Калмыки против чеченцев. Дагестанцы и калмыки – к истории взаимоотношений

Более или менее ощутимые контакты между дагестаноязычным «миром» Восточного Кавказа и носителями монгольских языков – этническими группами, продвигавшимися из Центральной Азии, – начинаются, по всей видимости, в эпоху раннего Средневековья, когда выходит на арену кавказской истории центральноазиатское племя авар //абар .

Калмыки в XIX веке

Имперские авары

Обратим здесь внимание первым делом на то обстоятельство, что в пределах Восточного Кавказа фиксируется сирийцами 1-й половины VI в. н. э. этнический термин «авар ». Последний отмечается ими при этом как этнополитическая реалия, присутствующая на землях Терско-Сулакского междуречья, большинство населения которого представлено в настоящее время дагестаноязычными аварцами; самоназвание членов аварской элитарной общины – хунз («хунзахцы»), при том, что в арабографических текстах обозначаются они авар . В данной связи нельзя не отметить того, что утверждала грузинская средневековая историография в лице, например, Леонтия Мровели (ХI в. н. э.). Дело в том, что, в соответствии с концепцией, которую пропагандировала последняя, именно дагестаноязычные этносы, чьим общественно-политическим центром обозначила она (в Х–ХI вв.) аварский населенный пункт Хунзах, являются древнейшими (со II тыс. до н. э.) обитателями названного междуречья и прилегающих территорий.

Другое средневековое упоминание термина «авар » с локализацией его в дагестанских горах относится к рубежу IХ–Х вв. Происходит же оно из мусульманской арабоязычной среды. Это – текст знаменитого Ибн Руста (самое начало Х в.), где указывается, что в центральной части Нагорного Дагестана существует сильное государство, известное как «Сарир »; с арабского – «горное плато с высокими обрывистыми краями», каковым, кстати, и является Хунзахское плато. Там, кстати, и стоит Хунзах (Хун+з+ахъ ) – древняя столица аварского народа, которую еще на рубеже ХVIII – начала ХIХ вв. обозначали чужеземцы словом «Авар-кент ». Это при том, что «Авар » в местных письменных материалах, составленных на арабском языке, – «Хунзахская община », состоявшая из нескольких населенных пунктов, в которых имелось тогда порядка 2 тыс. дворов.

Так вот, названный мусульманский арабоязычный автор эпохи Средневековья (нач. Х в.), причем писавший для населения Ближнего и Среднего Востока, сделал в своем труде пояснение, гласящее, что «царство» Сарир , являвшееся одним из врагов для мусульман тогдашнего Кавказа, называют также и «Авар». Отождествление терминов «Серир» и «Авар» присутствует, между прочим, и в тексте одной из поэм персоязычного закавказского поэта XV в. (Бадр Ширвани), который пишет: южнодагестанский Табасаран всегда служит «вратами для Сарира – Авара». В свете приведенного факта, как нам думается, маловероятным является широко известный вариант перевода данной части текста Ибн Руста: сарирского «царя именуют Авар».

Отметим далее, что в пределах ХV–ХIХ вв. единственными во всем мире носителями этнонима «авар » были кавказские горцы (обобщенное самоназвание маг I арулав – авар. – «горец»), традиционно ориентированные на Хунзах // Авар-кент, а также – восточно-кавказские аристократы хунзахского происхождения (Чечня, Южный Кавказ). Сразу после этого напомним, что аваров, перекочевавших из Центральной Азии в Восточную Европу, где создана была ими великая империя (VI – конец VIII вв.; в начале IX в. королевство в составе империи Каролингов), считают многие научные авторитеты монгольским народом – по крайней мере в своих истоках. Это при том, что годами популяризируется, причем самым активным образом, идея о тюркоязычии имперских аваров. Данную «философскую» позицию расшатывает, однако, текст «Жития Константина» (более 50 списков, старейший датируется ХV в.), который предпочитают игнорировать тюркисты. Это и не удивительно, ибо Житие не оставляет сомнений в том, что имперские авары VIII–IХ вв. не были тюркоязычными (как вариант: чувашеязычными), что, в свою очередь, заставляет относиться с особым доверием ко мнению западных исследователей (например, О. Прицак, К. Менгес), доказывающих, что центральноазиатский элемент в этносе имперских аваров Европы представлен был монголами .

По-видимому, этноним «авар » проник на Восточный Кавказ – первоначально в Закавказье , а позднее в Нагорный Дагестан через эфталитов , прорвавшихся в V в. на территорию зороастрийского Ирана. Часть последних могла сохраниться к началу VI в. в восточном Закавказье, а затем быть переселена оттуда в пределы Дагестана иранскими шахами из династии Сасанидов для защиты иранских границ (VI в. н. э.) от сабиров и «голубых» тюрок. Данное переселение, результатом которого было привнесение в дагестанские горы этнонима «авар », можно, наверное, рассматривать, опираясь на разработки западных ученых Х1Х–ХХ вв., в качестве древнейшего контакта между носителями дагестанских языков (прежде всего, аварского языка – маг I арул мац I – «язык гор») и монгольским языковым и военно-политическим миром.


Александр Поваев. Портрет хана Аюки. 2006 г.

Монголо-татары и Дагестан

Как известно, многочисленные письменные источники, составленные на Востоке в эпоху Средневековья, а также основанные на них дагестанские исторические сочинения (XVII–ХIХ вв.), написанные арабской графикой (по-тюркски, по-арабски и на различных дагестанских языках), упоминают при описании ситуации в дагестанской части Западного Прикаспия VI–VIII вв. любопытные топонимы. Знаменитый ориенталист (1-й половины ХХ в.) Зеки Валиди Тоган, увязывая некоторые из них с монгольским языковым миром Северного Кавказа «послегуннской» (V–VI вв.) эпохи, озвучивал их: как Балунгар // Барунгар (в арабографической традиции – «Беленджер») и как Чунгар . Им давал он значения «Левое» и «Правое крыло» племенного войска. Локализуются же указанные здесь прикаспийские топонимы в двух военно-стратегических местностях: а) Чунгар – вблизи современного кумыкского селения Эндирей , откуда начиналась древняя дорога, связывавшая Западный Прикаспий (Терско-Сулакское междуречье) с восточным Закавказьем; б) Балунгар // Барунгар – на выходе р. Сулак из дагестанских гор, где столетиями стоят аварские селения, известные ныне как Верхний Чирюрт и Бавтуга й.

Данная часть монгольского, предположительно, этноса была переселена «голубыми» тюрками в эпоху существования Каганата с Северного Кавказа в только-только захваченные иранские крепости (построены в середине VI в., при Хосрове Ануширване), что сделано было с военно-стратегическими целями. Оба данных опорных пункта Каганата, думается, что имевшие в составе своих гарнизонов этнических монголов, исчезли в эпоху арабо-хазарских войн, в VIII в., но при этом допустимо предполагать, что какая-то часть тех монголов (?) укрылась в горах среди этнических дагестанцев. Подразумеваются под последними, прежде всего, аварцы Сарира-Авара (их столица – Хунзах), которые были в ту эпоху ярыми врагами арабо-мусульман. С течением времени мог указанный элемент ассимилироваться в аварской среде, но образовав в ней при этом особые элементы. Они были предположительно такие, для которых оказались приемлемыми в ХV–ХVI вв. этнополитические контакты с тюркизированными (?) монгольскими воинами, составлявшими в ХIII–ХIV вв. особый (прикаспийский) тумен золотоордынского войска.

Следующий контакт между этническими дагестанцами (носители «самурских» языков и лакского языка) произошел в ХIII в., в эпоху великих монгольских завоеваний. В дагестанских арабоязычных источниках того времени монголы зафиксированы как «татары» (подлинная надпись ХIII в., вырезанная на камне) и как «тюрки». Это при том, однако, что в дагестанских письменных источниках – даже в начале ХIХ в. – передавалось термином, который указан последним, не название этноса, говорящего на каком-либо из тюркских языков, а понятие «варвары; люди, поступающие со своими врагами не по-человечески»; так называли в Дагестане, например, русских солдат начала ХIХ в.

Оба названных здесь термина употреблены этническими дагестанцами при описании по-арабски похода монгольского эмира по имени Букдай (у дагестанцев аристократического происхождения, живших в ХVI–ХVII вв., употреблялось данное имя в форме Бугъдай , но позднее трансформировалось оно, согласно законам языкознания, в Будай ), который предпринят был по приказу Бату-хана. Суть его приказа была такова: захватить в 1239 г. и подчинить все мусульманские укрепления, имеющиеся в горной зоне Дагестана, составлявшие тогда единый комплекс, ориентированный на крепость Дербент, а после этого захватить и подчинить Аваристан (Авир // Авгьар ), где ислама еще не было. Итак, войско Букдая, начав свой путь к югу от г. Дербента, пошло в глубь дагестанских гор через территорию современного Курахского района РД, а затем, перейдя через перевал Керен в пределы Агульского района (РД), осадило там мусульманскую крепость Рича (по-арабски Баб ал-кист – «Врата справедливости»). Последняя захвачена была примерно после месячной осады, но тут наступили холода, которые заставили монголов вернуться в дербентскую зону, то есть в Прикаспий. Весной, однако, они вернулись на агульские земли и, пройдя Ричу и старинное даргинское сел. Чираг, вошли через горный перевал Кокма в пределы Лакии. В дагестанских письменных источниках (старейший список относится к ХVII в.) говорится, что главный бой произошел в 1240 г. при прорыве монголов на Кумухское плато, когда погибло большое количество местных мусульман, говоривших по-лакски. Мусульмане эти хотя и знали, что они имеют дело с «татарами», но поведение монгольских воинов заставило назвать последних «тюрками », то есть варварами .

Вторую часть приказа Бату-хана, а именно, захватить и подчинить Аваристан (Авар // Авир // Авхар ), у Букдая исполнить не получилось. Аварские земли, где тогда не было еще ислама, были, однако, подвергнуты монголами долговременной (XIII–XIVвв.) экономической блокаде, которая вызвала, в конце концов, сильное сокращение там народонаселения – за счет оттока относительно покладистого элемента в те или иные экономически процветавшие места Кавказа.

Итак, Северный Лезгистан – его равнины и горы – и земля лакцев, как и даргинский Кайтаг, вошли после 1240 г. в состав Великой Монгольской империи, что позволило им вписаться в ее экономическое и культурное пространство, что, как хорошо известно, породило расцвет в названных частях Дагестана.


Памятник полководцу Убуши-хану в Элисте

В 1240-м г., хотя и не пропустили аварцы войска Букдая в глубь своей чрезвычайно труднодоступной, но при этом и благодатной территории, однако вскоре самому центру их земли пришлось все же увидеть монгольские войска. Речь идет о тех, которые в 50-е годы ХIII в. в рамках ожесточенной борьбы, проходившей на Востоке между золотоордынцами и иранскими монголами, вынуждены были, согласно грузинскому средневековому тексту, отступать на северо-восток. Спасая свои жизни, двинулись золотоордынские монголы в направлении Поволжья (?) с территории Закавказского Аваристана (ныне Белоканский район Азербайджанской Республики) через Главный Кавказский хребет по Белоканской дороге, следуя здесь – с боями – через Нагорный Дагестан (мимо Хунзаха (?)) в пределы Западного Прикаспия и дальше.

Данное событие XIII в., как видно, отложилось в памяти населения Приалазанья (РА). Дело в том, что одного из монгольских полководцев XIII в., служивших хану Золотой Орды, звали Ала-Тимур, а одно из тюркоязычных поселений указанной зоны, построенных в начале XIX в. на земле авароязычных аристократов-елисуйцев (илуса ), называется «Ала-Тимур».

Через некоторое время после этого события удалось иранским монголам включить западную часть Горного Аваристана, составлявшую особый геоморфологически обособленный регион, расположенный в верховьях р. Сулак, в состав Гуржистанского вилаята своей великой империи. Факты из истории Восточного Кавказа, о которых сказано будет ниже, позволяют предполагать при этом, что в верховьях Сулака, а также в искони в авароязычной зоне Присамурья (выше сел. Цахур) были построены тогда монгольские укрепленные пункты. В них, причем, были рассажены воины с самоназванием «монгол» (по-аварски мугъал ).


Укрепление Авар

Авароязычные мугалы

После падения Хулагуидов, в ХIV в., часть этих «монголов» осталась в дагестанских горах, но превратилась с течением времени в аварцев второго как бы уровня под названием «мугал» – занятых поддержкой в бою «чистокровных» воинов, которых называли лезгинами (лезгиял ). Когда горные аварцы, изгнав грузинских феодалов из восточного Приалазанья (АР), расселились в XVII в. в названной здесь благодатной зоне, которую, кстати, называли «Садом Закавказья, пришли они туда в виде единого этноса, состоявшего из «лезгинов», их «рабов» и авароязычных «мугалов». Данная часть аварского народа упоминается, между прочим, в арабоязычной «Хронике войн Джара », созданной в ХVIII в., причем, как часть аварской армии, воевавшей в 1734 г. с турками-османами («мугальский» отряд понес особенно большие потери), а в 1735 г. – против иранцев (большая часть заложников общим числом 300 чел., которых выдали тогда аварцы Закавказья иранскому полководцу Надиру, состояла из авароязычных «мугалов» и из «рабов»).

Как результат специфического развития этнических процессов на Восточном Кавказе фиксировались русскими на территории Приалазанья в ХIХ – начале ХХ вв. две группы европеоидных «мугалов». Первые – авароязычные, приведенные туда из гор Дагестана в пределах ХVI–ХVII вв. Вторые – тюркоязычные, приведенные аварскими войсками в ХVIII в., по большей части из-под Тбилиси, где стояли при Хулагуидах монгольские отряды, и из Казахской зоны (АР).

Авароязычные «мугалы» еще в 60–70-е годы ХХ в. именовали себя в азербайджанском г. Баку не аварцами, а «лезги-мугъал » – для выделения, таким образом, своего этнического сообщества на фоне кюринцев, которых советская этнографическая наука назвала лезгинами, что зафиксировано было в паспортах. Они при этом показали и показывают себя более преданными аварской идее, чем авароязычные переселенцы советской эпохи, пришедшие в Азербайджанскую ССР из Дагестана.

Только в Белоканском районе АР таких авароязычных «мугалов» сейчас не менее 30 тыс. человек, и примерно 15 тыс. их проживает в соседнем Закатальском районе АР. Хотя пантюркисты работали и работают над ними особенно активно, опираясь на тот факт, что их предки носили названный старинный этноним, – мешают, а то и запрещают изучать в школах аварский язык, причем даже в начальных классах, но у них мало что получается. В эпоху Перестройки , например, в нескольких аваро-мугальских селениях (по несколько тысяч человек в каждом) удалось все же открыть преподавание аварского языка в начальных классах.

Армия Чагатайского улуса, на базе которой создал свою армию эмир Тимур-гурган, состояла, как известно, из разноплеменных монголов-мусульман, сохранявших ряд старомонгольских обычаев. В дагестанских арабоязычных источниках говорится, что в 1395 г. имели место «приход Тимурленга» через территорию Кайтага (?) в бассейн речки Акушинки (ДР), разрушение «даргинского» (дарга ) селения Муги (Мух I а ), избиение в ходе «сражения» мугинских «юношей, детей и стариков». В дальнейшем удалось разгром «Даргинии» (Дарга ) приостановить в связи с прибытием «помощи» от аварцев (авар ) и лакцев-казикумухцев (гъумукъ ), результатом чего стало, в конечном счете, подчинение даргинцев. Большие бои между «джагатаями» и этническими дагестанцами произошли, кстати, и в Закавказье, которые закончились для первых, – пишет католический деятель XV в. И. де-Галонифонтибус, – неудачей; «Тимурленг приказал отступить», память о чем сохранилась еще в начале XVIII в. и была зафиксирована российским немцем И.-А. Гербером (1728 г.). Немаловажно для нашей темы, наверное, и то, что память о Тимуре «Самаркандском» (происходившем, как известно, из монгольского племени барлас »), причем в увязке с проблемой «мугалов» Закавказья, сохранялась среди закавказских аварцев-«лезгин» еще в 60-е гг. XIX в.


Символ европейских авар

Дагестан и Золотая Орда

Золотоордынская империя была создана, как известно, монголами, и именно они составили ее политическую и военную элиту. Это хорошо видно при чтении давно известных, например, и уже проанализированных средневековых текстов, а также в результате знакомства с племенной номенклатурой ногайцев и татар, хотя они и говорят сейчас по-тюркски. Как свидетельство дагестано-монгольских контактов эпохи Золотой Орды, внимания заслуживает здесь прикаспийская община тумен («тюменские татары» русских документов), которая в ХVI в. (?), вынужденно покинув равнинные земли, лежащие к югу от р. Сулак, перешла, согласно преданиям, которые записаны были во 2-й половине ХIХ в., в старинное аварское селение Гельбах (Гелбахъ ; тюрки называли его «Верхний Чирюрт»), которое стоит на месте раннесредневекового Балунгара // Барунгара // Беленджера . Затем, видимо, в самом конце ХVI в., перешли эти тумены – вместе, причем, с дагестанскими князьями, спустившимися из гор Лакии, – на левый берег р. Сулак, в район расположения аварского сел. Старые Миатлы (авар. Миякьуб ). Там, кстати, стоял тогда «татарский» Эндирей (Старый), рядом с «татарским» укреплением Коюн-кала. Оттуда уже перешли эти северо-восточнокавказские тумены , происходящие, как нам видится, от монгольских воинов, служивших со 2-й половины ХIII в. Чингизидам, на берега Акташа (2-я пол. XVII в.), откуда расселились они затем (XVIII–XIX вв.) по селам Терско-Сулакского междуречья. Данная община, именуемая тумен , фиксируемая русскими ХIХ в. в качестве уже тюркоязычной, упоминается в сочинении «Гюлистан-и Ирам », созданном ранее 1846 г., и в дагестанских арабоязычных документах ХIХ в.

От тюркизированной монгольской (татар) орды, которая кочевала первоначально в кабардино-осетинской (с современной точки зрения) части Северного Кавказа, но ушла позднее (в XV в. - ?), по кавказским преданиям, в Крым, остались этническим дагестанцам интересные социальные термины. Это будут, например: «карачи» (от монгольского харачу – «чернь»), которые представляли собой слой дагестанской аристократии, объявлявшей себя хунзахцами (хунз ), но происходящих в реальной жизни от золотоордынских чиновных лиц, базировавшихся ранее в аварском сел. Аргвани (Аргъван+иб ); «уздени» (озден , от монгольского усттен – «стражники» – ?) – княжеские воины, имевшие обширные земли в горах и на равнинах Дагестана, которые числились либо в общинном (например, даргиноязычные акушинцы, авароязычные салатавцы), либо в частном (сала-уздени и их соседи – Казбековы, Клычевы и т. д.) владении; «чагары» (чагъар – термин для Северного Кавказа монгольский, но имеющий согдийские корни). От этих же, наверное, «татар» проникла в дагестанские языки и иная лексика, к примеру, названия разновидностей оружия; авар. к I алдун – «кривая сабля».

Пришествие калмыков

Монгольский народ «калмыки» хотя и потерпел крупное поражение от кабардинцев, но сохранил авторитет на Северо-восточном Кавказе в качестве обладателей большой военной силы. В русских архивных материалах ХVII – начала ХVIII вв. содержатся упоминания о походах калмыцких войск в направлении Тарков, то есть современной Махачкалы.

Калмыцкий фактор получил свое отражение в топонимии Терско-Сулакского междуречья и в преданиях, которые записали русские в ХIХ в. Пример здесь – публикация И. Бахтамова, сделанная в 1863 г. Предания аргванийских аварцев, имевших в ХVIII в. большие земельные владения по правому берегу Терека (ныне Чечня), которые были записаны по-арабски (XIX в.) и получили известность как «История Аргвани », также содержат информацию по разбираемому здесь вопросу. Так вот, согласно названным преданиям, в числе врагов аргванийцев был этнос по названию «гармук» (гъармухъ ), то есть калмыки. Сохранились, наконец, подлинные арабоязычные послания дагестанцев XVIII в. с упоминанием калмыков. Например: от правителей кумыкского «города» Эндирея (поблизости от г. Хасавюрта) направленное правителю (нуцал ) Аварии по имени Мухаммад, которое датируется началом ХVIII в. В нем сообщается, что эндиреевцы находятся в опасности из-за вторжения калмыков на их территорию, и выражается надежда, что аварское войско им поможет.

Возможно, что дальнейшие разыскания в дагестанских текстах, составленных в арабской графике (как по-арабски, так и на других языках, употребляемых мусульманами Дагестана), позволят выявить и иные свидетельства тех или иных контактов, имевших место в ушедшие столетия между монгольскими народами и этническими дагестанцами.

Известный калмыцкий блогер Лари Илишкин продолжает отвечать на популярные вопросы о двух родственных народах. Он историк по образованию и поэтому знает, как много общего между нашими народами.

Предыдущие интервью читайте на нашем сайте: 1 часть , 2 часть , 3 часть .

Лари, в начале XIX века академик И.И. Лепехин писал о калмыках: «они занимают пустые степи, ни к какому обитанию неугодные. В них мы имеем, кроме других военных служб, хороших и многочисленных оберегателей наших пределов от набегов киргиз-кайсаков и кубанцев». Что имел в виду академик?

Лепехин писал о волжских ойратах (калмыках). До прихода Хо Орлюка в этих степях кочевали лишь ногайцы. И то лишь на части Ставропольского плато. Обширные безводные полупустынные территории. В то время здесь не было ни Волгограда, ни Ростова, ни других современных городов. Даже деревень не было никаких, и оседлая жизнь теплилась лишь в небольшой округе близ Астрахани. Места были действительно непригодны для проживания для многих народов. Но не для калмыков. Именно с продвижением калмыков на юг вслед за ними двинулись и землепашцы из российских, а затем и украинских губерний. При Аюке хане по договору с русским правительством между ханством и русскими землями существовала 10-верстная нейтральная зона, где не могли кочевать калмыки и не имели права селиться крестьяне. По сути, это была межгосударственная граница. Когда русские нарушали договор, калмыки сжигали поселения и уводили в неволю их обитателей.

Кстати, Лепехин также писал, что от калмыков Россия получает наилучший убойный и рабочий скот. Судя по тому, как калмыцкая порода крупнорогатого скота через Бурятию распространяется далее на восток огромной страны, выводы академика актуальны и по сей день. А о том, как военный потенциал калмыков обеспечил безопасность южных рубежей государства, известно всем и подробно останавливаться на этой теме, наверное, нет смысла.

- Как на калмыцком называются соседние народы и правда ли, что название «чечен» монгольского корня?

Среди чеченцев гуляет версия монгольского происхождения их самоназвания «нохчо». Но я не вижу ничего монгольского в этом слове. Кстати, калмыки всех кавказцев именовали «черкес» вне зависимости от их реальной принадлежности к тому или иному этносу. Татар до сих пор называют «мангуд», казахов - «хасыг». Очень интересно на калмыцком именуются евреи - «хар гуйр». В дословном переводе «черная мука». Откуда взялось это название, история умалчивает. Но из всех монголов только калмыки так именуют иудеев. Значит, название родилось здесь, на Волге.

- Какие у вас отношения с ногайцами? Они действительно имеют монголоидную внешность?

Ногайцы - ближайшие родственники казахов, и естественно, что они имеют азиатскую внешность. Сегодня отношения ровные. Но наверняка у ногайцев сохранились исторические обиды, хотя они их и не озвучивают в общении с нами. Ведь именно калмыки обескровили Ногайскую орду. Однако если быть до конца справедливыми, то необходимо вспомнить, что поводом для столь радикального отношения калмыков к ногайской элите (она больше всего и пострадала) стало предательство последних. Изначально калмыки и ногайцы выступали чуть ли не единым фронтом в отношениях с кавказскими горцами. Но когда Хо Орлюк решил покорить Кабарду, то «союзники» фактически ударили в спину. Калмыки в горах попали в засаду, потеряв много своих людей, в том числе и своего предводителя. Между прочим, Хо Орлюк погиб в бою, когда ему было 92 года. Победители обезглавили его труп. Такого унижения калмыки не могли простить и в двух карательных походах уничтожили практически всю ногайскую аристократию. Как видим, и у нас есть причины для обид. Только калмыки тем и отличаются от многих, что обидами особо не мучаются.

- Какие отношения с крымскими татарами?

В прошлом крымские татары были для калмыков главными конкурентами в борьбе за влияние на территории между Черным и Каспийским морями. Сегодня мы не имеем возможности соприкасаться с ними и потому говорить о каких-либо взаимоотношениях нельзя.

- Ваше отношение к знаменитому Амурсане и подробнее расскажите историю его захоронения в Бурятии.

Амурсана - личность противоречивая. Для большинства в монгольском мире он является символом борьбы ойратов за независимость. И таковым он был долгое время. Мой отец журналист Наран Илишкин первым (по крайней мере, в Калмыкии) признал негативную роль Амурсаны в ойратской истории. Тем не менее его личность заслуживает внимания. Амурсана родился в Калмыцком ханстве. Позже его семья перекочевала в пределы Джунгарии. Захоронен в Бурятии. Так получилось, что Пекин хотел воочию убедиться в смерти своего самого опасного на тот момент врага и потребовал у российских властей предъявить доказательства. Тело Амурсаны было доставлено ближе к границе, где и продемонстрировано представителям Поднебесной. Маньчжуры потребовали выдать тело, но получили отказ. Амурсана был перезахоронен в Бурятии. Я рассматриваю это как знак. Родился в калмыцких степях, захоронен в Бурятии. Своей судьбой показывает нам, во что обходится раскол и личные амбиции. Вот почему имя Амурсаны нельзя предавать забвению.

- Откуда версия о калмыцких корнях химика Менделеева и Ленина?

По Менделееву скажу, что, когда у меня есть сомнения, я особо не вникаю в тему. А о том, что у вождя мирового пролетариата бабушка была калмычка, написала Мариэтта Шагинян. Говорухин также упоминал об этом на страницах, кажется, газеты «Аргументы и факты».

- Ваше видение личности Джа-ламы?

Очень неоднозначная личность. Фамилия его Санаев. Он уроженец Малодербетовского улуса Калмыкии. Во время революции в Китае оказался в Западной Монголии, где живут ойраты. Назвал себя Амурсаной. Дело в том, что среди монголов в то время было популярным предсказание о перерождении Амурсаны в России и возвращении в Монголию, где он должен был вырезать всех китайцев. И он вернулся. И, действительно, сумел организовать сопротивление и выбил китайцев из Западной Монголии. По требованию Пекина все-таки его вывезли на территорию России. Известно, что Джа-лама появлялся среди калмыцкой интеллигенции в Астрахани. Но когда в России грянула революция, он исчез и появился в Монголии, где стал фактически диктатором. По моему мнению, Джа-лама был агентом царской секретной службы. Об этом говорят некоторые факты. До революции был управляем. После революции 1917 года действовал уже сам и исключительно в собственных интересах. Был уничтожен, кстати, командированными в Монголию калмыками.

Понятно, что из-за огромных расстояний и 400 лет проживания вдали от монгольского мира калмыцкий язык неизбежно обрел отличия. Хотя понять основной смысл можно. Вам понятен бурятский язык? Какие у нас основные отличия в языках?

По мнению ученых, калмыцкий язык наиболее сохранил в себе идиомы древнего языка монголов именно благодаря многовековой изолированности. Поэтому скорее отличия появились не у нас. Сейчас основная задача - сохранить язык. Мы обязаны это сделать. И чтобы отличий было меньше, нам необходимо больше общаться внутри монгольского мира. Человек, хорошо владеющий бурятским, поймет калмыцкий, и наоборот. Один бурят в 2012 году рассказывал, что, когда был маленьким, не знал русского. К ним приезжали калмыки с детьми, и дети как-то понимали друг друга и, как сейчас бы сказали, вообще не парились.

Ваш великий просветитель Зая Пандита создал ойратскую письменность, получившую известность как «тодо бичиг», т.е. «ясное письмо». Им был определен и установлен литературный язык ойратов. Чей это диалект и почему лег в основу литературного калмыцкого языка?

Зая Пандита был из племени хошут. Тодо бичиг нельзя отнести к какому-либо диалекту. В этом его уникальность. А вот когда в советское время перешли на кириллицу, литературным стал торгудский диалект. Наверное, потому что исторически торгудов на Волге было подавляющее большинство и их диалект преобладал. После ухода большей части торгудов в 1771 году их численность здесь уменьшилась. Сегодня, наверное, торгудов и дервюдов в Калмыкии примерно равная численность. Но по традиции диалект торгудов стал литературным. Повторюсь, сегодня стоит проблема сохранения языка и совсем не важно, в каком диалекте.

Форма вопроса «Почему калмыки не любят русских?» не оставляет возможности для сомнений в его содержании и заставляет сразу искать обязательно существующие причины нелюбви калмыков к русским.

Почему именно к русским, а не к чеченцам, скажем, или французам? А кого ещё можно не любить и как вообще к русским можно относиться по — другому в свете последних событий, связанных с Украиной. Крымом, Сирией, тридцать первыми летними олимпийским и паралимпийским играми?..

В капкан такой безапелляционной формулировки, предлагаемой СМИ, не попасться просто невозможно и невозможно поэтому не обратиться к прошлому в поисках причин.

История появления калмыков как народа, нации относится к 17 веку. Именно тогда часть ойратов, так называли западных монголов, покинула Джунгарию, т. е. Ойратское ханство, располагавшееся на территории Западного Китая, и пересекло южные границы Руси.

В чём причины такого исхода

Они типичны для этого времени: междоусобная борьба, проблема нехватки пастбищ, что, наверное, и стало определяющим — ойраты по преимуществу были скотоводами. Но есть и ещё одна версия их исхода из Ойратского ханства – нежелание части ойратов принимать ислам, они хотели остаться буддистами.

Таким образом, на территории Руси они появились самовольно, и ненавидеть русских им пока было не за что. Первые десятилетия пребывания ойратов на территории русичей не были приятными во всех отношениях: между Доном и Волгой позволено было жить, пасти скот и казахам, и ногайцам, и башкирам.

Вот они — то и воспротивились вторжению ойратов. Их — то и должны были начать ненавидеть будущие калмыки! Хальмги, так калмыки иногда называют себя, обратились за помощью к русскому царю.

Учитывая сложную ситуацию на Руси: бунты, притязания со стороны крымских татар, турок, непростые отношения с Украиной, — русский царь разрешает калмыкам кочевать между Доном и Волгой, а заодно, ценя то, что калмыки всегда были отличными конниками и храбрыми воинами, возлагает на них обязанности охранять южные рубежи Отечества от внешних врагов. Калмыки добровольно берутся служить русскому царю.

И в этот период истории повода для ненависти не возникло. А вот русский царь должен был бы насторожиться.

Несмотря на договор «о вечном послушании» и на запрет совершать набеги на русские города со всеми вытекающими отсюда последствиями, калмыки, сражаясь с общим теперь врагом, позволяли себе и брать в плен русичей, и грабить их во время кочевья.

И теперь у калмыков, создавших на юге России своё Калмыцкое ханство, повода для ненависти появиться не могло. Благополучная жизнь калмыков в своём ханстве подверглась испытанию в тридцатые годы 18 века.

Среди представителей верхушки бывших ойратов начались междоусобные войны. Русское правительство не могло не вмешаться в эти события. Кроме того, началась колонизация русскими помещиками и крестьянами земель, по которым кочевали калмыки.

В результате уменьшились калмыцкие пастбища. Вдобавок ко всему на юг пришли холода. Начался падёж скота, голод. Часть влиятельных калмыков, следует заметить, без всякого нажима со стороны русских, приняла решение вернуться в Джунгарию, которая к тому времени была завоёвана династией Цин.

Это решение стало причиной трагедии, постигшей калмыков. Во время похода на историческую родину погибло около ста тысяч калмыков, пал почти весь скот.

Что сделала правящая в этот период Екатерина Вторая? Она ликвидировала Калмыцкое ханство. Оставшиеся калмыки были приписаны к казачьим войскам Урала и Дона.

Да, наверное, можно возненавидеть русских за обрушившиеся на калмыков беды. Но ненависть эта какая — то унизительная, неумная, ненависть забывших о добре, закрывающих глаза на собственную вину…

В современной истории, в истории 20 века, есть факт, который, пожалуй, мог бы вызвать ненависть к русским. В 1943-1944 годах калмыки, в основном старики, женщины и дети, т.к. почти всё дееспособное мужское население, около тридцати тысяч, воевало с фашистами, было депортировано с территории их компактного проживания.

Причина – сотрудничество калмыков с фашистской Германией: оккупантами был создан Калмыцкий кавалерийский полк. В его состав входило около трёх с половиной тысяч калмыков.

И всё-таки русских не любить за что? Решение о депортации принималось правительством (интересно, какой процент русских был в его составе?) и касалось не только нерусских народов: поволжских немцев, чеченцев, крымских татар, – но и русских.

Вспомним историю нашей страны

30-ых годов 20 века, период коллективизации, массового раскулачивания и выселения в необжитые края Севера и Сибири зажиточных крестьян целыми семьями. Может ли один народ ненавидеть другой народ за то, что их постигла одинаковая трагедия?

Можно было бы, наверное, обратиться к физиологии, психологии, этике, эстетике в поисках причин нелюбви калмыков к русским. Но результаты были бы тоже «нулевыми».

Вряд ли удалось бы кому-либо из ищущих обнаружить не то что причины, но и факты проявления ненависти одного народа к другому, потому что непонятно, как «выглядят» эти проявления.

Как один народ (по определению, исторически сложившаяся общность людей, возникшая на основе общего языка, территории, экономики, психики, культуры) может не любить другой народ? Как все, до единого, калмыки не любят всех, до единого, русских?!

Нелюбовь, ненависть – это чувство. А чувство – явление индивидуальное. Оно может возникать у конкретного человека по отношению к конкретному человеку. Да, среди калмыков, как и среди русских, украинцев, немцев, американцев есть националисты.

Отдельные факты проявления национальной ненависти калмыков к русским известны. Но национализм – это явление политическое, рациональное в своей основе, связанное с убеждениями. Оно может стать достаточно массовым при определённых условиях, но и оно никогда не будет всеобщим.

"Кажется, начинается", - вот единое мнение тех, кто знаком с ситуацией, которая складывается в последние годы в самой южной из русских областей, Астраханской. История этих мест полна войны и взаимного истребления. Когда-то в этих местах стояла столица Золотой Орды, Сарай-бату. Кочевые народы в Волжской дельте часто сменялись. Аланы, гунны, савиры, болгары и хазары приходили на эти земли, тесня друг друга и принося новые верования, культуру, язык.

С XVI в., времени Иоанна Грозного, низовья Волги вошли в состав Руси. Наряду с покорением Казани, данный шаг явился частью проекта единого русского дома, крепко стоящего на берегах морей и включающего в себя основные торговые пути, по тем временам, главным образом, пути водные. С тех пор Астраханские земли последовательно и кропотливо утверждались в роли русских земель: на них закладывались новые крепости и станицы, обустраивались дорожные тракты и почтовые станции. Большое участие в освоении края приняло казачество. Взаимоотношения с местными племенами, которые русские именовали единым словом "татары", складывались не всегда гладко, но в конце концов "межнациональные мир и стабильность" в границах Русского государства к общему удовлетворению восторжествовали.

В 1630 г. вблизи дельты Волги появились переселенцы из Восточной Сибири - калмыки (тогда их называли монголами). Дважды, в 1642 г. безуспешно попытавшись взять укрепленную Астрахань, они в конце концов отступили в степи к западу от Волги. Де-факто населяя земли, относящиеся к ведению Русских царей, они были приведены к присяге на верность Российскому престолу в XVIII в. Однако, во все это время не вызывает сомнений, что Астраханский край принадлежит России и осваивается русскими. Особый южно-русский этнос, сложившийся из переселенцев разных веков - солдат, беглых крепостных, вольных работников, казаков - стал характеризовать Нижнюю Волгу, заложил основание местных традиций.

Большую роль для края играла православная миссия. Татары, калмыки, киргизы (нынешние казахи), в значительной мере воспринимали русских как поклонников "русского Бога". Проповедь же Евангелия раскрывала для них Христа как Бога милостивого и совестного, обещающего покровительство всем народам. К началу ХХ в. заметная часть калмыков и татар принимает крещение - нынешнее убеждение в том, что в этих народах имеет исключительное хождение буддизм и ислам является вредным и ложным.

С 1917 г. основы межнациональной политики в регионе претерпели резкие изменения. Навязчивый интернационализм, возведенный в ранг государственной политики, делает русских "одними из" народностей, населяющих край. Как и во многих других местах, насильственной перекройке подверглись административные границы. В частности, получила в свое распоряжение широкий коридор с выходом к Волге в районе Цаган-Амана Калмыцкая автономная республика. Как и повсюду, систематически нарушалась пропорция между городским и сельским населением, в русскоязычных семьях снижалась рождаемость. К началу 1990-х годов, время распада СССР и возникновения северокавказских локальных конфликтов, Астраханская область уже представляла собою типичный депрессивный регион, хотя природно-климатические факторы, запасы недр и история вполне могли сделать и всегда делали ее территорией выдающихся перспектив и особенного изобилия.

Первая и вторая чеченские кампании, обострение межнациональных отношений на Северном Кавказе привели к тому, что в Астрахань и окрестности хлынул поток легальных и нелегальных переселенцев. Под шумок разговоров о демократии коренное русское население стало выдавливаться из сел и степных стоянок. Естественная убыль русских начала с лихвой восполняться за счет приезжих чеченцев, даргинцев, казахов. При этом последние не скрывают своих претензий на астраханские земли. В условиях экономической разрухи и хаоса сложилась характерная в целом для Юга страны ситуация: активными предпринимателями, хозяевами местных сельскохозяйственных и промышленных производств, торговых предприятий являются "лица кавказской национальности"; их интересы отстаивают милиция и органы власти, в то время как рядовые русские оказываются на положении, хотя и большинства, но большинства бесправного и безжалостно эксплуатируемого.

Долгое время критическая ситуация в области замалчивалась. А между тем чеченская, дагестанская, казахская диаспора продолжали усиливаться. Этническое лобби проникло во власть - зятем бывшего, ныне покойного губернатора А.Гужвина стал влиятельный чеченец; под контроль чеченцев перешла торговля в городе, включая исторический Татар-базар, на котором с некоторых пор среди торгующих перестали появляться татары. В окрестностях Астрахани положение становилось и того острее: в некоторых населенных пунктах доля нацменьшинств оказалась сопоставима с русскими; астраханские села поделились на "чеченские", "казахские", "калмыцкие"; в органы власти оказались избраны представители некоренных народов или лица, отстаивающие интересы последних. Противостояние между русским населением и приезжими приобрело хронический характер. В мечетях, которые плодятся в городах и весях подобно грибам после дождя, развернули свою деятельность проповедники ваххабитского толка. Руководители самопровозглашенной Чечни, лидеры боевиков, неоднократно высказывались в том смысле, что рассматривают Астраханскую область обязательной частью пресловутого Кавказского халифата.

Факт постоянного обострения положения, тем не менее, замалчивался. Между тем, стычки между соседями по типу "дробовик против "Калашникова"", как та, что в течении нескольких дней держала в напряжении с. Пришиб Енотаевского района и разрешилась только с прибытием на вертолете подразделения спецназа, эпизодически вспыхивали в разных местах, не предаваясь широкой огласке. Однако, в оперативных сводках МВД и ФСБ стали все чаще фигурировать сообщения об обнаружении крупных партий оружия, вплоть до переносных ракетных зенитных комплектов, на степных дорогах, чабанских становищах и в домах у чеченцев.

Нынешний инцидент в с. Яндыки Лиманского района, где в античеченском погроме приняло участие более 300 человек, только выводит на поверхность комплекс проблем, существующих уже очень давно. Места компактного поселения кавказцев - это территория почти безраздельного и бесконтрольного их хозяйничанья. 17 кладбищенских крестов, в т.ч. и памятник на могиле калмыка, снесенных чеченской молодежью - это наглядная иллюстрация к тому, что творится на землях, некогда целиком и полностью принадлежавшим коренным русским жителям, астраханцам. Неуклонная архаизация отношений, угрозы, произвол и насилие, погружение в почти полный феодализм - вот что ожидает тех, кому выпала нелегкая доля жить по соседству с т.н. "кавказскими беженцами" .

В этой связи примечательно, что организованный отпор чеченском экспансии способны оказать лишь другие этнические диаспоры - те же калмыки. Русское население, как и русская власть, увы, перестают выступать фактором, определяющим обстановку. Наоборот, оно становится заложником "разборок", затеянных новыми хозяевами края. В нерешительности региональных властей прослеживается также и полная их неспособность противодействовать мощному кавказскому лобби. В село Яндыки в настоящий момент введены подразделения МВД численностью в 1500 чел. Похоже, в ближайшее время границы "антитеррористической операции" могут разрастись на соседние регионы, включая и Астраханскую области. Если это случится, никаких военных и полицейских сил не хватит для того, чтобы полностью охватить территорию нестабильности.

Немаловажно и то, как реагируют на происходящее публичные чеченские политики: Алу Алханов, Умар Джабраилов и пр. Они в один голос... отрицают межнациональный характер конфликта. По их мнению, убийство калмыка и последовавшее за этим массовое побоище - это обычная хулиганская выходка. Другими словами, их позиция заключена в том, чтоб при любых обстоятельствах выгораживать соплеменников и не допускать огласки проблем, возникающих в связи с "ползучей экспансией" чеченцев на Юге России .

По данным всероссийской переписи населения 2010 года, в России живут более 183 тысяч калмыков. Основная часть – на территории национальной республики, расположенной в Северном Прикаспии. Являясь единственным народом Европы, исповедующим буддизм, калмыки веками сохраняют традиционный уклад жизни и самобытную культуру степных кочевников. И некоторые факты из истории данного этноса способны по-настоящему шокировать.

Очень воинственные

Калмыки – потомки представителей ойратских племен монгольского народа, которые мигрировали на юг России из Джунгарии (Центральная Азия) на рубеже XVI-XVII веков. Эти люди всегда считались очень воинственными, вся их история – практически не прекращающиеся столкновения с соседями, стычки с вооруженными отрядами тюркоязычных народов, захватнические набеги.

Киргизы, татары, казахи, башкиры, ногайцы были вынуждены практически постоянно противостоять калмыкам, которые не случайно вошли в пятерку самых воинственных народов мира, уступив лишь новозеландским племенам маори, гуркхам из Непала и даякам с острова Калимантан.

Верность русскому царю

Свою присягу российской короне калмыки подтверждали в боях. Так, в 1778 году они в составе армии Александра Васильевича Суворова разгромили крымских татар. В следующем году представители монголоязычного народа защищали русские крепости в Приазовье от набегов кабардинцев, затем участвовали в Русско-турецкой войне 1787-1791 годов.

Кроме того, калмыки жестоко подавляли все попытки ногайцев, башкир и казахов добиться права на национальное самоопределение.

Единственным народом, с воинами которого предпочитали не сталкиваться в бою гордые чеченцы, являлись именно калмыки – прирожденные кавалеристы, чья легкая конница наводила ужас на врагов своими стремительными атаками.

Красноармейская свастика

Примечательно, что с древних времен одним из религиозных символов, почитаемых калмыками, является свастика. Она даже «украшала» военную форму красноармейцев, служивших в национальных частях. Приказ об утверждении такого опознавательного знака 3 ноября 1919 года подписал командующий Юго-Восточным фронтом Василий Иванович Шорин.

Солдаты и офицеры Калмыцкой дивизии носили нарукавные нашивки в виде красного ромба, в центре которого была изображена желтая свастика с надписью «РСФСР». В самом верху этого необычного знака располагалась пятиконечная звезда.

Вероятно, руководство Красной Армии при разработке символики национальных частей учло тот факт, что в буддийской религиозной традиции свастика имеет исключительно позитивное значение.

Калмыцкий легион СС

Гражданская война разделила калмыцкий народ, советскую власть поддержали далеко не все жители юга нашей страны. Было немало людей, сохранявших верность российской короне и считавших своим долгом борьбу с коммунистами. Небольшая часть калмыков перешла на сторону немецко-фашистских захватчиков, которые пообещали им освобождение от «красной тирании».

И хотя большинство представителей этого народа защищали СССР с оружием в руках, совершая настоящие военные подвиги, были и такие, которые влились в ряды вермахта. Это позволило фашистским пропагандистам объявить о создании Калмыцкого легиона СС. Нацисты утверждали, что многие народы СССР поддерживают их борьбу против коммунистов.

Как пишет доктор исторических наук Уташ Борисович Очиров, в период оккупации на стороне вермахта сражались около 3 тысяч калмыков, это были и кавалеристские эскадроны, и сельские отряды ополченцев, и местные полицаи.

В результате в декабре 1943 года решением советского правительства весь народ был депортирован в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан, что стало настоящей национальной трагедией.

Лечат герпес огнем

Несмотря на приверженность буддизму, калмыки сохраняют древние верования, основанные на шаманизме. Эти люди поклоняются огню. Его считают универсальным средством для освобождения от всякого негатива: порчи, сглаза. До сих пор здесь принято лечить герпес и другие кожные заболевания двумя способами: прижиганием раскаленным металлом; окуривание дымом.

Согласно официальной медицине, эти методы не могут повлиять на возбудителей герпеса и другие микроорганизмы, а ожоги – это в любом случае вред здоровью.

Впрочем, калмыки настолько поклоняются огню, что они его и «поят», и «кормят». Открывая бутылку с любым алкогольным напитком, эти люди обычно брызгают несколько капель в огонь, тем самым задабривая древнее божество. А во время религиозных праздников, свадеб, похорон и других важных событий совершается жертвоприношение, когда в огонь бросают кусочки бараньего жира и три вида костей этого животного.

И «поят», и «кормят» огонь исключительно мужчины. Причем делают это только правой рукой.

Запекают мясо в навозе

Калмыцкие чабаны придумали блюдо, которое готовится на открытом воздухе. Оно называется «кюр». Мясо барана режут на мелкие кусочки, добавляют специи и соль. Все это помещают в желудок животного, который затем зашивают.

Готовят кюр в яме, куда предварительно закладывают навоз и поджигают. Огонь раскаляет землю, а потом в еще не остывшую золу чабаны закапывают бараний желудок со всем его содержимым. Иногда сверху еще и разводят костер.

Мясо медленно печется при невысокой температуре, пропитываясь специями и солью. В зависимости от времени года и других обстоятельств (погода, возраст животного, наличие костра сверху) кюр готовится от 10 до 24 часов.

Все, кто пробовал, утверждают, что это очень вкусно.

Потеряли нетленного ламу

Калмыки утратили нетленные останки местного ламы, которого называли Кекш Бакш, хотя настоящее имя этого буддийского религиозного деятеля по преданию было Шивн Давг. Он умер в районе калмыцкого поселка Яшкуль в середине XIX века.

Согласно рассказам местных жителей, труп ламы Кекш Бакш покоился в специальной усыпальнице до 1929 года. Его останки сохранялись нетленными, что поражало многочисленных паломников. Люди поговаривали о необычных исцелениях, которые происходили у саркофага.

В один прекрасный момент решено было создать специальную комиссию, которая должна была исследовать тело ламы. А комиссию входили партийные руководители и даже врач, ведь в народе считалось, что лама не умер, а впал в особый транс и однажды проснется. Не желая религиозной шумихи, местные атеисты куда-то вывезли останки человека, почитавшегося святым. И теперь неизвестно, что с ними стало.

Покойников оставляли в степи

Особая традиция захоронения покойников, распространенная среди калмыков вплоть до начала ХХ века, возникла еще во времена шаманизма. Они просто оставляли трупы в степи, немного в стороне от мест кочевых стоянок и жилищ.

Дело в том, что у монгольских племен издревле не было времени на погребение усопших. Особенно в ходе военных походов. Конница постоянно перемещалась, то преследуя врагов, то ускользая от них. Какие уж тут похоронные обряды?

Впрочем, ритуал воздушного погребения был принят у многих народов, исповедующих шаманизм. Так хоронили своих родственников представители некоторых народов Сибири и Северной Америки, дабы душа покойного беспрепятственно отправлялась на небо.