодарственный молебен в Троицком (будущем Зачатьевском) соборе. По преданию, в тот же день он указал место своего будущего погребения - в юго-западном углу храма.

Димитрий Ростовский был погребён 25 ноября 1709 года в Троицком (будущем Зачатьевском) храме. Над местом его погребения была выстроена деревянная гробница со стихами-эпитафией, написанными другом умершего - местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Рязанским Стефаном (Яворским). Кроме того, согласно воле умершего, в монастырь поступили две иконы Богоматери: келейная Боголюбская с ростовскими угодниками и особенно почитаемая Ватопедская.

В 1725 году велением ростовского епископа Георгия (Дашкова) к Троицкому собору был пристроен северный Зачатьевский придел , в XIX веке перестроенный в отдельный храм. В 1754 году по указу Арсения (Мацеевича) собор был переименован в Зачатьевский (так же, как назывался и его деревянный предшественник; название сохраняется и поныне), а придел - в честь Иакова Ростовского.

21 сентября 1752 году при починке церковного пола были обретены мощи святителя Димитрия Ростовского; согласно житийному повествованию, мощи и одежда святителя, не тронутые тлением, были трижды освидетельствованы церковными иерархами. 22 апреля 1757 года состоялась канонизация св. Дмитрия Ростовского. Число паломников в монастырь сразу же значительно увеличилось. У западной стены в том же году был построен гостиный двор для богомольцев. По заданию митрополита Арсения (Мацеевича) монастырский эконом завёл тетрадь, куда паломник могли бы записывать свои рассказы о чудесных исцелениях у гробницы святого. Получившаяся большая рукописная книга, которая охватывает события с 1753 по 1764 годы и содержит описание 288 исцелений, ныне хранится в Архиве Ростовского музея.

В 1758 году из серебра, добытого на Колыванских рудниках, по приказу императорицы Елизаветы Петровны была создана рака для мощей св. Димитрия Ростовского. На серебре была выгравирована эпитафия св. Димитрию, сочинённая Михайло Ломоносовым. 25 мая 1763 года состоялся первый крестный ход от Успенского собора Ростовского Архиерейского дома к Спасо-Яковлевскому монастыря, который с тех пор проводился ежегодно (вплоть до революции).

Сохранилось несколько описей монастыря, относящихся к середине XVIII века: деревянная рубленая ограда с воротами в каждой стене (и ограда, и ворота были крыты тёсом). Главные - Святые - ворота, украшенные росписью, находились с восточной стороны. Остальные трое ворот были въезжими, причём рядом с каждым находилась небольшая входная калитка. Возле западной стены находились настоятельские покои - деревянные, с четырьмя комнатами и сенями, лестница из которых вела в светёлку. С южной стороны находились каменные братские кельи, в северо-восточном углу - несколько деревянных келейных корпусов. С восточной стороны располагались деревянные хозяйственные постройки: амбар, конюшня, сарай, два каменных погреба; около Святых ворот стояла хлебная палата с кухней; в юго-восточном углу - каменная поварня и пивоварня. За восточной стеной ограды был расположен монастырский двор, на котором стояли три избы, за западной - гостиный двор для богомольцев.

С 1764 года, согласно манифесту Екатерины Второй, до 1888 года монастырь числился ставропигиальным, то есть подчинённым непосредственно Святейшему Синоду.

В тому же году к обители приписаны строения стоявшего рядом упразднённого Спасо-Песоцкого монастыря, в том числе монументальный Спасо-Преображенский собор XVII века (это единственное здание Спасо-Песоцкого монастыря, сохранившееся до наших дней). По этой причине в 1765-1836 годах обитель официально именутся Спасо-Иаковлевским Зачатьевским монастырём .

В 1760-е годы в Зачатьевский собор был поставлен деревянный резной иконостас, выполненный резчиками С. Шоломотовым и С. Бочаровым. В 1780 году иконы специально для этого иконостаса написал харьковский иконописец В. Ведерский.

Во второй половине XVIII века деревянные стены монастыря были заменены каменной оградой . На углах и над воротами появились красивые, с легкими ажурными силуэтами башни, над восточными воротами - высокая трехъярусная колокольня. В монастырском дворе были построены двухэтажные братские кельи и настоятельский корпус.

В конце XVIII века в Спасо-Яковлевском монастыре расцветает искусство финифтяной иконы. Возникновение этого промысла в Ростове связано с именем митрополита Арсения (Мацеевича), пригласившего в Ростов иконописцев, работавших в современных для того времени стилях, - для поновления старинных и написания новых икон. Среди них были и мастера финифтяной иконы. Вначале центром финифтяного промысла был ростовский Архиерейский дом, а после перевода Архиерейского дома в упразднённый к тому времени ярославский Спасо-Преображенский монастырь основным заказчиком финифтяных икон стал Спасо-Яковлевский монастырь, где их покупали на память о посещении монастыря богомольцы.

В 1794-1802 гг. на средства графа Н. П. Шереметева был возведен Димитриевский собор . Этот богатый храм в стиле классицизма проектировали московский архитектор Назаров и крепостные зодчие Душкин и Миронов. Шереметев желал создать храм, достойный мощей св. Димитрия Ростовского, которые, как рассчитывал граф, будут перенесены сюда сразу после окончания строительства. Однако высшее духовенство Ярославской епархии, приняв во внимание волю самого Димитрия, не благословило перенесение мощей из Зачатьевского собора в Димитриевский. Граф Н. П. Шереметев был крупнейшим благотворителем за всю историю обители: помимо строительства собора, он жаловал монастырю облачения, золотую и серебряную церковную утварь. Даже после смерти Шереметева (1809) монастырь получил золотую митру с драгоценными камнями на раку с мощами св. Димитрия, выполненную в Санкт-Петербурге согласно завещанию графа. В память о Шереметеве Димитриевский собор нередко называют Шереметевским .

Монастырь в XIX - начале XX веках

В начале XIX века в монастырь подвизался «гробовой старец» Амфилохий, который в течение 40 лет ежедневно по многу часов стоял перед ракой с мощами св. Димитрия Ростовского. После смерти старца в Ростове установилось его местное почитание.

В 1836 году на месте старого Иаковлевского придела Зачатьевского собора 1754 года выстроен храм св. Иакова Ростовского . Строительство церкви было осуществлено при активном участии архимандрита Иннокентия на средства благотворительницы монастыря - графини А. А. Орловой-Чесменской (чуть раньше участвовавшей в восстановлении и перестройке новгородского Юрьева монастыря). Росписи были выполнены Тимофеем Медведевым (не сохранились до нашего времени).

В 1836 году возведена паперть Зачатьевского собора. На паперти поставлены гробницы в виде саркофагов, в том числе гробового иеромонаха Амфилохия (ум. 1824) и архимадрита Иннокентия (ум. 1847), справа - Полежаевых Михаила Михайловича (ум. 1876) и Веры Леонидовны (ум. 1885).

В 1860-х годах был выстроен заново главный иконостас Димитриевского собора. Теперь он представлял собой триумфальную арку из искусственного мрамора (проект К. А. Докучиевского).

В 1836 году Святейший Синод по прошению архимандрита Иннокентия утвердил новое официальное наименование обители - Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь .

В монастырь приезжали на богомолье Екатерина Вторая, Александр Первый, Николай Первый, Александр Второй, Николай Второй.

В монастыре сохранялось огромное собрание книг и рукописей, ценный архив нот, исторических документов.

В 1909 году возникает традиция перенесения мощей св. Димитрия Ростовского из Зачатьевского собора в Димитриевский: с 25 мая по 28 октября мощи ежегодно пребывали в Димитриевском соборе (как и хотел его строитель - Н. П. Шереметев), остальное время - в Зачатьевском. Перенесение мощей сопровождалось крестным ходом при большом стечении народа.

В начале XX века были освящены новые храмы внутри уже существовавших к тому времени построек. В Иаковлевской церкви в 1912 году открыт пещерный храм в честь Воскресения Христова , а в 1916 - придел в честь Ватопедской иконы Божьей Матери (последний - на пожертвования С. П. Колодкина «в вечное поминание убиенного воина Феодора»). В 1909 году в юго-западной башне открыт храм в честь Толгской иконы Божией Матери - домовая церковь настоятеля монастыря. Из этой церкви по лестнице можно было подняться на смотровую площадку башни, откуда открывалась панорама города.

Упразднение и возрождение обители

С 27 февраля 1909 года до закрытия обители настоятелем был епископ (впоследствии митрополит) Иосиф (Петровых).

После 1917 года службы в монастыре шли только в Яковлевской цекрви.

В 1923 году монастырь был окончательно закрыт. В зданиях монастыря были размещены жилые квартиры, мастерские. Иноков изгнали, монастырское имущество, книги и рукописи частично поступили в Ростовский музей, частично разграблены. В 1928 году часть рукописного собрания бывшего Спасо-Яковслевского монастыря была перевезена в Москву (ныне - в РГАДА).

В 1980-е годы был разобран резной барочный иконостас XVIII века из Зачатьевского храма. В настоящее время сохранился только его остов.

15 апреля 1991 года монастырь возвращён Русской православной церкви. Решением Священного Синода от 7 мая 1991 года по рапорту архиепископа Ярославского и Ростовского Платона (Удовенко) монастырь был возобновлён.

В монастыре покоятся мощи ростовских святых Авраамия и Димитрия. Здесь же пребывают иконы Ватопедской Божией Матери и келейная св. Димитрия Ростовского. Частично сохранился монастырский некрополь.

В 1996 году над источником вновь сооружена небольшая деревянная часовня (архитектор - М. Панкратов, Москва), освящённая в честь святителя Иакова., освященная 10 декабря архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем (Хархаровым).

Современный облик обители

Все три храма, находящиеся на территории монастыря, выстроены в единую линию вдоль восточной стены обители - это придаёт внешнему облику монастыря строгий классический вид.

Зачатьевский собор

Современное здание собора (первоначально освящённого в честь Троицы) выстроено в 1686 году в узорочном стиле. Своды поддерживают четыре столпа. Алтарь отделён каменной стеной с иконостасом. Между столпами и стенами переброшены арки.

В XIX веке собор был окружён пристройками. Северный каменный Иаковлевский (первоначалльно - Зачатьевский) придел выстроен в 1725 году. Паперть собора возведена в 1836 году. На паперти поставлены гробницы в виде саркофагов: слева погребены гробовой иеромонах Амфилохий (ум. 1824) и архимадрит Иннокентий (ум. 1847), справа - Полежаевы Михаил Михайлович (ум. 1876) и Вера Леонидовна (ум. 1885).

Внутри сохранились древние фрески 1689 года. На алтарной стене (на уровне местного ряда иконостаса - в правой нише) сохранилась надпись в четыре ряда:

Фрески выдержаны в жёлтых, голубых, коричневых тонах. В стенных нишах по сторонам иконостаса изображены: справа - праведные Иоаким и Анна, слева - святитель Иаков. В верхнем ярусе настенных росписей изображены ветхозаветные события, связанные с праотцем Авраамом и явлением ему Святой Троицы. Нижний ярус стен расписан фресками на евангельские события. На столпах изображены воины-мученики.

Димитриевский собор

Димитриевский собор нередко именуют Шереметьевским в честь его строителя - графа Н. П. Шереметева, а также его сына Д. Н. Шереметева (устроившего здесь в 1869-1870-х годах новый иконостас) и внука С. Д. Шереметева (также сделавшего несколько крупных вкладов в обитель).

Собор возведён в 1795-1801 годах в классицистическом духе по проекту московского архитектора Е. С. Назарова и крепостных зодчих Шереметева Миронова и Душкина. Храм бесстолпный, огромный купол опирается на сильно выступающие пилоны, украшенные двумя парами пилястр, выполненных из искусственного мрамора. В соборе очень светло благодаря окнам алтаря, высоким боковым окнам и продолговатым окнам барабана.

Перед входом в храм - трапезная со сводчатыми перекрытиями, которые опираются на два квадратных столпа. В трапезной два придела, посвящённых св. Дмитрию Солунскому и св. Николаю Чудотворцу.

Димитриевский храм построен как холодный; отапливались лишь приделы, где службы совершались круглогодично.

Первоначально все иконостасы храмы были деревянными, однако в 1860-х годах иконостас главного храма были заменен на новый - в виде триумфальной арки из искусственного мрамора (проект К. А. Докучиевского).

Храм украшен лепниной работы Ивана Фохта и Г. Замараева. Главное скульптурное изображение храма - «Обретение мощей святителя Димитрия Ростовского» - находится на фронтоне северной стороны.

Стенные росписи исполнены большей частью ростовским художником Порфирием Рябовым в начале XIX века. В центральном куполе изображена Святая Троица, на двенадцати овалах - апостолы, на парусах - евангелисты, на стенах - мученица Александра, преподобный Иларион, св. Александр Невский, св. Сергий Радонежский, на столпах - св. Леонтий Ростовский, св. Николай Чудотворец, в трапезной - орнаменты и сцены из жития св. Димитрия Ростовского.

Яковлевская церковь

Храм св. Иакова Ростовского выстроен в 1836 году на месте старого Иаковлевского придела Зачатьевского собора. Строительство собора было осуществлено при активном участии архимандрита Иннокентия на средства графини А. А. Орловой-Чесменской.

Храм пристроен вплотную к Зачатьевскому собору и имеет с ним общую паперть. Яковлевская церковь была тёплой, отапливалась круглый год (в отличие от летнего Димитриевского и нерегулярно отапливаемого в XIX веке Зачатьевского соборов).

Росписи, выполненные Тимофеем Медведевым, не сохранились.

Колокольня

Возведена во второй половине XVIII века. Трёхъярусная, довольно простая по архитектуре, она несколько теряется на фоне храмов монастыря. Отделка колокольни отличается лаконичностью.

Количество колоколов менялось на протяжении времени: в конце XVIII века их было 4, к началу XX века их было 22, причём самый большой весил 12,5 тонн (около 3 тыс. пудов).

Каменная ограда

Братские кельи

Настоятельский корпус

Надкладезная часовня Св. Иакова

Построена над источником, который известен местным жителям с давних пор, считается целебным и, по легенде, связан с именем Св. Иакова (хотя достоверных подтверждений этому не имеется).

Деревянная часовня возведена в 1996 году (архитектор - М. Панкратов, Москва).

Настоятели монастыря

О первых настоятелях Яковлевского монастыря, управлявший обителью после смерти св. Иакова, сведений не сохранилось. В отдельных документах XVII века упоминаются имена двух игуменов - Павла (1624) и Иоакима (1686).

Более или менее подробные сведения о настоятелях монастыря известны с первых лет XVIII века:

XVIII век

  • игумен Никодим (упомянут в 1701-1703 годах)
  • игумен Иаков (1720-1734)
  • игумен Иосиф (упомянут в 1734)
  • игумен Рафаил (упомянут в 1735)
  • игумен Боголеп (упомянут в 1736)
  • игумен Пармен (1737-1740). Бывший иеромонах Ростовского архиерейского дома. Переведён в ростовский Петровский монастырь.
  • игумен Савватий, (1740-1750). Переведен из Александровой пустыни. Скончался в 1750 году.
  • игумен Серапион (1750-1753). Бывший иеромонах ярославского Толгского монастыря, после переведён в Пошехонский Николо-Тропский монастырь.
  • игумен Гавриил (1753-1754). Переведен из Воскресенского в Караше монастыря.
  • игумен Киприан (1754-1757). Бывший казначей Ростовского архиерейского дома. Произведен в архимандрита и переведен в Ярославский Толгский монастырь.
  • игумен Иларион (1757-1758). Произведен в архимандрита и переведен в Ярославский Спасо-Преображенский монастырь.
  • архимандрит Вонифатий Борецкий (1758-1761). Бывший настоятель Ростовского Спасо-Песоцкого монастыря.
  • иеросхимонах Лука (1761-1763). Переведен из Куряжского Преображенского монастыря под Харьковом. Отстранен от настоятельства указном Синода, после чего Угличскую Югскую Дорофееву пустынь.
  • игумен Павел (1763-1764). Переведён из Югской Дорофеевой пустыни. Получил сан архимандрита и переведен в угличский Воскресенский монастырь.
  • иеромонах Иероним (1764-1765). Бывший кафедральный наместник Ростовского архиерейского дома.
  • архимандрит Павел (1765-1769). Переведен из Свято-Духова Иаковлева Боровичского монастыря. Умер 17 ноября 1769 года, погребен с западной стороны Зачатьевского собора.
  • иеромонах Герман (1769-1770). Бывший «соборный иеромонах» Троице-Сергиевой лавры.
  • архимандрит Ириней Братанович (1770-1775). Переведен из брянского Петропавловского монастыря. 26 апреля 1775 года хиротонисан в сан епископа и переведён в Вологодскую епархию.
  • архимандрит Феоктист Могульский (1775-1776). Переведён из киевского Михайловского Златоверхого монастыря. Переведен в полтавский Крестовоздвиженский монастырь, в 1787 году хиротонисан в архиепископа Белгородского.
  • архимандрит Амфилохий Леонтович (1776-1786). Переведён из полтавского Крестовоздвиженского монастыря, после переведён в киевский Межигорский монастырь. Через некоторое время стал епископом Переяславским и Борисопольским.
  • архимандрит Авраам Флоринский (1786-1797). Переведён из Богоявленского Авраамиева монастыря. Умер 30 апреля 1797 года, похоронен за алтарем монастырского Зачатьевского собора.

XIX век

  • архимандрит Мелхиседек Короткий (1797-1805). Переведён из наместников Александро-Невской лавры. Впоследствии был настоятелем Арзамасского Высокогорского и Спасо-Евфимиевского монастырей, умер в 1841 году схимником Оптиной пустыни.
  • архимандрит Аполинарий Пуляшкин (1806-1818). Переведен из московского Златоустовского монастыря. Скончался 28 апреля 1818 года, погребен с южной стороны монастырского Зачатьевского собора.
  • архимандрит Иннокентий Порецкий (1818-1847), произведён во архимандрита из иеромонахов Яковлевского монастыря. Скончался 27 февраля 1847 г., погребен в паперти Зачатиевского собора.
  • архимандрит Поликарп Тугаринов, (1847-1867), Переведен из Переславского Троице-Данилова монастыря. Уволен на покой, скончался 18 ноября 1868 г., похоронен около южной стены храма Зачатия св. Анны.
  • архимандрит Иларион (1867-1888), 4 ноября 1867 г. переведен из Спасо-Евфимиевского монастыря Суздальской епархии.
  • Епископ Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) (1888-1893), Викарий Ярославской епархии. Скончался 20 июля 1893 г., погребен в подклете Спасского храма.
  • епископ Никон (Богоявленский) (1893-1895), Из Спасо-Яковлевского монастыря был переведен епархиальным архиереем в Ташкент.
  • архимандрит Антоний (Флоренсов) (1895-1898), Из вологодских епископов. Переведен на покой в Московский Свято-Данилов монастырь.

XX век

  • архимандрит Иаков (1898-1906), Из Киево-Печерской лавры. Переведен в настоятели Московского Донского монастыря.
  • архимандрит Анатолий (1906-1909). Скончался в 1912 г.
  • епископ Иосиф (Петровых) (1909-1923), из настоятелей Юрьева монастыря Новгородской епархии хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. В 1923 г. посвящен во архиепископы, с 1926 г. - Ленинградский митрополит.
  • архимандрит Тихон (Баляев) (1928-1929).

После возобновления деятельности монастыря в 1991 году, его настоятелями являлись архиереи Ярославской епархии:

  • архиепископ Платон (Удовенко) (1991-1993)
  • архиепископ Михей (Хархаров) (1993-2002)
  • архиепископ Кирилл (Наконечный) (2002-2011)
  • митрополит Пантелеимон (Долганов) (с 2011)
Наместники обители
  • архимандрит Евстафий (Евдокимов) (1991-1999)
  • иеромонах Димитрий (Буров) (2000-2003)
  • игумен Серафим (Симонов) (7 марта 2003 - 10 октября 2009)
  • игумен Савва (Михеев) (10 октября 2009 - март 2011)
  • игумен Августин (Неводничек) (с 30 мая 2011) и. о. с 23 марта 2011

Монастырь в кино

  • Полицейские и воры (фильм)
  • Паломничество (фильм)
  • Семь стариков и одна девушка(фильм)

За время короткой самостоятельной поездки в Ростов Великий нам удалось посмотреть ряд достопримечательностей, среди которых был и Спасо-Яковлевский монастырь. Посещение этого место нам заполнилось особо, ведь прямо на месте мы договорились с гидом об экскурсии по монастырю. Вместе с экскурсоводом мы поднимались на смотровую площадку, спускались в подземную церковь, а затем снова поднимались под самый купол собора.

Спасо-Яковлевский монастырь - это одна из центральных достопримечательностей Ростова Великого. Это необыкновенно красивый монастырь, который выделяется среди ряда других своей удивительной архитектурой и интересной историей.

В Ростове великом мы остановились в гостинице Царевна-Лягушка (о которой я писала вот тут). Чтобы за день охватить максимальное количество достопримечательностей, я набросала маршрут по центру города. Спасо-Яковлевский монастырь был одним из первых пунктов программы. По задумке, его мы должны были посетить до Кремля.

От нашей гостиницы мы побрели туда по центральной улице, мимо восстановленных купеческих усадеб.


Спасо-Яковлевский монастырь находится в отдалении от центра, на берегу озера Неро. День выдался солнечный, поэтому гулять по монастырю было одно удовольствие. Оказавшись на территории монастыря, мы заглянули в сторожку и обнаружили там экскурсионное бюро. Гид был свободен, он и взялся за задачу познакомить нас с историей монастыря.

Основана обитель в 1389 году рядом со Спасо-Песоцким женским монастырем. Сегодня от этого монастыря остался один храм, а на его территории расположен монастырский хозяйственный двор.


Родоначальником Спасо-Яковлевского монастыря стал Ростовский митрополит Иаков (Яков), который спас приговоренную к смерти женщину, посчитав, что раскаяние важнее кары. Но жители города и князь так не считали, поэтому митрополита, который следовал заповедям Христа, изгнали. По преданию преподобный Иаков, расстелил плащ на воде, встал на него как на плот, и уплыл. Недалеко от города, на берегу озера около Песоцкого монастыря, он поставил келейку, срубил Зачатьевский Храм и стал жить. Естественно жить ведь в Песоцком женском монастыре он не мог. А вот горожане, увидев это чудо, прозрели и многие начали приходить, что бы взять благословение у преподобного. Некоторые оставались, возводили келейки по соседству, и становились монахами. Так вырос Спасо-Яковленский монастырь.


Долгое время две обители существовали бок о бок. Интересно, что Песоцкий монастырь был более богатым, и помогал «младшему» собрату. Очень часто обители подвергались разорению во время татаро-монгольских набегов и польско-литовской интервенции, а затем отстраивались заново.
В середине XVII столетия, когда монастырь приписали к Ростовскому архиерейству и начали возводить уже каменные постройки. Первой такой постройкой стал Троицкий Храм, который поставили на месте старого Зачатьевского. Правда через сто лет Троицкая церковь снова стала Собором Зачатия Святой Анны.


В 1709 году в монастыре похоронили Дмитрия Ростовского , и это стало для монастыря поворотным моментом. Об этом легендарном человеке стоит рассказать отдельно.
Это был одни из образованнейших людей своего времени. Он свободно владел несколькими языками и был очень хорошим проповедником. Но, главное дело его жизни стало написание и перевод церковных книг. За свою жизнь он написал более пятидесяти томов проповедей, жизнеописаний и сделал несколько сотен переводов. А его «Житие Святых» до сих пор является одной из самых популярных книг православной церкви.
Через сорок лет мощи Дмитрия Ростовского признали святыми, а самого преподобного канонизировали. Этот факт спас монастырь от упразднения. Ведь именно в это время вышел Екатериненский указ, который упразднил и даже разорил многие монастыри. Не обошла эта участь Спасо-Песоцкий монастырь, его упразднили, а территорию отдали для нужд Яковлевского монастыря. Все бывшие монастырские постройки разобрали, и до наших дней дошел лишь Спасо-Преображенский храм, который стоит немного в стороне.
А вот Яковлевский монастырь удостоился чести стать ставропигиальным. То есть он вышел из подчинения архиерейства, и вошел в Синод. Стоит отметить, что такого положения удостаивались далеко не все монастыри, и что примечательно, Яковлевский получил такое звание одновременно с прославленной Соловецкой обителью.

Рубеж XVIII-XIX веков стал для обители началом расцвета. Все деревянные постройки заменились каменными, территория монастыря расширилась, приобрела форму квадрата и была обнесена стеной. Монастырь слал очень известным и пользовался покровительством известных семей. Интересно, что в XIX обитель посетили все представители царской фамилии. Особое покровительство монастырю оказывал граф Н.В. Шереметьев. Он жертвовал много средств на обустройство обители и даже инициировал постройку Димитриевского собора, который сегодня является визитной карточкой монастыря.
ХХ столетие оборвало стремительный взлет монастыря, вышедшим декретом, который упразднял все монастыри, а их имущество национализировалось. Но стоит отметить, обители очень повезло - большевики не разрушили ни красивые храмы, ни кельи. Во время Советской власти здесь располагались военные склады, и лишь в 1996 году здесь восстановилась монастырская жизнь.

Архитектура монастыря

Интересно, что все монастырские постройки как будто разделены на две половины. С одной стороны весь храмовый комплекс, а с другой кельи и административные постройки, а посредине святой источник.
Наиболее старый - собор Зачатия Святой Анны, туда мы и отправились вместе с гидом.. Построен он здесь еще в 17 веке. Это первая каменная постройка монастыря. Храм пятиглавый: центральный купол золотой, а остальные четыре синие с позолоченными звездами. Синий цвет в христианстве символизирует Богородицу, и поэтому все храмы и монастыри, посвященные ей, имеют синие купола.


Гид специально для нас открыл церковь.. которая находится под землей. Это помещение закрыто для верующих из-за необходимости поддержания нужного уровня влажности.


Внутри стены собора расписаны фресками, которые прекрасно сохранились и до сегодня. Потрясающая атмосфера! Очень необычно оформлена часть под куполом - такие арки можно увидеть только в этом соборе.


Совсем вплотную к Затачьевскому пристроена Яковлевская церковь. Она несколько раз перестраивалась, и то, что мы видим сегодня, это уже результат работы мастеров середины XIX века. Храм построен в стиле классицизма, украшен колоннами с изысканными розетками и ступенчатыми портиками. Отличить где заканчивается Зачатьевский храм и начинается Яковлевский очень просто: сини купола сменяются зелеными.


В этом храме хранятся главные реликвии монастыря. Это мощи Авраамия - основателя одного из самых старейших монастырей России Авраамиевского, который находится здесь же в Великов Ростове. Также здесь находится гробница преподобного Иакова Ростовского, основателя обители.

Здесь же хранятся и мощи Димитрия Ростовского, которого по завещанию похоронили, а затем канонизировали именно в Яковлевском монастыре. Неподалеку от раки с мощами расположена Чудотворная Икона Божией Матери Ватопедской. Эта икона была келейным образом Димитрия Ростовского, и осталась здесь после его смерти. Меценаты города пожертвовали для образа богатый оклад и даже резной алтарь, где она хранилась.

Второе название этой иконы «Утеха». На ней изображена Богоматерь, с добрым, милостивым взглядом. А у нее на руках, сидит младенец с грозным видом, который пытается закрыть Матери уста. О том, почему образ именно такой существует легенда:
На Ватопедский монастырь неподалеку от Афона, где хранится оригинал иконы, однажды напали разбойники, но Богородица заступилась и не дала произойти бойне. На следующий день Богородица с иконы сказала настоятелю: «Двери не отворяйте, а выйдите на стены и разгоните разбойников». Младенец рассердился и попытался закрыть матери уста рукой, но она ласково отодвинула его руку и повторила эти слова еще два раза. С тех пор Ватопедская Икона именно такая: грозный младенец, который напоминает о Страшном Суде и Богоматерь, которая утешает своим заступничеством.

Кстати, здесь нам повезло - наш гид повел нас по потайной лестнице на самый верх собора!




Но идем дальше. Неподалеку от Яковлевского храма воздвигнут Этот собор привлекает своим вниманием и является доминантой всего архитектурного комплекса. Действительно где бы вы ни находились на подворье, этот великолепный храм притягивает к себе взгляд. Идея постройки этого рама возникла сразу после смерти преподобного Димитрия Ростовского. Деньги пожертвовал граф Шереметьев, он же и прислал зодчих. Храм получился очень светлый и величественный. В стилевом решении он напоминает Исаакиевский Собор в Санкт-Петербурге, хотя был построен на несколько лет раньше.


Стиль храма смешанный: барокко, классицизм и ампир. Сооружение притягивает взгляд роскошным фасадом, крашенным колоннадой, резными портиками в древнегреческом стиле и украшенными балюстрадами. В нишах можно увидеть статуи архангелов и святых, а на стенах барельефы из «Жития Святых» что не свойственно православным храмам, и является изюминкой этого монастыря.


Колокольня монастыря встроена в стену и в сравнении с соборами выглядит скромно, да и по высоте она не слишком высокая.


Как я уже говорила, посредине монастыря устроена небольшая часовенка над святым источником , который известен местным издавна.
Со всех сторон монастырь окружен белокаменными стенами с галереями, а по углам невысокие башенки.

На юг западной обустроена смотровая площадка с которой открывается великолепный вид на озеро Неро и, конечно, на монастырь. И, опять же, можно полюбоваться великолепным Димитриевским собором, но уж с другого ракурса.



От смотровой площадке можно пройти небольшой участок стены.


Вся территория обители ухожена. Видно, что ее реставрируют: разбиты клумбы, засеяны газоны, дорожки выложены плиткой, в общем, двор очень красивый, под стать храмам.


Дом настоятеля и монастырские кельи находятся немного в стороне, также побелены и гармонично вписываются в комплекс.
Время летит здесь не заметно, да и что такое время, в сравнении с этими старинными храмами, древними реликвиями и вечными ценностями, которые несет в мир Спасо-Яковлевский монастырь.

Адрес: Россия, Ярославская область, г. Ростов Великий, ул. Энгельса, д. 44
Дата основания: 1389 год
Основные достопримечательности: собор Димитрия Ростовского, церковь Зачатия Анны, церковь Иакова Ростовского, часовня Иакова Ростовского, колокольня
Святыни: мощи святого Иакова Ростовского, мощи святого Димитрия Ростовского, келейный образ святителя Димитрия – чудотворная Ватопедская икона Богородицы «Отрада» или «Утешение», частицы мощей преподобного Авраамия Ростовского, частицы мощей преподобных Киево-Печерских угодников и других святых, изображение праведных Богоотец Иоакима и Анны, иконы Божией Матери «Умиление-Ростовская» и Шестоковская
Координаты: 57°10"28.4"N 39°23"31.7"E

Древняя история Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря насчитывает свыше шести сотен веков. После его возвращения верующим в начале 90-х годов прошлого века были проведены большие реставрационные работы на территории и отремонтированы храмы. Монастырь стал первым среди восстановленных в городе. И сегодня он - место паломничества и примечательный туристический объект для многочисленных гостей Ростова Великого .

Общий вид Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря

Жизнь святителя Дмитрия

Дмитрий родился в 1651 году, в 16 лет постригся в монахи и до 23 лет жил в киевском Кирилловом монастыре. Позже он стал священнослужителем и обрел славу духовного проповедника, посвятив несколько десятков лет составлению жизнеописания святых православной церкви – четырех книг Четьи-Минеи, написанию духовного алфавита, множества драм и стихов.

Последние 7 лет своей жизни (до 1709 года) Дмитрий провел в Ростове. Он очень почитаем верующими России за вклад, внесенный в развитие образования, борьбу с невежеством и пьянством, а также за полемику с приверженцами старообрядческой веры и католицизма. Спустя 48 лет после погребения Дмитрий был причислен к лику святых. Сегодня рака с мощами святителя Дмитрия находится в монастырском Зачатьевском храме.

Вид на Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь с озера Неро

История Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря

На берегу озера, где возвышается комплекс современного монастыря, с середины XIII века стояли храмы женской обители. Ее основательницей считается Мария, приходившаяся дочерью князю Михаилу. Она была замужем за ростовским князем Васильком Константиновичем. В 1238 году страшная трагедия вошла в жизнь Марии. Княгиня потеряла супруга, который погиб во время битвы с татарами на реке Сить. Став вдовой, Мария жила в новой Спасо-Песоцкой обители до своей кончины, а незадолго до смерти постриглась в монахини. В честь нее монастырь долгое время называли Княгининым. Сегодня напоминанием о древней женской обители служит сохранившаяся церковь Спаса на Песках.

История мужского монастыря начинается на 150 лет позже женского – в 1389 году. Его стали строить рядом с Княгининой обителью, благодаря решению епископа Ростовской епархии святителя Иакова. Первоначально новый монастырь именовали Зачатьевским, а после кончины Иакова обитель стали называть его именем.

Вид на Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь с озера Неро зимой

Со временем храмы на обеих монастырских территориях ветшали. В 60-х годах XVIII века более богатый женский монастырь был упразднен указом императрицы Екатерины II, а его земли и здания отданы мужской обители. Свежее дыхание монастырской жизни пришло вместе с митрополитом Ионой, который прославился возведением каменного Ростовского кремля . В конце 80-х – начале 90-х годов XVII века митрополит вложил средства в строительство кирпичной церкви над местом погребения святителя Иакова и построил в камне старый Зачатьевский храм. Саму обитель в это время стали числить за Архирейским домом в Ростове, и это спасло мужской монастырь от разорения.

В начале 1700-х годов в монастырских стенах поселился святитель Димитрий, выполнявший в Ростовской епархии обязанности митрополита. Он прожил здесь семь последних лет своей жизни и был похоронен в Зачатьевском храме. Для хранения его мощей императрица Елизавета Петровна заказала красивую сделанную из колывановского серебра раку. Но смерть государыни помешала передать дары в обитель. Поэтому в 1763 году на торжествах, посвященных возложению мощей святителя Димитрия в раку, присутствовала уже новая царица – Екатерина II.

Слева направо: Димитриевский собор, Яковлевская церковь, Зачатиевский собор

Во второй половине XVIII века на монастырской территории выросло много каменных строений, которые заменили обветшавшие деревянные постройки, – ограда с угловыми и надвратными башнями, новые храм и колокольня, а также различные здания для братии и хозяйственных нужд. Чуть позже в монастыре построили огромный храм, освященный в честь Дмитрия Ростовского.

После того, как в 30-е годы XIX века на территории обители возвели заново каменную церковь Иакова, монастырь принял облик, известный нам сегодня. Он вырос в законченный архитектурный ансамбль, восхищавший всех, кто бывал в старинном русском городе, своей массивностью и величием.

Слева направо: Северные ворота, Димитриевский собор

С наступлением нового советского периода в истории России в 1923 году обитель закрыли. А спустя 5 лет запретили проводить богослужения во всех ее храмах. Помещения братских келий передали детскому саду, под квартиры, военную базу и склады. В эти годы монастырь лишился практически всей своей ценной утвари. Лишь в 1991 году обитель вернули верующим, и несколько лет понадобилось для ее восстановления и реставрации.

Архитектурные памятники на территории Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря

Самые первые монастырские строения были деревянными и не сохранились. Собор, освященный в честь Зачатия праведной Анны, возвели за 5 лет с 1685 по 1691 годы. Эта церковь не имеет подклета. В монастырях, в отличие от приходских храмов, нужды в подклете, выполнявшем роль склада, не было. Первоначально собор был перекрыт подзакомарно, но со временем для него сделали более практичную четырехскатную кровлю.

Зачатьевский собор

Храм пятикупольный. Его центральная золотая глава установлена на мощный световой барабан, в остальные синие, украшенные золотыми звездами главы покоятся на глухих барабанах меньшего размера. Такое сочетание цветов в христианских традициях связано с именем Божией Матери. Удивительно, но в соборе сохранились старые, выполненные сразу после его возведения, настенные росписи, сделанные знаменитыми ярославскими изографами.

В 60-е годы XVIII века для храма мастерами из Осташкова был вырезан великолепный деревянный позолоченный иконостас. Спустя почти два десятка лет иконы для него написал художник Венедикт Вендерский, работавший при дворе.

Димитриевский собор

Огромный Дмитриевский собор построен в традициях классицизма в конце XVIII – начале XIX века на средства, выделенные графом Николаем Петровичем Шереметьевым. Собор увенчан маленькой главкой на большом куполе. Со всех сторон его украшают большие портики с колонами и барельефами. А роспись стен внутри собора принадлежит кисти известного ярославского изографа Порфирия Рябова. Яковлевская церковь много раз перестраивалась. В последний раз это произошло в XIX веке, когда храм был разобран практически до основания и возведен заново. Архитекторы старались придать ее пропорциям и внешнему декору сходство с более крупным Дмитриевским собором.

С востока от монастырских храмов стоит большая трехярусная колокольня, которая появилась здесь в 70-е годы XVIII века. Это самая высокая постройка обители, декорированная весьма строго и органично вписывающаяся в архитектурный монастырский ансамбль. Кирпичные здания настоятельных и братских корпусов, а также хозяйственных построек возведены в традициях классицизма в последней трети XVIII века.

Северные ворота

Современное состояние и режим посещения Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря

Сегодня на территории монастыря живет братия из 15 человек. В обители уделяют много времени и сил научно-исследовательской и издательской деятельности – проводят международные конференции и семинары, издают книги по истории Ростова, монастыря и жизни святителя Дмитрия. Здесь есть собственные библиотека, ризничная, иконописная и производственные мастерские, Школа искусств и музыки, а также воскресная школа. Кроме того, на территории постоянно проводятся локальные работы по реставрации и ремонту зданий.

Для обеспечения монастырского хозяйства существуют пекарня, прачечная, просфорная, баня, а также ведутся работы на собственных огородах, сенокосных лугах и скотном дворе. Для всех желающих монастырь продает вкусный хлеб собственной выпечки, который внешне похож на высокий пасхальный кулич.

Слева направо: Южные (Водяные) ворота, Юго-восточная башня

Попасть на территорию монастыря можно в любой день свободно, всем желающим – и паломникам, и туристам. Здесь разрешено бесплатно вести любительскую фото- и видеосъемку. А для организованных групп проводятся экскурсии. Туристы могут побывать на одной из башен монастырских стен, с которой открываются великолепные виды на озеро, храмы и весь монастырский комплекс.

Прогулка по обители очень приятна. Ее территория вымощена аккуратными дорожками. Внутри монастырских стен есть собственный молодой яблоневый сад, а также красиво оформленные цветники, газоны и аллеи ягодных и декоративных кустарников. В центре, над источником построена деревянная часовня.

Спасо-Яковлевский монастырь

Спасо-Яковлевский православный мужской монастырь является настоящим украшением Ростова Великого. За годы его существования с конца XIX века, здесь, на берегу озера Неро, вырос замечательный монастырский ансамбль, ставший памятником государственного значения. Среди зданий монастырского комплекса есть церковные сооружения, имеющие историческую и художественную ценность: Димитриевский собор, построенный в стиле классицизма, Спасо-Преображенский собор, и частично сохранившееся кладбище.

И хотя это действующий мужской монастырь, сюда стремятся не только паломники, но и многочисленные туристы. Немногочисленная братия радушно встречает гостей и проводит экскурсии по монастырскому комплексу. За чисто символическую плату туристы могут подняться на обзорную башню, с которой открывается великолепный вид на город и озеро Неро. Практически никто из посетителей монастыря не проходит мимо целебного источника святителя Иакова, над которым сооружена небольшая деревянная часовня.

У Спасо-Яковлевского монастыря богатая событиями история длинною более чем в 6 столетий. Изначально на берегу озера Неро было заложено два монастыря. Первым в середине XIII века был заложен женский монастырь Спаса Преображения. Основательницей его была вдова князя Василька Ростовского, погибшего в 1238 году в битве на реке Сить. Вдовствующая княгиня Мария решила уйти от мирской жизни и основала за пределами города монастырь, где и прожила до самой смерти. От женской обители до наших дней сохранился только храм Спаса на песках.

Спустя более века рядом с женским монастырем был заложен Зачатьевский храм, вокруг которого обосновался мужской монастырь. Построил храм святитель Иаков, епископ Ростовский, изгнанный из города горожанами, за то, что он не выдал им для казни женщину. После смерти святителя Иакова монастырь стал называться Яковлевским. Почти 4 столетия обе эти обители стояли рядом бок о бок. И только в 1764 году указом государыни Екатерины Второй женский монастырь был упразднен, а его земли и строения были приписаны к Яковлевскому монастырю.

Постепенно обе обители беднели, деревянные монастырские постройки разрушались. И не увидел бы свет жемчужины Ростова Великого Спасо-Яковлевского монастыря, если бы не митрополит Иона Сысоевич. Благодаря ему над могилой святителя Иакова была выстроена новая церковь, а в 1686-1691 годах на месте деревянного Зачатьевского собора был построен каменный храм, окрещенный первоначально в честь Святой Троицы. А в 1754 году собор был вновь переосвящен в честь Зачатия праведной Анны. Монастырь был приписан к Архиерейскому дому.

Зачатьевский собор – самое старое здание монастыря, построенное в классическом стиле того времени: без подклета, с фасадами, расчлененными лопатками на три части. Центральная глава стоит на большом световом барабане, четыре боковых, поменьше – на глухих. Центральный купол – золотой, а малые – синие с золотыми звездами. В христианской символике такая расцветка связывается с Богородицей. Сразу после постройки храм был расписан ярославскими мастерами. И до сих пор стенная роспись Зачатьевской церкви представляют собой один из ценнейших памятников фресковой живописи Ростова. Стены расписаны сверху донизу. На северной стене, в нижнем ряду, помещены сцены рождения и погребения основателя монастыря - ростовского епископа Иакова. На сводах размещены изображения на темы евангельских праздников. По верхнему ярусу, на внутренних полукружиях закомар - деяния Троицы. Вместо деревянного иконостаса сначала была поставлена каменная стена, расписанная под деревянный иконостас. И только в 1762-1765 годах к стене был приставлен резной деревянный иконостас, выполненный в стиле барокко мастерами-резчиками из Осташкова. К 1780-ому году он был позолочен и снабжен иконами, написанными придворным художником Венедиктом Вендерским.

В Зачатьевсом соборе хранятся мощи святых Иакова и Димитрия Ростовских. Помимо мощей в Свято-Яковлевском монастыре хранится еще одна высоко чтимая реликвия – Ватопедская икона Божией Матери. В монастырской библиотеке хранится огромное собрание древнейших книг и рукописей, исторических документов, ценный архив нот. В начале 20 века в уже существовавших на тот момент постройках были освящены новые храмы. В настоящее время на территории обители открыта бюджетная гостиница для многочисленных гостей. С 2003 г. на территории монастыря по благословению владыки Кирилла размещено Духовное училище, в котором обретают знания и воспитываются будущие пастыри Русской Православной Церкви.