Кох кер пирамида смерти. Пирамида смерти

Кох Кер в Камбодже был столицей кхмерского государства с 921 по 941г.г. во времена правления Джаявармана 4. Позже столица была перенесена в Ангкор, а Кох Кер постепенно пришёл в запущение. Развалины древнего города Кох Кер находятся в 120 км на северо-запад от Сиам Риепа и входят в большой круг храмового комплекса Ангкор. Именно там находится Пирамида Смерти или Прасат Тхом. Есть мнение, что эта пирамида символизирует собой гору Меру, вознесённую из Мирового Океана, священную в индуистской религии. Поэтому пирамида Прасат Тхом, как и большинство кхмерских храмов, окружена рвом с водой.

Откуда произошло название?

Пирамида Смерти в Камбодже получила название из-за своей кровавой истории. Существует мнение, что древние властители Кох Кера поклонялись тёмному богу Маре, в жертву которому приносились люди. Их сбрасывали в шахту пирамиды живыми. Существует несколько легенд, по одной из которых, эта пирамида является вратами в ад. А по другой, порталом между паралельными мирами. Туристы, посетившие пирамиду Прасат Тхом, рассказывают о том, что в этом месте абсолютная тишина. Не было замечено ни одной птицы, ни другой мелкой живности, даже не слышно пения цикад. Местные жители обходят это место стороной, никто не вызовется сопровождать вас к пирамиде. Некоторые таксисты могут согласиться довезти, но не меньше чем за 100 $.

Лестница на пирамиду

Где находится Пирамида Смерти?

Пирамида Прасат Тхом находится в центре древнего города Кох Кер за полуразрушенной оградой. Её высота 35 м, а длина каждого основания 55 м. У пирамиды семь ступеней, заросшие буйной растительностью. Блоки, из которых сделана пирамида, очень плотно пригнаны друг к другу, зазоров между ними нет. Поверхность камня удивительно гладкая, со следами ручной обработки. В некоторых местах в блоках пробиты круглые отверстия, диаметром 8-10 см. Эти отверстия были именно пробиты, а не просверлены. Раньше на вершину пирамиды взбирались по древней, каменной лестнице. Высота каждой ступени была больше человеческого роста, поэтому приходилось подтягиваться на каждую ступень. В марте 2014 года была построена новая, более удобная лестница. На каждом ярусе пирамиды расчищена площадка, с которой удобно осматривать окрестности.

Считается, что Пирамида Смерти должна была послужить усыпальницей правителю Джаяварману 4. Но по неизвестным причинам этого не произошло. На вершине пирамиды находится барельеф мифической птицы бога Вишну – Гаруды, высеченный на одном из каменных блоков. Скульптуры, находившиеся на территории храма не сохранились. Некоторые из них были разрушены, а некоторые перевезены в различные музеи. Единственная сохранившаяся статуя – это голова священного быка Нандина.

Согласна легендам, в древности на вершине пирамиды находилась огромная золотая статуя. Но когда Пирамиду Прасат Тхом обнаружили французские исследователи, никакой статуи там не было обнаружено. В настоящее время на вершине пирамиды находится только квадратное сооружение из каменных блоков, на дне которого расположен вход в шахту пирамиды. Отверстие шахты закрыто досками и обнесено деревянным заборчиком, во избежание несчастных случаев.

На данный момент попытки исследовать внутреннее строение Пирамиды Смерти ни к чему не привели, а многие из пытавшихся проникнуть в шахту, пропали без вести. Говорят, что на 15-ти метровой глубине там перестаёт работать любая аппаратура, в том числе, фонари. А страховочные верёвки обрываются.

В 2010 году в этой пирамиде побывали российские исследователи. Но на глубине 8 м шахта пирамиды была засыпана землёй.

Добраться до Пирамиды Смерти в Камбодже можно только на своём или арендованном транспорте. Но таксисты едут туда крайне неохотно и заламывают цену не меньше 100 $. Поездка занимает порядка 3-3,5 часов от Сиам-Риепа. Дорога достаточно пустынная. Съезжать и сходить с неё настоятельно не рекомендуется, так как в этих местах сохранились неразорвавшиеся мины со времён войны. Вход на территорию храмового комплекса Кох Кер платный и составляет 10 $ с человека.

  • Адрес: 120 км от Сиемреапа, Камбоджа
  • Высота: 32 м
  • Длина стороны основания: 55 м
  • Дата постройки: Х в. н. э.

Если вас манят мистические места с очень древней и загадочной историей, Пирамида смерти, расположенная в окрестностях Ангкора (90 км в северо-восточном направлении), вполне подходит под это определение. Это одна из самых старинных построек в , взглянуть на которую каждый год приезжает множество любителей экстрима. Она датируется Х в. н. э. и расположена на территории давно исчезнувшего с лица земли города Кох Кер. С 921 по 941 год в период правления Джаявармана IV он являлся столицей кхмерской империи. Затем столицу перенесли в Ангкор, и Кох Кер со всеми его монументальными храмовыми постройками пришел в запустение.

Чем знаменита Пирамида смерти?

Пирамида смерти, или Прасат Тхом, находится во внутреннем ограждении города. Она немного сдвинута к центру города к северу. Считается, что храм должен был символизировать гору Меру, воздвигнутую из Мирового океана. Именно поэтому святилище, как и большинство кхмерских храмов, окружено рвом с водой. На сегодняшний момент этот храмовый комплекс считается не до конца исследованным. Основные факты, которые путешественникам стоит знать о Пирамиде смерти в Камбодже - это:

  1. У пирамиды семь ступеней, а семерка, как известно, в буддийской религии священное число, означающее переход из нашего временного измерения в небытие.
  2. Считается, что этот храмовый комплекс должен был использоваться в качестве усыпальницы для Джаявармана IV, но этого не произошло по неизвестным причинам.
  3. Размеры пирамиды впечатляют: ее высота составляет 32 м, а длина каждой из сторон – 55 м. Как следует из сохранившихся здесь надписей, на ее вершине красовался огромный лингам. По оценкам исследователей, его размер приблизительно составлял 4 м, а весил он около 24 тонн.
  4. Все шесть ярусов святилища обильно заросли растительностью, но тут имеются прогулочные площадки, с которых очень удобно осматривать окрестности.
  5. Раньше на вершину пирамиды взбирались по деревянной лестнице, но сейчас она разрушена. Еще раннее на вершину пирамиды поднимались по древним каменным ступеням, но для европейцев это было крайне неудобно. Это объяснялось тем, что высота ступеней была намного больше их ширины, поэтому при подъеме приходилось подтягиваться на руках. На вершину пирамиды всходили только избранные жрецы, поэтому о комфорте для большинства тут речь не шла. В марте 2014 года справа от главного входа в храм была построена новая, более удобная, лестница.
  6. Вход на территорию древнего храма является платным: с туристов взимают по 10 долларов с человека.
  7. Скульптур на территории храмового комплекса практически не осталось: они были либо разрушены, либо перевезены в музеи. Сейчас там можно видеть в основном постаменты, а также чудом уцелевшую голову священного быка Нандина.
  8. Вершину пирамиды охраняет изображение гаруды – мифической птицы бога Вишну, высеченное на каменном блоке.
  9. Мегалитические блоки кладки пирамиды пригнаны почти идеально, зазоры между ними отсутствуют, а боковая поверхность самих блоков очень гладкая, как будто ее обрабатывали шлифовальной машиной. Наружная сторона кладки имеет следы ручной обработки.
  10. Свое второе название – Пирамида смерти в Кох Кер – храм получил из-за своей кровавой истории. Считается, что некогда один из древних королей поклонялся темному богу Маре, которому приносили в жертву людей, сбрасывая их еще живыми в шахту пирамиды. По одной из версий, эта шахта являлась порталом между мирами, по второй – вратами в сам ад. Сейчас она представляет собой обычный колодец, прикрытый деревянными досками. Он расположен на дне квадратного сооружения, возведенного из каменных блоков с пробитыми отверстиями. Местные жители предпочитают обходить Прасат Тхом стороной, утверждая, что даже животные и птицы не селятся в окрестностях святилища.
  11. Согласно преданиям, ранее вершину Пирамиды смерти украшала и 5-метровая золотая статуя. Но когда Прасат Тхом обнаружили французские исследователи, там ее уже не было, поэтому ученые предположили, что она упала в шахту. Проверить это не представляется возможным, поскольку многие из пытавшихся спуститься в нее пропали без вести. Говорят, что на 15-метровой глубине там перестает функционировать любая аппаратура, даже фонарик, а страховочные веревки рвутся. Отверстия, которые пытались пробить в самой пирамиде, также не раскрыли тайну исчезновения людей. В 2010 году российские диггеры пытались исследовать шахту, но на глубине 8 метров она уже оказалась засыпана свежей землей.
Как посетить?

Добраться до Пирамиды смерти в Камбодже не слишком сложно: она находится в 120 км от , так что поездка займет у вас около 3 часов. Местность здесь довольно пустынная, нередко попадались и мины времен гражданской войны, поэтому осмотреть эту достопримечательность стало возможно лишь относительно недавно. здесь не ходит, поэтому туристам приходится либо добираться на своем авто, либо арендовать транспорт типа микроавтобуса. Последний вариант в среднем обойдется в 100 долларов.

Кох Кер – одно из наиболее загадочных мест Камбоджи. Под этим наименованием подразумевают древний кхмерский город с уникальным храмом, расположенный в джунглях этой страны Юго-Восточной Азии. Долгое время это таинственное место было сокрыто от людей, да и сейчас не спешит раскрывать миру свои многовековые тайны.

Располагается Кох Кер в провинции Прэахвихеа, всего в 90 км от храмов Ангкора, но в этих местах сохранилось немало мин, и туристы, которые впервые попали в эти окрестности лишь в 2007 году, здесь встречаются нечасто. Сюда добираются лишь наиболее отважные истинные любители восточной экзотики, а её здесь с лихвой, ведь Кох Кер – одно из наиболее загадочных мест в Юго-Восточной Азии.

Загадочная столица Кхмерской империи

В 10 веке, всего за два десятилетия, по велению Джаявармана IV, пожелавшего перенести столицу царства Кхмерской империи из Ангкора в новое место, в джунглях был возведён новый масштабный город, изначально получивший название Лингапура. Именно такое наименование встречается в большинстве старинных летописей, а название Кох Кер появилось уже гораздо позже.

Как ни странно, столь величественный город, в котором насчитывалось до 100 храмов, столицей царства был недолго, и история Кох Кер, также как и жизнь инициатора его создания, полна множества загадок. Самым таинственным образом Джаяварман IV исчез, после чего жители новой столицы покинули эти места, а Кох Кер приобрёл славу проклятого места. Тем не менее, по своим сооружениям это древнее городище мало в чём уступает Ангкору, а его уникальный загадочный храм-пирамида привлекает внимание всех ценителей восточной мистики.


Уникальная пирамида в Кох Кер

Общая площадь древней столицы Кхмерского царства составляет 35 кв.км, но большая часть дворцового комплекса и храмов Кох Кер не выдержали разрушительного влияния времени: от них остались лишь руины. Однако наибольший интерес в древнем комплексе представляет сооружение, которое почти не изменило время, — уникальный во всех отношениях центральный храм в виде 32-метровой пирамиды, состоящей из 7 ступеней. Такой архитектурный облик больше напоминает типичные пирамиды цивилизаций майя и инков и вовсе не свойствен кхмерской культуре: аналогичных строений в Камбодже больше нигде не встречается.

Храм, длина сторон основания которого составляет 55 м, сооружён из массивных цельных каменных блоков, которые настолько расположены впритык друг к другу, что между ними даже денежная купюра не проходит, а вот скал во всей округе нигде не встречается, и откуда брался такой стройматериал – загадка. Сами же местные жители свято верят в то, что храм-пирамиду возводили великие боги. Что интересно, знаменитые пирамиды в Гизе, которые также удивляют таинственностью своего создания, были возведены примерно в то же время, что и пирамида в Камбодже.

«Пирамида Смерти» — врата в ад?

Называют это уникальное сакральное сооружение Прасат Тхом, что означает «Великий храм», но более известно оно под жутковатым наименованием «Пирамида Смерти». Древние легенды кхмеров гласят, что на вершине этого странного храма владыка Кох Кер приносил кровавые жертвы демону Мара, сбрасывая их в уходящую вниз глубокую шахту, которая была входом в потусторонний мир, где и обитал этот кровожадный демон. Легенды легендами, но реалии таковы, что все отчаянные исследователи, рискнувшие отправиться внутрь этой пирамиды, заканчивали свою жизнь весьма печально. Кроме того, многие туристы отмечают, что в окрестностях пирамиды Кох Кера не слышно никаких звуков — ни птиц, ни зверей, как будто здесь всё давно вымерло, исчезло вместе с той древней цивилизацией, которая возвела это внеземное, даже по меркам современников, сооружение.

В 2010 году российским диггерам удалось спуститься в шахту, и неожиданно выяснилось, что уже на глубине 8 метров шахта засыпана песком, хотя учёные зафиксировали, что пустота внутри пирамиды осталась. Видимо, кто-то постарался скрыть вход в это царство древних тайн.

Большая часть комплекса Кох Кер до сих пор остаётся не исследованной, ведь сходить здесь с проторенных троп довольно опасно: риск оказаться на минах очень высок. В силу этого также существует предположение, что, возможно, ещё не все сооружения Кох Кер открыты, и среди джунглей где-то есть старинные храмы, до которых просто ещё не смогли добраться люди. И кто знает, какие ещё тайны хранит это мистическая местность Камбоджи?

Я тогда сразу понял, что мне нужен будет напарник. Так как развалины Кох Кера, куда я намеревался ехать, находятся в 80 км от Ангкора, вернее от Сием-Риапа - маленького городка, в котором останавливаются все туристы. И туда ездят только автомобили-такси, на тук-туке якобы в такую даль не доехать, и в силу этого поездка становится недешевой, порядка 100 долларов за целый день. Поэтому, если взять попутчика, можно уменьшить стоимость путешествия вдвое.

Попутчика найти было тяжело и просто одновременно. Конечно многие хотели бы съездить в древний кхмерский город, который по таинственности превосходит сам Ангкор. Но я у меня были несколько эксцентричные планы, я собирался обязательно забраться наверх Пранга - главного храма города (доступ туда в 2012 г. был закрыт), и немного погулять по лесам вокруг. Это все пришлось бы согласовывать с напарником, ведь не всякий рискнет лезть на 35 метровую пирамиду. Но мне повезло...

// maximus101.livejournal.com


В моем отеле остановился молодой парень из России из города Нальчика. Он путешествовал один, и я сразу уболтал Анатолия лезть на Пирамиду смерти, ибо "какой же русский не любит быстрой езды (с)" , - пирамида, да еще и "смерти", - конечно полезли) Толя оказался спортивным и любопытным, интересующимся историей, правда в несколько "альтернативном варианте", как это у нас водится. Сработались мы сразу, тем более он тоже человек снимающий, поэтому первый раз у меня появилось много фотографий самого себя, а взгляд со стороны всегда интересен. В этот пост я вставил как свои, так и его фото.

Ну, а теперь о самом месте, куда мы собирались ехать. Кох Кер или Чхок-Гаргьяр был основан в 921 году королем Камбуджадеши Джаяварманом IV. Главная интрига, связанная с этим городом, состоит в том, что Джаяварман перенес в Кох Кер столицу из Ангкора (тогда он назывался Яшодхарапура). Зачем понадобилось королю кхмеров перебираться на север, причем внезапно, сейчас доподлинно неизвестно. Считается, что Джаяварман IV был узурпатором, он хотел создать новый центр силы, вне Ангкора, где тогда сидел еще один наследник престола - Ишанаварман II. Какое-то время два столичных центра существовали параллельно, но в 928 году Ишанаварману II помогли умереть, и Джаяварман IV стал полноправным правителем Кхмерской империи. При этом возвращаться в Ангкор он не стал. Джаяварман продолжил и далее обустраивать свой новый город Чхок Гаргьяр, который получил еще одно звучное имя - Лингапура (я бы даже постеснялся переводить его на русский язык), в честь царской линги (а это, сами знаете что) - главного символа бога Шивы и императорской власти в Ангкоре.

Руины галереи ведущей в главный храм Кох Кера.

// maximus101.livejournal.com


Джаяварман IV видимо ставил себе задачу затмить прежнюю столицу Яшодхарапуру. Кох кер, несмотря на свое недолгое существование в столичном статусе (921-944 гг, всего 23 года), стал самым большим городом в Камбодже вплоть до Нового времени, его площадь 35 кв. км. Для сравнения, площадь Константинополя не превышала 16 кв. км. Кох Кер, в отличии от Ангкора, изучен слабо, поэтому его суть можно обрисовать лишь в общих чертах. Город имел прямоугольное очертание - 7 на 5 км, что отличает его от преимущественно квадратных городов древней Камбоджи. Не решен до конца вопрос о том, был ли он окружен крепостными стенами. На севере этого мегаполиса остались остатки неких укреплений, но они отсутствуют по всему периметру. Решение этого вопроса было главной целью моего посещения Кох Кера. К сожалению, мне также не удалось однозначно ответить на этот вопрос.

Лингапура имела свой главный храмовой комплекс - Прасат Тхом. Комплекс был сдвинут от центра города к северу, при том, что все кхмерские главные государственные храмы всегда строились в центре городской застройки. Главный храм должен был олицетворять гору Меру, которая произрастала из мирового океана, поэтому почти все кхмерские святилища окружались широкими рвами, наполненными водой.

Ров окружающий Прасат Тхом.

// maximus101.livejournal.com


Имелся такой ров и вокруг Прасат Тхома. Второй важный компонент индуистского храма - это священная гора, как правило, главное святилище находилось именно на вершине этой горы. По такому принципу были выстроены храмы прежних столиц - Яшодхарапуры и Харихаралайи. Рвы наполненные водой окружали храм-гору, порой их было несколько, как например в Баконге. В Кох Кере эта схема была почему-то изменена, главная пирамида города - Пранг, стояла вне кольца рвов, она была сдвинута к западу внутри храмового комплекса. И сам комплекс, как я писал, был сдвинут к северу от центра столицы. Да и сам город имел прямоугольное, а не квадрантное очертание. Все это вроде бы мелочи, но у людей, имеющих стопроцентно религиозное сознание, такие вещи не могут появляться произвольно.

Руины Прасат Тхома.

// maximus101.livejournal.com


Возможно, нарушения принятой планировки были связаны как-то с личностью основателя Кох Кера - Джаяварманом IV. Сам факт, что он построил свою столицу вне старого района Ангкора, говорит об определенной тяге к новаторству, хотя возможно, он просто в большей степени опирался на поддержку северных племен и не доверял ангкорской знати. Джаяварман погиб во время похода на морскую империю Шривиджая в 941 году. Правление из Лингапуры продолжил его сын Харшаварман II, но правил он недолго, всего 3 года. В 944 году столица была перенесена обратно в Яшодхарапуру, Харшаварману видимо помогли отправиться на тот свет. Власть вернулась обратно к династии основателей Ангкора, свергнутой Джаяварманом IV.

Несмотря на короткое существование столичного Кох Кера, в это время был создан новый стиль кхмерского искусства, который получил его имя. Причем изменения произошли не только в архитектуре, но и в скульптуре, появился новый выразительный способ изображения людей. Фигуры богов и королей периода Кох Кер стали более торжественными, крупными и, как не странно, реалистичными. Крупными стали и архитектурные формы, стиль Кох Кер, это тяга к гигантомании, а самым внушительным сооружением этого периода стала главная пирамида города - Пранг. К сожалению, сейчас в Кох Кере не осталось вообще скульптур, коих было великое множество. Их или растащили по музеям, или просто разбили. Но храмовая пирамида осталась, именно она сейчас является главной туристической достопримечательностью города.

Остатки разбитых статуй в Прасат Тхоме - голова быка Нандина и постамент от какой-то скульптуры.

// maximus101.livejournal.com


Ну а теперь переходим к главному объекту. Храм-гора Кох Кера была названа Пирамидой Смерти любителями разной аномальщины. О ней насочиняли кучу баек, тем самым увеличив доходы местных туристических фирм. В большинстве случаев эти байки и создавались предприимчивыми экскурсоводами. Рассказы о демоне Маре, которому якобы поклонялся Джаяварман IV, о таинственном колодце на вершине пирамиды, который ведет в преисподнюю, безусловно нужны для привлечения туристов в этот отдаленный кхмерских город. Ведь ехать надо 80 км только в одну сторону, и услуги таксистов недешевы, поэтому пирамида Пранг - прекрасный способ решения этих проблем.

Нужно признать, что и сама по себе пирамида весьма выразительна, ее высота 35 метров, а сторона основания 60. Раньше сооружение было выше, так как на вершине стоял храм прасат, где находился гигантский лингам высотой более 4 метров и весом более 28 тонн. Скорее всего общая высота храма была не менее 60 метров.

Все описываемые события происходили в 2012 году, когда подъем на вершину Пранга был категорически запрещен. Это было связано с тем, что старая деревянная лестница, ведущая наверх, сгнила и разрушалась, и подъем был сопряжен с определенным риском. Сейчас (в 2014 г.), насколько мне известно, лестница уже заменена на новую, и туристы спокойно подымаются на вершину пирамиды.

Но тогда, нас с моим напарником, ждало целое приключение) На фото, пирамида Кох Кера и остатки старой гнилой лестницы с табличкой "стоп" внизу.

// maximus101.livejournal.com


Естественно, я не мог допустить, чтобы из-за каких-то запретов местных властей, сорвалось бы наше исследование главного храма города. Прочитав в интернете отчеты туристов, пытавшихся подняться наверх пирамиды, я пришел к выводу, что местные охранники активно препятствуют подъему, к тому же, как утверждали многие, побывавшие в Кох Кере, они даже не берут денег, т.е. подкупить их было невозможно. Понятно, что неподкупность охраны вещь субъективная, но все же рисковать не стоило, поэтому нужен был безотказный способ проникновения и подъема.

Как известно, простые способы решения задач почти всегда бывают и самыми эффективными. Поэтому я решил, что мы воспользуемся фактором внезапности, когда охраны у пирамиды не будет близко, мы просто тупо полезем наверх. Храм стоит внутри большого открытого двора, укрытия от солнца там нигде нет, охранники сидят где-нибудь в теньке, не ближе ста метров, поэтому пока они нас обнаружат и прибегут, мы уже подымемся, минимум, на половину высоты сооружения.

// maximus101.livejournal.com


Так все и случилось. Охрана среагировала лишь тогда, когда мы были уже на вершине. Я, честно говоря, думал, что им будет лень лезть за нами, и они подождут пока мы спустимся вниз. Но кхмеры оказались добросовестные)

// maximus101.livejournal.com


Выяснилось, что лестница не настолько уж гнилая, просто кое-где не было ступенек, поэтому в этих местах я просто подтягивался на руках, цепляясь ногами за камни.

Особый интерес представляет тут то, что деревянная лестница была возведена поверх древней каменной. И сделали это не только потому, что многие ступени обвалились. Дело в том, что изначальные кхмерские ступени были малопригодны для спокойного восхождения наверх. Высота ступеньки была много больше ширины, что непривычно для европейца, который привык подыматься по лестнице исключительно ногами. По кхмерской лестнице можно лезть только цепляясь за нее руками, так как она восходит очень круто, и велика опасность упасть вниз (уже есть много случаев гибели туристов в Ангкоре на этих лестницах) Из этого делается интересный вывод, что храмы в Ангкоре не предназначались для массового посещения, там и площадь внутренних помещений незначительная. Наверх, в святилища, скорее всего подымались лишь жрецы-брахманы, а весь народ толпился внизу. Что еще раз доказывает замкнутость жреческой прослойки и ее власть над массами людей.

// maximus101.livejournal.com


В наше время, на вершине Пранга почти ничего не осталось, храма как такового там нет. Для того, чтоб иметь представление о том, как он выглядел, можно обратить внимание на небольшую, почти копию, пирамиды Кох Кера в Ангкоре, рядом с храмом Пном Бакхеннг, это Баксей Тьямкронг - сооружение возведенное тоже в период Кох Кер, почти одновременно с Прангом. Только он несколько меньше размерами и имеет четыре лестницы, а не одну, как здесь.

На площадке храма в Кох Кере сохранились и некоторые изображения - морды гаруд и, наверно, львов, только они сильно обветрились и заросли травой.

// maximus101.livejournal.com


// maximus101.livejournal.com


Когда-то здесь был гигантский город. Он был построен преимущественно из дерева, поэтому руин от него сталось мало. В Кох Кере кроме Пранга и Прасат Тхома есть еще сотня храмов, разбросанная по большой территории, но, в большинстве случаев, это небольшие сооружения, и их невидно среди деревьев.

// maximus101.livejournal.com


Теперь, приступаем к осмотру самого таинственного объекта на вершине пирамиды, а именно ко входу в потусторонний мир - в царство демона Мары, как его расписывают нынешние любители аномальных явлений и предприимчивые кхмерские экскурсоводы. Это большой колодец на верхней площадке. Народная молва гласит, что в него кидали несчастных жертв кровавых брахманов и прочая, и прочая)

// maximus101.livejournal.com


К сожалению, мне не удалось нормально осмотреть эту шахту, так как она была завалена ветками, а кхмерские охранники уже лезли за нами на вершину. Времени было немного, плюс отвратительное дневное освещение - слишком много бликов, и мои собственные фото получились не ахти какими. Я нашел в сети фото 2014 года, когда наверх пустили туристов и привели шахту в более менее приличный вид.

Шахта пирамиды Кох Кера.

// maximus101.livejournal.com


Без веток она выглядит, как не странно, более прозаично - простой колодец на дне квадратного сооружения стены которого выложены из огромных блоков, испещренных дырками. Сии отверстия нужны были для переноски этих самых блоков. Зачем нужна сама комната над колодцем, сказать трудно, скорее всего, это стены разрушенного храма-прасата. Также возможно, это была полость, куда вставлялось основание огромного четырехметрового лингама, которым был славен это храм. Ведь индуистский лингам - это весьма сложная конструкция, где есть не только символ мужского начала, но и женского - йони, он находится в основании каменного фаллоса и может занимать много места. Сейчас лингама здесь нет, а полость, куда он вставлялся, осталась.

// maximus101.livejournal.com


Что касается самого колодца, то тут нет ничего сверхъестественного. Колодцы существовали во всех храмах Ангкорской империи. Например, колодец глубинной более 12 метров был найден в самой первой пирамиде, возведенной в районе Ангкора - это прасат Ак Ем. Этот храм также прославлял культ Девараджи - божественного царя, т.е. тоже имел свой каменный лингам, колодец же находился под его пьедесталом - также как и здесь, в Кох Кере. Как правило, такие шахты вели к небольшим камерам, запрятанным в глубинах каменных храмов-гор. Камеры использовались для хранения различных ритуальных предметов, например в подобном хранилище Байона была найдена статуя короля Джаявармана VII Но в большинстве случаев, при раскапывании колодцев ничего не находили - или камеры были ограблены в древности, или просто разрушены. Очень глубокий колодец был найден в Баконге, он прорезал всю пирамиду и уходил ниже уровня поверхности земли, но в итоге, там так ничего и не нашли.

Видимо традиция создавать укромные реликварии в основаниях храмов пришла в Камбоджу вместе с буддизмом. Так как подобные хранилища очень характерны именно для буддийских ступ, в них хранили свитки со священными текстами, драгоценные статуи Будд и т.д. Можно также предположить, что в подобных камерах мог хранится прах кремированных королей Камбоджи, ведь почти все "государственные" храмы Ангкора были еще и погребальными монументами для своих основателей. Например, знаменитый Ангкор-Ват стал гробницей для построившего его Сурьявармана II.

// maximus101.livejournal.com


В конце концов, кхмерские охранники добрались до вершины. Каково же было мое удивление, когда они в первую очередь бросились не к нам, а примкнули к живительному источнику местного мракобесия, т.е. начали снимать на свои телефоны шахту колодца. Видимо байки туристических агентов стали уже религией и глубоко въелись в суеверное сознание местных жителей. Колодец в ад самого демона Мары уже начал жить собственной жизнью.

// maximus101.livejournal.com


Интересное у человека выражение лица - под козырьком кепки глаза полные ужаса, ведь он смотрит в жерло самой преисподней)

// maximus101.livejournal.com


maximus101
20/08/2014


November 5th, 2016

Давно я не писал о Камбодже, решил сейчас освежить воспоминания. Ранее я размещал кхмерские исторические памятники в своем блоге по временному признаку - сначала самые древние, затем все остальные в порядке убывания их возраста. Продолжу эту традицию, хотя район Ангкора как правило обрисовывают чаще географически - сначала самые значительные храмы, а затем все остальные. Мне же ближе временная шкала, и сейчас на повестке дня у нас стоит 10 век Камбуджадеши - Кхмерской империи, тогда еще не построили всемирно известный туристический аттракцион - храм Ангкор-ват, не было и великого города Ангкор Тхома (вернее его только начали обустраивать). Это было время блуждающих столиц Кхмерской империи и их великих пирамидальных храмов.


Про суть устройства кхмерских городов , сейчас только в общем напомню - столицы в Камбуджадеше обустраивались вокруг центральных храмов, которые имели пирамидальную форму и служили также местом последнего успокоения кхмерских правителей. Каждый новый царь строил себе новую пирамиду, все почти как в Древнем Египте, только в своих пирамидах кхмеры хранили не мумии почивших царей, а их пепел, оставшийся после кремации.
Ведь вся культура древней Камбоджи строилась на индуизме, это была воплощенная в камне и дереве идея арийских городов, доведенная даже до некоторой степени безумия. Ибо строительная активность кхмеров воистину поражает.

Пирамида храма Пре Руп.

Храм Раджендравармана II был посвящен богу Шиве, его название (Пре Руп) переводится как "переворачивание тела", и отображает важную часть погребального обряда кхмеров, когда труп переворачивали в огне для более качественного его сгорания. Как и все ранние кхмерские царские храмы Пре Руп представляет собой ступенчатую пирамиду, символизирующую индуистскую гору Меру. Пирамида Пре Руп имеет три ступени, на которых стоят пять башен прасатов, собственно, это и есть сами храмы, в них стояли статуи божеств, как правило, это были фигуры с портретными чертами донаторов храма, т.е. правителей Камбуджадеши. Кроме статуй в храмах располагались символы царской мощи - каменные лингамы.

Нижняя ступень пирамиды Пре Руп.

Кроме храма самого Радженравармана II в прасатах Пре Рупа почитали Вишвапуру — легендерного предка короля, тётю Радженравармана II и жену Джаявармана IV — Джаядеви (Джаендрадеви), и Харшавармана II её сына и предшественника Раджендравармана II на троне. Т.е.у кхмеров обожествлялся весь царский род, у каждого родственника царя существовал собственный храм.

Центральный прасат Пре Руп.

Сейчас, от древних статуй внутри главного храма остались в лучшем случае только основания, на которые поставили веселые изображения будд.

Ранние пирамидальные храмы царей Ангкора являются серьезной проблемой для исследователей истории Кхмерской империи. Виной тому представление о том, что что каждый подобный храм должен быть центром отдельного города, т.е. когда цари Камбоджи возводили свои святилища-усыпальницы они обустраивали и города вокруг них. Возникает вопрос, как много было этих городов и зачем вообще была нужна такая затратная деятельность. Ранее я разбирал на примере Яшодхарапуры, первой столицы Ангкора. Сейчас можно добавить, что вопрос кхмерских столиц пока не решен. Нет точного ответа - зачем нужно было переносить столицу всего на несколько километров, тем более за очень короткий временной промежуток, например, за один 10 век в регионе Ангкора основали минимум 4 столицы (а скорее больше).

Потолок главного храма.

Можно понять перенос столицы в Кох Кер узурпатором Джаяварманом IV, этот город построили далеко на севере от Ангкора. Тогда Кох Кер был конкурентным центром власти. Или же логичен перенос столицы из , в 10 веке уже возможно начал пересыхать искусственный , который питал этот город. Поэтому район столиц перенесли северо-западнее. Хотя, пересыхание Индрататаки - это лишь предположение, удивительно, что этот гигантский бассейн высох менее чем через 100 лет.

Индраварман I закончил строительство святилища Баконг в Харихаралайи в 881 году, а уже в 900-х годах Яшоварман I основал Яшодхарапуру - прошло всего 20 лет. В случае Яшодхарапуры перенесение столицы могло быть, действительно, связанно с обмелением главного водоема, так как вместе со столицей Яшоварман I начал создание и огромного Восточного Барая - нового водоема. Но для других случаев переноса столицы этот фактор неприменим, ибо водоемы оставались на месте, а столицы как-будто перемещались.

Подобная бурная градостроительная деятельность наблюдалась в средние века и в других местах, например, в Индии в Делийском султанате. Там тюркские правители Индии понастроили , они не пытались расширять старые поселения, а постоянно возводили новые, с новыми дворцами, мечетями и городскими укреплениями, и все это на площади около 10 кв. км. Эти города в древности не смыкались друг с другом, возможно между ними располагались только сельские поселения, впоследствии десяток тюркских городов-столиц срослись в один большой, так появилась нынешняя столица Индии Дели.

В Ангкоре этот процесс градообразования прервался в 14-15 вв. столицу перенесли в нынешний Пномпень, а вся территория древних городов заросла тропическим лесом. Схожесть процессов градообразования может свидетельствовать о схожести культур вроде бы разных цивилизаций. Возможно перенос столицы каждым новым правителем имел прежде всего культовое значение, с большой степенью вероятности правящая династия Камбуджадеши имела индийское происхождение, это были выходцы из Кушанской империи, основанной кочевыми племенами. Сохранились даже - на лошадях, в скифских головных уборах и с усами как у запорожских казаков. Такими же кочевниками были и правители Делийского султаната, это были тюрки из Средней Азии. Для кочевых правителей видимо было важно периодически менять расположение ставки.

Частый перенос столиц у кхмеров не способствовал созданию нормальной фортификации вокруг городов, хотя внушительные линии укреплений присутствовали у более поздних поселений в Камбуджадеше. В районе Ангкора стены возвели только в Ангкор Тхоме в 12 веке, также видимо укрепления существовали в Харихаралайе, во всяком случае огромные рвы, наполненные водой, сохранились там хорошо. Археологи свидетельствуют, что рвы с водой ранее присутствовали и у Пре Рупа, но что-то сейчас они совсем незаметны, я как не искал их признаки на гугловских картах, так ничего и не нашел.

Не видно рвов и с вершины пирамиды храма, вокруг только лес. Тут нужно не забывать, что кхмерские рвы-водоемы - это значительные инженерные сооружения, ров мог иметь ширину 100 метров и более. Вокруг Ангкор-Вата или они сохранились прекрасно, а тут вдруг исчезли без следа...Вокруг храма видны только две ограды из латерита и руины "вспомогательных" построек, входивших в комплекс, это небольшие храмы, залы для паломников, служителей, ведь кхмерские храмы посещались большим количеством людей.

Башни-прасаты на платформе Пре Рупа были возведены из кирпича, правда, довольно крупного, больше стандартных размеров. Видимо, Радженраварман II пытался экономить на строительстве, ведь в 10 веке все основные царские храмы кхмеры строили уже из камня.

Экономить Радженраварман II имел все основания, так как он задумал построить сразу два крупных храма - свой Пре Руп, и своим родителям - Восточный Мебон, который мы сейчас тоже осмотрим.

Небольшой храм в углу квадратного комплекса Пре Руп.

Внешняя стена Пре Руп.

Примерно в одном километре севернее находится храм родителей Радженравармана II - Восточный Мебон. Сейчас вокруг него крестьянские луга и поля, а ранее здесь плескались воды гигантского Восточного Барая - искусственного водоема, созданного еще Яшоварманом I на стыке 9 и 10 веков. Его длина составляла 7,2 км и ширина 1,8 км, глубина искусственного озера была около 5 метров. Сейчас этот барай полностью пересох, поэтому представить его масштабы можно на примере сохранившегося , выкопанного чуть позже.

Восточный Мебон был искусственным островом, сейчас его строения похожи на невысокую пирамиду. Интересно, что храм для своих родителей Радженраварман II построил первым - в 952 году, и только через 9 лет он начал строить собственную храмовую гору Пре Руп.

Торжественная лестница ведущая в святилище когда-то была пирсом, куда причаливали лодки паломников. Судя по всему, Восточный Мебон не имел дамбы, связывающей его с сушей, поэтому это было достаточно уединенное место.

Платформа Восточного Мебона - это самая, на мой взгляд, интересная часть храмового комплекса, ибо само святилище достаточно стандартно для Ангкора.

Размеры платформы 115 на 115 метров, сам остров был насыпан из земли и каменного боя, который обшили панцирем из латеритовых блоков.

По углам платформы стоят каменные слоны, высеченные почти в натуральную величину.

В целом Восточный Мебон напоминает собой Пре Руп, только здесь нет пирамидального основания.

Несмотря на отсутствие гороподобности храм смотрится внушительно. Здесь бывает мало туристов, что тоже создает одни только плюсы. Мне он показался даже интересней пирамиды Пре Рупа.

Многочисленные маленькие отверстия на стенах были призваны удерживать обильную штукатурку, но как видим, способ этот не смог уберечь внешнее убранство храмов. Штукатурка повсеместно отвалилась от стен, но в древности все кхмерские храмы были покрыты ею толстым слоем и ярко раскрашены.

Когда-то с платформы Восточного Мебона во все стороны была видна только водная гладь, сейчас пейзаж существенно изменился.

Реконструкция одного из пирсов-входов Восточного Мебона.

Каменные слоны, кстати, редко украшали храмы в Ангкоре, как правило везде ставили львов.

На платформе храма сохранились остатки залов для паломников, это были деревянные сооружения с черепичными крышами, какие сейчас можно увидеть по всему Индокитаю. Каменными у них были только столбы.

Внешняя ограда Восточного Мебона.

Ну, а теперь мы переместимся на несколько километров западнее, чтобы осмотреть одну из самых высоких пирамид в Ангкоре - храм Та Кео, который был центром города Джаендранагари столицы Джаявармана V сына Радженравармана II.

Прежде чем осмотреть саму пирамиду, стоит обратить внимание на интересный инженерный объект расположенный недалеко, это мост через реку Сием Рип, он имеет собственное название Спеан Тмар. Сейчас русло реки расположено западнее моста, а главное существенно ниже, что намекает на то, что полноводность реки в древности превосходила сегодняшнюю.

Город Джаендранагари был расположен в хитром месте, восточнее его край нависал над гигантским рукотворным озером Восточным Бараем, а западнее, он упирался в реку Сием Рип, которая текла с севера на юг, в итоге получился правильный квадрат с двух сторон перекрытый водными преградами. При этом ритуальный центр храма Та Кео был окружен дополнительными рвами, правда сейчас увидеть их сверху, на гугловских картах, проблематично, ибо вся территория города густо заросла деревьями. Остатки рвов нелегко заметить даже с земли, так сильно они заросли, но все же можно констатировать, что они там есть, во всяком случае дамба и священная дорога для процессий храма Та Кео просматриваются хорошо.

Пирамида храма Та Кео. Его начал строить в начале 11 века Джаяварман V, но так и не довел дело до конца. Возможно правитель рано умер, и у него не было наследников, поэтому храм остался недостроенным.

Как и многие храмы в Ангкоре Та Кео очень сложно фотографировать в дневное время, ибо он окружен высокими деревьями, которые дают резкие и длинные тени. Вообще, как и всюду, в Ангкоре лучше снимать утром и вечером, днем освещение там очень плохое, наверно более мягкий свет можно поймать в период дождей, когда нет такого яркого солнца. Но у меня не было выбора, ибо масштабы Ангкора велики, если ограничивать фотографирование только вечерними часами, осмотр может занять несколько месяцев.

О высоте Та Кео я читал разные мнения, кто-то считает, что там все 70 метров вместе с главной башней, что безусловно неверно, скорее всего 45-50. Просто Та Кео имеет вытянутый кверху силуэт, такое соотношение высоты и ширины основания имела только - самая большая в Камбодже.

В Та Кео такая же крутая лестница как в Ангкор-Вате, только там после неоднократных падений туристов сделали специальные перила и ступени. Здесь же лестница осталась натуральной, высота каждой ступени около полуметра, поэтому подыматься наверх можно только помогая себе руками.

Главное святилище Та Кео, посвященное Шиве, тоже имеет форму пирамиды

Строители успели возвести основной объем храма, но не успели украсить его рельефами. Поэтому все каменные блоки в Та Кео девственно чистые, они демонстрируют то, как стены кхмерских храмов выглядели без художественной отделки. Круглые отверстия в блоках нужны были для удобства их переноски, в них вставляли деревянные или металлические палки.

Внутренний объем главного прасата в Та Кео удивительно большой, как правило, площадь помещений в подобных башнях ничтожная, а тут целый зал. Здесь делает своей бизнес очередная монашка или кто-то на нее похожий.

В отличии от храмов своего отца (Пре Руп, Восточный Мебон) свой храм Джаяварман V сделал полностью каменным. На строительстве у него явно трудились тысячи пленных тямов (сейчас этот народ живет преимущественно во Вьетнаме), с которыми он вел успешные войны.

Прежде чем спускаться по крутой лестнице вниз, стоит обратить внимание на галереи вокруг главной пирамиды, возможно это первые подобные галереи в кхмерской архитектуре. Впоследствии подобные крытые коридоры будут применять в Ангкор-Вате.

Фото на память на платформе храма Пре Руп - Максимус в своем максимальном весе - 103 кг. В завершении рассказа, совет от автора данного журнала, звучит он так - прежде чем лазить по храмам Ангкора на жаре в 40 градусов, попытайтесь хотя бы немного похудеть, это возможно убережет вас от многих ненужных проблем со здоровьем. К сожалению, человек на данном фото не внял этому мудрому совету и после пары недель беготни по кхмерским джунглям попал в местную больницу. Поимев, и тепловой удар, и отравление, и травму позвоночника. Уверен, похудев хотя бы на 15 кг мне было бы во всех смыслах намного легче:) В общем, желаю всем здоровья)

Предыдущие посты, посвященные Камбодже и Ангкору: