Карта деревень московской области 18 века. Заброшенные деревни московской области

История утраченных, не сохранившихся до наших дней поселений является важной составной частью истории края.

Сегодня мы расскажем о деревеньке Липовец , существовавшей в XVI-I пол. XVIII вв. на территории Жилищного кооператива (Жилкопа) городского поселения Фряново Щёлковского р-на Московской области, деревне Гридино , в разные времена называвшейся Бравино, Бровкино или Гридково, с начала XVI по начало ХХ века находившуюся на правом берегу речки Дубенки напротив д. Головино, деревне Копылово в XVI-I пол. XVIII в. находившейся между Маврино и Степаньково, сельце Лунево , в XVIII - первой пол. XIX в. находившейся на правом берегу р. Мележи недалеко от д. Бобры и деревне с непривычным названием Болохрыстово , в начале XVI - первой половине XIX в. существовавшей недалеко от нынешнего Старопареева...

Липовец

К северу от Фряново по речке Шеренке через пустошь Лихачиха (как в те времена назывался обрыв «Ендова») на территории нынешнего Жилищного кооператива Фряново в XVI веке находилась старинная деревня Липовец. Числилась она в вотчине за Иваном Микитиным сыном Боскаковым.

Иван Микитин сын Боскаков (Баскаков). Боскаковы были родственниками Зубовых, исстари владевших деревней Гридиной , находившейся между и . Оба рода происходили от татарского баскака Амрагата (Мирагана), принявшего крещение с именем Захарии (Мартына).

Один из сыновей Амрагата, Парфений, принявший иночество с именем Пафнутия скончался в 1478 году и в 1540 году был причислен к лику святых (преподобный Пафнутий Боровский, 1394-1477). Другой его сын, Иван Боскаков погиб в Казанском походе 1547 года. Один из потомков Баскакова, - Шарап Баскаков продал ряд своих вотчин Троицкому Махрищскому монастырю , но эта сделка была оспорена Тимофеем Клобуковым сыном Топоркова – другим крупным вотчинником Щелковского края . Баскаковы входили в число старинных родов центральнорусских уездов, у которых были давние контакты с представителями администрации Троице-Сергиевского монастыря.


Преодобный Пафнутий Боровский.

В списках служилых людей, Десятнях 1577 года, владелец д. Липовец, Иван Микитин сын Баскаков был отмечен следующим образом : «у верстанья оклатчики сказали: не знают ево, от верстанья не живет» . Иными словами, служилый человек не был наделен землей за службу, но жил за счет собственных вотчин. Комментатор этого упоминания считает, что именно Ивану Микитину Баскакову принадлежала деревня Липовец .

Нужда в деньгах являлась одной из причин, заставлявших владельцев расставаться с родовыми вотчинами. В 1577/78 году Иван Баскаков продал Троице-Сергиевскому монастырю свое крупное село Алексино в Кинельском стане. Несмотря на то, что у Ивана Боскакова был сын, Евдоким Иванович, он отдал по своей душе деревню Липовец с двором вотчинников в Суздальский архиерейский дом. Позднее, в 1627 году, Евдоким пытался безуспешно отсудить ряд родовых вотчин отца у Троице-Сергиевского монастыря . Другой сын Ивана Микитина Боскакова, Иван, служил под началом Ивана Васильевича Сицкого (?-1608), - тогдашнего владельца соседней д. . В 1586 году, И.В. Сицкий поверстал Ивана Ивановича Баскакова 350 четями земли в Московском уезде. Интересно, что третий сын Ивана Боскакова, - Грабыш Иванов сын Боскаков приходился племянником дьяку Шемету Иванову и вместе с ним входил во владение будущим Фряново . Жена Ивана Микитина сына Боскакова была сестрой Шемета Иванова.

Пустошь Липовицы на карте Генерального межевания 1766-1770 гг. В.С. Кусов.

Итак, в 1584-1586 годах деревня Липовец вместе с прилежащей к владениям деревни пустошью Лихачиха (Ендова) и пустошью Климуши (Климушино, недалеко от ), перешли во владения Суздальского архиерейского дома: «Деревня Липовец, что была преж того за Иваном за Боскаковым, а в ней двор владычен, а живет в нем Григорей Кирилов сын Самсонов» . Вскоре к владениям Суздальского архиерейского дома были присоединены: пустошь Климуши (территория ЗАО «Фряновская фабрика»), д. Пореево (Старопареево) и несуществующие ныне деревни Болохристово и Иконникова (Иконниковская). Деревня Липовец, находясь в церковных владениях, запустела в первой половине - середине XVIII века. На картах Генерального межевания 1766-1770 годов местность, принадлежащая Коллегии экономии значилась как пустошь Липовицы.

Гридина (Бравино, Бровкино, Гридково)

На правом берегу речки Дубенки, напротив с начала XVI века по первую половину XX века находилась не существующая ныне деревня Гридина . В XVI веке она была родовой вотчиной Ивана Зубова, происходившего из старинного дворянского рода, возводившегося к татарскому баскаку Амрагату (Мирагану), принявшему крещение с именем Захарии (Мартына) и ставшему родоначальником Зубовых и Боскаковых. Родство Ивана Зубова с Боскаковыми тем более интересно, что на территории будущего Фряново во владении Ивана Боскакова находилась деревня Липовицы . Кроме того, сын Боскакова приходился племянником дьяка Шемета Иванова и вместе с ним входил во владение будущим Фряново. Информация о жизни и деятельности Ивана Зубова утрачена, но известно, что до 1584-86 годов деревня, ставшая к тому времени пустошью перешла во владение его сыну: «За Григорьем Ивановым сыном Зубова старая отца его вотчина: пустошь, что была деревня Гридина» .

В 1768 году деревня Гридина, названная «Бравиной» вместе со своими землями и тянула к сельцу Головино, располагавшемуся по другую сторону речки Шеренки (на карте 1786-1791 гг - р."Решенка"), и входила во владения д. Головино статского советника Сергея Ивановича Протопопова .


Д. Бровино на карте 1786-1791 гг.

К 1812 году название деревни снова меняется. Деревня называется на этот раз «Бровкино». Тогда ею и сельцом владеет уже вдова Сергея Ивановича, Анна Алексеевна Протопопова. Около 1816 года владелица продает сельцо сыну известного архитектора, - коллежскому асессору А.И. Старову, а деревню «Гридково» (Бровкино) продает капитану Анатолию Сергеевичу Вяземскому, владевшему в те времена деревней . В 1852 году в семи домохозяйствах деревни Гридково проживало 54 крепостных крестьянина . После отмены крепостного права, и выкупа земельных наделов у владельца (1862) здесь насчитывалось 8 дворов и 58 человек . В конце века из-за оттока населения из деревни на заработки, количество живущих в деревне сокращалось. Еще в 1882 году в деревне «Гридькова» в 7 домах проживало то же количество населения, что и 20 лет назад , но в 1890 году (то же и в 1899) в деревне проживало лишь 20 крестьян . В том же, 1890 году при деревне находился хозяйский двор-усадьба, принадлежавшая потомственной почетной гражданке Александре Николаевне Смирновой .

После революции, в 1926 году деревня Гридьково (Гридина) относилась к Дубровинскому сельсовету. Здесь находилось 12 домохозяйств, проживало 37 человек . Когда деревня прекратила существование в этих местах точно не известно. Сейчас здесь уже ничто не напоминает о ней, а неутомимые волны времени стерли и память о том, что некогда здесь жили и умирали, мечтали, трудились и любили наши предки.

Копылова (Копылы)

Стоит упомянуть об еще одной не сохранившейся до наших дней старинной деревне, существовавшей еще в те времена, когда нынешнее село было пустошью. Между Маврино и , немного севернее также не сохранившейся деревни в XVI веке находилась ныне не существующая деревня Копылова. Название деревня получила по фамилии своего древнейшего владельца- вотчинника, которым мог быть московский княжеский посадник в Пскове, упоминавшийся в 1510 году Юрий Копыл (Копылов) . Территориально деревня относилась к Воре-Корзеневу стану. Деревня была старинным вотчинным владением Напольских – крупных вотчинников Кинельского уезда. До 1573 года неслуживый сын боярский Федор Теплов Напольский взял в оброк земли Мавринской пустоши. «Детьми боярскими» в те времена назывались представители класса землевладельцев от измельчавших родов бояр или боярских дружинников. До 1584/1586 года д. Копылова, запустела, и, видимо после кончины Ф.Т. Наполского, перешла во владение его сыновьям: «За недорослями за Крестьянином да за Ондрюшкою за Федоровыми детыми Наполского старая отца их вотчина дер. Копылова, что была преже того за Федором Наполским, а в ней двор вотчинников» . В 1596 году Андрей Федоров сын Наполской верстался поместной землей (150 четвертей) по Переславлю Залесскому. Числился Андрей Федорович неслужилым и беспоместным «новиком», то есть молодым человеком 15-18 лет, теперь, в 1596 году принимавшемся на военную службу. Новики, получившие земельные оклады в этом году, составили кадры деятелей Смутного времени . Вместе с ним в «десятне новиков» числился и сын владельца пустоши Маврино 1630 года – Сидор Елизарьев.

Пустошь Копылова на карте Генерального межевания 1766-1770 гг. В.С. Кусов.

Через полтора века, в 1768 году пустошь Копылова принадлежала владелице сельца Гаврилково – Анне Васильевне Еропкиной, а после нее перешло во владение надворной советницы Ольги Михайловны Потресовой . В 1852 году пустошь уже не упоминалась.

Лунево

В былые времена Лунево располагалось немногим западнее деревни на том же, правом берегу р. Мележи чуть выше по течению. К сожалению, документов, которые могли бы свидетельствовать о древнем происхождении этой утраченной деревни, не сохранилось. Об этом может говорить нам лишь её название. Многие дворяне Луневы владевшие поместьями известны русской истории со второй половины XV века. Некто Филипп Коптев сын Лунев был испомещен в Подмосковье 250 четями земли Десятней новиков 1596 года .


Сельцо Лунево на карте 1786-1791 гг.

В 1768 году, ставшее сельцом Лунево, находилось во владении графини Екатерины Ивановны Карамышевой (1716-?, в девичестве Толстой) - жены надворного советника Николая Федоровича Карамышева. Екатерина Ивановна была дочерью графа Ивана Петровича Толстого (1685-1786) и Софьи Сергеевны Строгановой (1824-1852). Тогда в сельце проживало 40 душ крепостных крестьян .

Сельцо Лунево на карте Генерального межевания 1766-1770 гг. В.С. Кусов.

В 1812 году сельцом Лунево владела жена коллежского секретаря, сестра владелицы соседней д. Бобры Анна Карловна Яниш. Сестры Анна и Елизавета были дочерьми профессора медицины, одного из первых ректоров «Ярославского Демидовского Вышних наук училища», популяризатора химической теории света, Карла Ивановича Яниш (1776-1853). Во время вторжения Наполеона Анна Карловна предоставила в ополчение 16 ратников из крепостных крестьян сельца Лунево. Во второй четверти XIX века Лунево приходит в запустение и сливается с деревней Бобры. На карте Шуберта оно именуется уже как «деревня Бобры (Лунево)». В 1852 году сельцо уже не упоминалось.

Болохрыстово

Во второй половине XVI века недалеко от Старопареева в междуречье Ширенки и Киленки находилась не существующая ныне древняя вотчинная деревня, носившая довольно странное название Болохрыстово . В словаре Срезневского первая часть - «Боло » является корнем древнеславянского слова «Болого » - «добро» . Такое название деревни, указанное в документах 1573-1586 годов может косвенно свидетельствовать о древности села и этимологии его названия «Добро (благо) – Христово», восходящего к XV веку.

Во второй четверти XVI века деревней владел Семен Петелин , происходивший из старинного рода переяславских вотчинников служивших московским князьям со времени великого князя Ивана Калиты . Наибольшую известность из рода дьяков Петелиных заслужил дьяк Приказа Большого Дворца (1578) - Дружина Фома Пантелеевич Петелин , который по отзыву английского дипломата Джильса Флетчера был «человек весьма замечательный между туземцами по уму и расторопности в делах политических ». Некто Иван Петелин в 1450 году владел селами и деревнями в Кинельской волости, располагавшейся северо-восточнее Троице-Сергиевского монастыря по Переяславской (Троицкой) дороге . Потомки Петелиных – служилые люди Яков и Васька упоминаются в документах Смутного времени . Достоверно известно лишь то, что Семен Петелин не оставил наследников и передал деревню Болохристово по наследству своей дочери «Машке Семеновой дочери Петелина » , которая владела ею по большей мере , до 1584 года, когда как выморочная вотчина деревня Болохристово отошла в собственность государства и поступила в государственную поместную раздачу.

Богатое деревенское хозяйство, вышедшее из вотчин в поместье, было лакомым куском для любого служилого человека тех лет. Уже в 1584-1586 годах деревня Болохристово была разделена надвое между поместными владельцами: Иваном Олексеевым сыном Угримова и братьями Бохтеяром и Казариным Микитиновыми . По свидетельству писцовых книг: «За Бохтеяром за Микитиным сыном за решеточным приказчиком да за его братом за Казарином : пол деревни Болохристовы , что было за Машкою за Семеновою дочерью Петелина в вотчине, а в ней двор вотчинников, живут в нем Махтеяровы да Казариновы деловые люди» . Имена братьев свидетельствуют об их татарском происхождении. Крымские татары, перешедшие на русскую службу и принявшие православие, испомещались землей в этих местах по указанию главы

Есть поселения процветающие, умирающие, а есть - мёртвые. Последние всегда привлекают к себе большое количество туристов и экстремалов. Главная тема данной статьи - заброшенные деревни Подмосковья. Сколько их всего в Московской области, да и вообще в России - сказать очень сложно. Ведь каждый год появляются новые заброшенные деревни. Фото этих деревень вы также сможете увидеть в данной статье.

- проблема России

Не зря говорят, что - это душа страны и народа. И если умирает село - то умирает и вся страна. Не согласиться с этим утверждением очень сложно. Ведь действительно деревня - это колыбель русской культуры и традиций, русского духа и русской поэзии.

К сожалению, заброшенные - это сегодня не редкость. Современные россияне все больше отдают предпочтение городскому образу жизни, отрываясь от своих корней. А село тем временем деградирует и возникают на карте России всё новые и новые заброшенные деревни, фото которых поражают своей унынием и тоской.

Но, с другой стороны, такие объекты привлекают большое количество туристов и так называемых сталкеров - людей, жаждущих посетить различного рода заброшенные места. Таким образом, заброшенные деревни России могут стать неплохим ресурсом для развития экстремального туризма.

Однако государство не должно забывать о проблемах русского села, решить которые можно лишь комплексом различных мероприятий - экономических, социальных и пропагандистских.

Заброшенные деревни России - причины деградации деревень

Слово "деревня" происходит от "драть" - то есть, обрабатывать землю. Очень сложно представить себе аутентичную Россию без деревень - символа русского духа. Однако реалии нашего времени таковы, что село умирает, огромное количество некогда цветущих деревень просто перестают существовать. В чем же дело? Каковы причины этих печальных процессов?

Пожалуй, основной причиной является урбанизация - процесс стремительного увеличения роли города в жизни общества. Крупные города притягивают к себе всё большее количество людей, особенно это касается молодежи. Молодые люди уезжают в города получать образование и, как правило, уже не возвращаются в родное село. Со временем в селах остаются лишь старики, которые доживают там свой век, в результате чего деревни вымирают. По этой причине как раз и появились почти все брошенные деревни Подмосковья.

Еще одна довольно распространенная причина деградации деревень - это отсутствие рабочих мест. Множество деревень России страдают от этой проблемы, в результате чего их жители тоже вынуждены отправляться в города в поиске работы. Деревни могут исчезать и по другим причинам. К примеру, это может быть техногенная катастрофа. Деревни могут деградировать и вследствие изменения их экономико-географического положения. К примеру, если изменяется направление дороги, благодаря которой конкретное село развивалось всё это время.

Подмосковье - край старинных храмов и усадеб

Подмосковье - это неофициальное название Исторической предшественницей этого региона можно считать Московскую губернию, которая была образована еще в 1708 году.

Подмосковье входит в число регионов-лидеров по количеству объектов культурного наследия России. Это настоящий рай для туриста и путешественника: более тысячи старинных храмов и монастырей, десятки красивейших усадеб, а также многочисленные места с многолетними традициями народных художественных промыслов. Именно в Подмосковье расположены такие древние и интереснейшие города, как Звенигород, Истра, Сергиев Посад, Дмитров, Зарайск и другие.

В то же время заброшенные деревни Подмосковья также у многих на слуху. Их в этом регионе достаточно много. О самых интересных заброшенных деревнях Московской области пойдет речь далее.

Такие объекты привлекают в первую очередь экстремалов, а также краеведов и различных любителей старины. таких мест достаточно много. Прежде всего, стоит упомянуть хутор Федоровка, деревни Ботово, Гребнево и Шатур. Эти заброшенные деревни Подмосковья на карте:

Хутор Федоровка

Этот хутор расположен в 100 километрах от Москвы. По сути, это бывший военный городок, поэтому ни на одной из карт вы его не найдете. Примерно в начале 90-х годов поселок в 30 жилых домов полностью пришел в запустение. В свое время здесь была своя котельная, подстанция, а также магазин.

Деревня Ботово

Старая деревня Ботово находится в Московской области, возле станции Волоколамск (Рижское направление). Некогда в этой местности находилась усадьба княгини А. М. Долгоруковой. Центром этой усадьбы была деревянная церковь, которую построили еще в XVI веке (церковь не сохранилась). Последний владелец усадьбы в Ботово, как известно, отдал её в начале ХХ века крестьянам.

Из сохранившихся объектов в Ботово можно увидеть лишь руины Воскресенского храма, сооруженного в 1770-х годах в псевдорусском стиле, а также остатки старого парка площадью в двадцать гектаров. В этом парке еще остались старые березовые и липовые аллеи.

Деревня Гребнево

Гребнево - это усадьба XVI века с богатой интересной историей и довольно трагической судьбой. Расположена она в сорока километрах от столицы, на Щелковском шоссе.

Первым хозяином усадьбы был Б. Я. Бельский - оружничий царя Иоанна Грозного, затем усадьбой владели Воронцовы и Трубецкие. В 1781 году хозяином становится Гаврил Ильич Бибиков, именно при нем усадьба приобрела тот вид, в котором она дошла до наших дней.

С началом советской эпохи связаны драматические страницы истории усадьбы в Гребнево. Национализация комплекса привела к тому, что здания постепенно начали терять свой исторический облик. В первую очередь пострадали все внутренние интерьеры сооружений. Вначале в стенах усадебного комплекса был расположен туберкулёзный санаторий, затем - техникум. И лишь в 1960 году усадьба Гребнево была объявлена архитектурным памятником республиканского значения.

В конце 1980-х годов усадьба, казалось бы, получила новый импульс для своего развития и сохранения. Здесь образовался культурный центр, а на территории усадьбы начали регулярно проводить различные концерты, мероприятия и выставки. Начались активные реставрационные работы по восстановлению комплекса. Но в 1991 году там случился грандиозный пожар, после которого от нее остались лишь каркасы усадебных зданий и сооружений. В таком состоянии усадьба Гребнево пребывает и в наши дни, все больше превращаясь в обычные руины.

Деревня Шатур

Старая деревня Шатур известна еще с XVII века. Она расположена на бедных почвах, поэтому главным занятием местных жителей всегда была охота. Возможно, именно по этой причине селение пришло в упадок в середине ХХ века.

Сегодня деревня полностью опустела. Изредка хозяева отдельных домов наведываются сюда (несколько раз в году). Среди заброшенного села отлично смотрится старая кирпичная колокольня, возвышающаяся над безлюдной деревней.

Памятка для экстремального туриста

Несмотря на свою мрачность и дряхлость, старые нежилые деревни и прочие заброшенные места вызывают огромный интерес у многих туристов. Однако путешествия к подобным объектам могут быть сопряжены с определенными опасностями.

Что стоит знать так называемым экстремальным туристам?

  • во-первых, перед тем как отправиться в такое путешествие, следует уведомить своих близких или друзей о своей поездке, её сроках и маршруте своего передвижения;
  • во-вторых, нужно соответственно одеться; помните, что вы отправляетесь не на вечернюю прогулку в парк: одежда должна быть закрытой, а обувь - надежной, прочной и удобной;
  • в-третьих, возьмите с собой необходимый запас воды и продуктов, также в вашем рюкзаке должны быть фонарик, спички и стандартный набор для оказания первой медицинской помощи.

В заключение...

Старые деревни Подмосковья поражают путешественников своим запустением и живописностью. Даже не верится, что такие объекты могут находиться всего в нескольких десятках километров от столицы - крупнейшего мегаполиса планеты! Попасть в одну из таких деревень - все равно, что воспользоваться машиной времени. Кажется, будто время здесь замерло...

Увы, количество заброшенных с каждым годом растет. Возможно, когда-то эту проблему можно будет решить. Но пока брошенные села служат лишь объектами интереса для всевозможных экстремалов, сталкеров и любителей мрачной старины.

Еще прошлой зимой увлекся изучением ярмарок до 1917 года на территории Московской губернии. Почитал не мало статей и книжек из которых подчеркнул не мало информации для общего развития. Увлекательное занятие читать историю. Рекомендую.
Естественно вначале пользовался списком ярмарок 1787 и 1834 годов, а так же списками "Населенной местности Московской губернии". Все это имеется в интернете в открытом доступе и желающий может ознакомиться. Другое дело когда начинаешь искать на современных картах эти села и города или просто даже погосты. Изменились названия населенных пунктов и мало того в прошлые времена владелец того или иного места называл его своим именем, а владел он к примеру десятью селами. Пару сел с одним и тем же названием могли оказаться даже в одном уезде. Так вот разбирая и перебирая списки, старые и современные карт нарисовал современную карту с пометками где и какие ярмарки находились. Если была информация делал пометки об объемах торгов, численности людей, времени проведения и сколько дней проходила ярмарка.
Понял причины такой популярности знаменитой Рогачевской ярмарки. Многие слышали о Поле чудес в Рогачево. Это три поля расположенные на окраине села.

Вроде ничего сложного нет. Люди торговали и торговали и об этом все знают. Но почему именно на этом месте велась такая активная торговля и достаточно продолжительное время - несколько сотен лет?
Рассмотрим карту.

И посмотрим на это же место глазами Шуберта.

Достаточно удобный и безопасный путь по воде из Волги. Как известно состояние дорог в те далекие времена было.... Да не было в те далекие времена дорог. Было единичное количество трактов, а осталное были обычные накатанные грунтовые дороги. Только тракты отсыпались камнем. Как нибудь я поведаю о своих прогулках по двум таким трактам. Достаточно интересно увидеть отсыпанную камнем дорогу когда в округе и намека нет на цивилизованные дороги. Но это в будущем. Из за отсутствия дорог перемещение на телегах было достаточно затруднительно и по времени продолжительно. Если взять скорость гружённой телеги 5-7 км/час то не сложно посчитать, что за 10 часов можно проехать 50-70 км. Но так считать можно только в задачниках по арифметике. Максимальная продолжительность рабочего дня лошади 10-12 часов. В день лошадь кормят 3-4 раза. К работе лошадь может приступить через 30 минут после кормления. Что бы накормить лошадь достаточно на морду лошади повесить торбу, а вот что бы ее напоить необходимо распрячь. И получается, что телега двигается со скоростью 5-7 км/час не 10-12 часов, а в лучшем случае часов восемь. Отсюда делаем вывод что максимальное расстояние которое за день может пройти лошадь с телегой равно 40-50 километров.
По реке Яхрома баржи то же тянули лошади, но перевозимый груз из расчета на одну лошадь разнился в разы. Очень интересна легенда названия реки Яхрома. Якобы Юрия Долгорукого сопровождала его жена в поездке по княжеству. Для отдыха возле реки княгиня спешилась и оступилась при этом воскликнула - "Ой! Я хрома." Окружающие восприняли это как название реки. С тех пор и повелось эту речку называть Яхрома.
Желающие прогуляться по берегу Яхромы в районе Рогачево должны учесть, что русло в этом месте было сильно изменено в связи с мелиоративными работами. Новое русло хорошо просматривается на современных картах, а старое мы можем видеть на картах Шуберта.
Село Рогачево центральный перевалочный пункт торгового пути из Москвы на север и ярмарка здесь была именно общегосударственного масштаба. Она не могла замыкаться только теми тремя полями, которые я отметил на первой картинке. Торговля велась от Усть-Пристани до Николо-Пешношского монастыря (Луговой). Баржи стояли у берега и купцы прям с них распродавали свой товар. Если пройтись по берегу, то можно увидеть углубления как бы предназначенные для стоянки таких судов. Делаем вывод, что торговля велась практически по всему течению реки Яхрома от Уст-Пристани до Николо-Пешношского монастыря и естественно в тех местах где был удобный подъезд (см. карту Шуберта). На участках между Александрово-Копылово и рекой так же велась торговля. По реке Сестра корабли поднимались до Трехсвятское. Там основное место торговли было возле Чернеева. Ну а дальше нагруженные телеги разъезжались кто в Клин, кто в Дмитров или же кто в Москву. В Клину ярмарки были еженедельно по субботам, а в Дмитрове кроме еженедельных еще одна недельная 15 сентября.
Далее по кругу знаменитое Теряево и Иосифо-Волоцкой монастырь. Ярмарки там проводились 15 августа и 8 сентября. До 3 500 человек собирали там ярмарки. Товара привозили на 20 000 рублей. А рядом в пяти километрах небольшая ярмарка в Спирово проходила 21 ноября. Приезжали люди из окрестных сел и торговали всякой мелочью.
Отмечу еще одно не примечательное сегодня место, где раньше был монастырь и погост. Это Носово. Такого населенного пункта сейчас нет. Это рядом с деревней Ястребки Одинцовского района. Упоминается Успенский Сафрониев монастырь еще в 15 веке. Вот возле него и были торги для окружающих сел. Собиралось на торгах до 1 500 человек и товарооборот составлял 3 500 рублей.
Где то там был монастырь.

А здесь похоже проходила сама ярмарка.

Когда появилась запруда мне выяснит не удалось.

Лес рядом с местом торгов. Возможно в нем отдыхали торгующие и покупатели, а может и отмечали сделки.


На юге Московской губернии было несколько крупных ярмарок. Одна ярмарка в Дединово что значила. Река Ока давала возможность купцам прибывать на ярмарку со многих городов. Торговые ряды стояли на берегу реки. Было два ряда. В одном торговали съестными припасами, а в другом по пятницам всевозможным товаром из окрестных деревень. Когда была построена железная дорога товар доставляли со станции Луховицы и в основном это был скот. Могу предположить, что скот не переправляли на левый берег Оки. Торги скорее всего 8 июля и 8 сентября проводились на обоих берегах. Далее по левому берегу Оки расположился Белоомут, который ранее состоял из Нижнего и Верхнего. В Нижнем Белоомуте проходило три ярмарки. В понедельник на масленицу торги продолжались два дня, в Вознесение три дня и 1 октября один день с подторжьем два дня. Торговали рогатым скотом, мануфактурой и галантерейными товарами, а так же сеном и рыбой и прочим всем чем только можно. В Верхнем Белоомуте по понедельникам были еженедельные базары. Первицкий Торжок благодаря близкому расположению железной дороги и реки еженедельно в субботу принимал торговых людей из многих городов и сел.
А теперь хочу поведать о ярмарке которая привлекла меня больше всех вышеперечисленных. Впереди еще повествование об одной неизвестной ярмарке, но по объемам торгов она сравнима с Рогачевской, но о ней позднее и в отдельной теме числа 15 ноября постараюсь рассказать.
Ярмарка проходила в селе где церковь Иконы Божьей Матери Казанская построили в 1752 г. Было в селе 46 дворов в которых проживало 171 мужского пола и 163 женского пола. В земской школе учились грамоте. Из за пожара в 1870 году церковь была перестроена.
8 июля привозили товары из Каширы, Тулы, Серпухова, Венева и Зарайска. Оновыные торги проходили на площади в центре села.

Все дело в том, что есть два села с названием Богатищево. Второе Богатищево-Епишино на 14 км севернее и на него больше обращают внимание. Все поисковики при наборе Богатищево указывают на жд станцию, которая никак не ассоциируется с селом где могла проходить ярмарка. Как видим из картинки само село находится чуток южнее жд станции. В советское время севернее села была построена птицефабрика, а восточнее очистные сооружения для этой птицефабрики. Птицефабрика и очистные сооружения сейчас не действующие и прогуляться по свежему воздуху в окрестностях села можно с при великим удовольствием. Можно дойти до урочища Большое Любилово и искупаться в водохранилище, но это конечно в теплый летний день. Сейчас может лучше направить свои стопы в сторону урочища Свиное. Ранее там был храмовый комплекс. Само село прекратило свое существование, но вокруг того места стали расти дачи. Прогулка должна доставить удовольствие. См. карту.

Заодно вашему вниманию с карты Шуберта.

А заодно и ПГМ.

Вид на очистные через поле

А это Церковь Казанской Богоматери в соседнем селе Растовцы. История села интересная, но ярмарки там не было и поговорим о нем как нибудь в другой раз.

Если кто то будет в этих местах и сделает фотографии буду готов принять их в дар и размещу в блоге. Удачных путешествий.
В 15 веке из Греции пришел человек. Можете себе представить из Греции пешочком до наших краев. Жил себе человек в апельсиновых рощах, кушал маслины в неограниченном количестве. Потом раз и собрав катомку и отправился на север. Нашел озеро и образовал на островке поселение. А произошло это примерно в году 1431. Жили не тужили пока места им стало мало. И обратились они тогда к царю с поклоном. Добрый царь Иван Грозный (фамилия у него такая) находясь в хорошем расположении духа подписал грамоту в которой пожертвовал окрестные земли для строительства Николо-Радовицкого монастыря. Произошло это в 1584 году. А что бы доход у монастыря был стабилен стали проводить там ярмарки ежегодные на 9-ой и 10-ой неделе по Пасхе. Места было предостаточно вот народ и гулял две недели. А все это происходило в селе Радовицы Егорьевского района. Места глухие, заросшие не только травой и кустарником, а и древесной порослью.
Чуть севернее есть место о котором упоминалось в писцовых книгах 1587 года. Красивая старинная церковь Покрова Пресвятой Богородицы была построена 1801 году. Перед церковью и проводились ярмарки. Подъезд к полю по асфальтированной дороге.
Поднимемся севернее. Найдем небольшое село Туголес. Великолепная Церковь Великомученицы Параскевы (Пятницы) открывается неожиданно. Красивейшие купола в лесном массиве. Завораживающее зрелище. Такое надо видеть. Если вы увидели купола в лесу значит повернули на лево и скоро упретесь в конец дороги, а далее уже накатанная грунтовка и в сырую погоду не проехать. Да и ехать там собственно не куда. Слева будет простираться огромное поле поросшее травой пригодной для заготовки на сено. Справа заброшенная районная больница. Количество оводов обитающих в том краю просто не поддается подсчету. Можно сказать оводный край. Их можно там отлавливать и экспортировать за границу в огромных количествах.

Однако уважаемые читатели блога ждут продолжения повествования о ярмарках Московской губернии. Опишу вам ярмарку которая проходила в селе на Веневской почтовой дороге. Торговали там в праздник Троицы. Торговали из городов Зарайска, Тулы, Серпухова, Каширы и прочих прочих и прочих. Подъезд удобный был. На дороге село было. Сейчас что бы добраться до него надо идти пешком. Местные предпочитают трактор. Другого транспорта я там не наблюдал. Автомобиль можно оставить в соседнем селе возле церкви и пешочком три километра с хвостиком.

На карте хорошо видно месторасположение села Гритчино в те времена Каширского уезда. Я думаю легко сможете найти на современных, только не путайте с деревней Гритчино Каширского района. Да кстати село уже переименовано в деревню, а поэтому надо выбрать в какую деревню Гритчино ехать. Место для прогулки интересное, только не обходите сады. Идите по дороге через сады. Войдете в село и слева сразу увидите остатки церкви, а там можете выбирать любое направление для дальнейшего путешествия. Если направитесь в Хреново то через 2.5 км упретесь в остатки деревни при речке, а через еще пару километров и само Хреново. Чуть не забыл левее за речкой погост был о двух церквах. Ой! Забыл. Мы же про ярмарки. Ярмарка была в Гритчино.
Переместимся в Шаховский район, деревня Черленково. Рассмотрим этот район.

Ярмарка в Черленково проходила 9 мая в Николин день. В 1900 году поползли слухи, что земля с могилы богоугодного человека по имени Филипп помогает от всего. Вначале землю с могилки брали щепотками и просто носили с собой. Слух о расползался, а люди сползались к могилке и каждый человек уже брал не щипотку, а жменьку земельки. Народ стал приезжать из соседних губерний. Взял калькулятор и примерно посчитал какой объем земли могут унести люди взяв всего по жмене. Примем плотность 2 000 кг/куб.м. Человек в жменю может взять примерно 50 грамм. Одна тысяча человек по жменьке вынесет 50 000 грамм или 50 кг земли. Там же в день проходило несколько тысяч человек. Решил прогуляться к месту где должен быть котлован вместо могилки. А может и сам взял бы жменьку землицы на удачу. А кто его знает может и удачу принесет. Наметил маршрут.

Посмотрел спутниковые снимки на которых все прекрасно видно.

Распечатал карту.

Пытался разместить несколько тысяч человек на этой территории. Никак не мог представить себе где они размещались, что и самое главное где ели. А где они спали? Из статей об этом событий вычитываем, что в день продавалось несколько тысяч просвир. Одна просвира стоила 1 копейку. Уездный свечной склад не успевал поставлять свечи в церковь. На карте видно где находится церковь и где кладбище. И вот этот небольшой населенный пункт весной 1900 года принимал ежедневно тысячи человек, кормил их и укладывал спать. По свидетельствам хлеб пекли возами и продавали его вдвое и трое дороже. Местные конечно обогатились. Любая афера имеет свое завершение. Полиция навела порядок. Как не искал, но ямы на месте могилы богоугодного Филиппа так и не нашел. Прогулялся с севера от кладбища, затем спустился к церкви и прошелся по берегу реки. Места красивые и интересные.
О ближайших ярмарках в округе это Муриково, Ховань, Левкиево и Середа написано в Справочной книжке Московской губернии 1890 года.

Что бы увидеть карту ярмарок кликаем кнопочку
«Ярмарки» на Яндекс.Картах

Продолжение следует.
Следите за обновлениями.

И снова здравствуйте! В начале года мы с друзьями посетили несколько заброшенных и полузаброшенных деревень Московской области. В связи с этим представляю новый фотоотчёт. Здесь будет рассказано о самых запомнившихся моментах, заброшенных домах, любопытных находках, предметах сельского быта и прочих интересностях.

К слову сказать, я не очень часто пишу с подобных мест. Похожий блог (как раз, часть 1) был прошлой осенью, посмотреть его можно . До этого было еще пара блогов в 2009 и 2010, но сейчас не буду заморачиваться на поисках, лучше перейдём сразу к новой части. Итак, сегодняшний репортаж посвящён паре деревень и деревенских домиков в Московской области. Все они по-разному удалены от столицы, но объединяет их одно - либо деревня активно сносится под застройку, осталась пара живых домов. Либо в действующей деревне стоят глухие заброшенные дома, в которые уже сто лет никто не приезжал, окна частично выбиты, а забор отсутствует. Так далеко не везде, но поскольку столица растёт быстро, то многие деревни, попадая в черту Москвы, постепенно деградируют. Также не везёт деревням рядом с трассами, а также, наоборот, ооочень удалённым от жилых агломераций сёлам. В большинстве своём в домах таких пусто, часто проживают бездомные жители, и ничего интересного не встречается. Но порой попадаются достаточно любопытные локации. Даже удивляешься, как сохранилось столько старинных и достаточно редких вещей, предметов интерьера, старой посуды и много другого. Итак, выкладываю фотографии вперемешку, чтобы было соразмерно интересно, а то некоторые места достаточно пустоватые, а некоторые, наоборот. Поехали.

1. Типичный дом, построенный до революции. Внутри никто не проживает, дверь нараспашку, окна выбиты. Приехали мы сюда ещё холодной зимой. Не самый интересный, но все же.

2. Перемещаемся за несколько десятков километров. Попадаем в домик уже поинтереснее. Присядем попить чайку? В углу находим старый сундук, у стола венские стулья. Поднимаем сиденья, находим этикетку дореволюционную, мелочь, а приятно) На столе разбросано много часов. Кстати часов в отчёте тоже будет немало.

3. На очереди другой дом. На террасе находим портрет великого поэта, недвусмысленно попавший под косу.

4. В одном из домов находим старинное пианино. Той же фирмы, кстати, что и рояль, выброшенный одними уродами в окно заброшенной школы (см. блог в конце). Это, слава Богу, ещё живо, однако клавиши уже заедают. Наверху пианино обнаруживаем советский набор домино.

5. Ещё одни остановившиеся часы. Обычные пластмассовые, советские.

6. Иногда дома попадаются совсем разрушенные, у этого, например, рухнула крыша после пожара. Диван смотрится несколько безумно.

7. А это дом с Пушкиным на террасе. Перекрытия прогнили, пол проваливается. Например, тут, шкаф провалился вниз.

8. Бывалый скворечник рядом с одним заброшенным огородом при доме.

9. На чердаке часто можно найти разные любопытные вещи. В этом доме, например, это старинные предметы крестьянского быта (прялки, грабли, вилы, деревянная лопата, сито и т.д.), тетради 20-ых и 30-ых годов, учебники того же времени, газеты, ёлочные игрушки, фарфоровая посуда и т.д. На этом кадре ещё виден радиоприёмник в очень плохом состоянии 40-ых годов.

10. Типичная кухня в таких домах. Старая печь, нагреватель воды, красивое, но пыльное зеркало и разное барахло.

11. Детские куклы смотрятся всегда особенно жутковато.

12. Ещё одна любопытная комната. Здесь находим дореволюционную швейную машинку "Зингер", точнее столик от неё и её саму. Состояние очень неважное. Время и сырость делают своё дело. В шкафах куча старой и полугнилой одежды.

13. Покажу основание стана. Ржавые буквы "ZINGER" на обороте.

14. В каждом деревенском доме должен быть красный уголок.

15. По пути мимо жилых домов часто попадаются здешние обитатели)

16. На террасе обнаружились ржавые велики.

17. А вот в комнате на полу валяются любопытные часы.

18. Домик в деревне в небольшом удалении от остальных. Странный, к слову сказать. В одной комнате рухнул потолок, во второй еле на ладан дышит, забора фактически нет, окна выбиты, а свет в одной из комнат ещё работал! внутри видны следы разрухи.

19. Этот листок меня очень сильно зацепил. Обучению письму 20-ых годов. "Вставай, проклятьем заклеймённый, весь мир голодных и рабов!"

20. На кухне в заброшенном доме. Под ногами попадаются письма, на стене - старый радиоприемник.

21. Все часы показывают разное время.

22. Симпатичная деревянная этажерка.

23. Заглавная фотография. Коврик смотрится особенно грустно. Русь-тройка, куда несёшься ты? А и правда, куда...

24. Советский пинбол. Любопытная вещь, никогда раньше видел. Хотя вот китайских 90-ых видел полно. Состояние аховое.

25. Одна почти полностью разнесённая хата.

26. В доме с кадра 18. Буфет на кухне. На удивление идеальный сохран! Как будто года два-три никто не живёт, но никто и не лазал или не били. Хотя посуда позднесоветская и нередкая, так что неудивительно.

27. Тетради 20-ых, 30-ых годов, на этот раз поближе. Украшены портретами Луначарского, Ленина, лицами крестьян и пионеров. И разумеется "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!".

28. В доме с 1 фотографии прямо на пороге обнаруживаем вот такой замечательный сундук

29. Немножко майской природы с деревенских участков=)

30. И снова находим пинбол. Состоянием ненамного лучше.

31. Одна кухня. Странно, что всё прямо так брошено. Несмотря на кажущийся порядок, посуда под слоем пыли, потолок сзади уже рухнул.

32. Симпатичный дореволюционный буфет в комнате с пианино.

33. Качеством кадр не особо вышел, но всё равно выложу. Интересное содержание. Тетрадь по геометрии 1929 года.

35. На этом кадре хочу закончить сегодняшний фототчёт.

Очень грустное и тяжёлое впечатление производят подобные заброшенные дома. Кажется, что часть нашей культуры уходит. Столичный образ жизни меняет старый сложившийся уклад. Хорошо это или плохо? Насколько нужен прогресс, и к чему мы стремимся? Но это скорее уже философские вопросы, и у каждого будет свой ответ. На сегодня хватит рассуждений. До следующих отчётов!