Домбай, турье озеро, водопад алибек. По дороге к турьему озеру Турье озеро

Продолжаем изучать окрестности дождливого и хмурого майского Домбая. На этот раз мы отправились в сторону альплагеря Алибек, одного из старейших в России. Он был основан еще в 1936 году, и до сих пор принимает альпинистов. Вокруг него много природных красот, среди которых водопад Алибек и Турье озеро, которое было нашей конечной точкой. Было совсем непонятно, реально ли до него дойти - ведь май в этом году был холодным и дождливым, снега в горах оставалось много. Но что поделать - дойдём и поймем, подумали мы и отправились в путь.

2. До альплагеря где-то 5 километров, которые можно пройти пешком, а можно проехать на каком-нибудь весьма специфическом транспорте.

3. 10 минут от Домбая и мы дошли до КПП, где весёлый дядя рассказал нам о том, что до озера мы не дойдём, потому что там снега по колено. Печально, подумал я.

4. Тем не менее, не сидеть же в отеле - куда-нибудь да придём. Весёлый дядя взял с нас 200 рублей, усадил Ирину за стол и заставил заполнять пропуски в погранзону.

5. Дождь наконец-то прекратился, влажный лес был чарующе-прекрасен и источал невероятные ароматы.

7. Впереди нас шла гулять семья с маленьким ребенком. Шла так бодро, что пока я остонавливался снимать - их уже и след простыл.

8. А потом снова пошёл дождь. Да сколько ж можно? Домбай и дождь это, похоже, синонимы. Или мы просто очень невезучие. Я уже пару раз пожалел, что оставил машину у отеля, дорога была вполне проезжабельна и в тот момент, когда нас обогнала Гранта я почуствовал себя морально уничтоженным.

9. На подходе к альплагерю дождь усилился настолько, что мы просто побежали в поисках укрытия. Хвала небесам, что на нашем пути был какой-то заброшенный ангар...

10. Мокрые и замерзшие, мы проклинали на чём свет и дождь и Домбай и всё на свете. Вдруг из-за угла выбежала женщина, сначала испугалась нас, а потом поняла, что мы добрые, просто злые и рассказала, что они с мужем приехали сюда на машине и ищут место для ночлега (ночуют прямо в машине). Женщина оказалась очень милой, приехали они из Севастополя и мы минут 30 обсуждали все новости Крыма и превратности погоды.

11. А дождь всё продолжался... Я уж подумал, не придется ли нам ночевать в одном из ржавых самосвалов, которые гнили в этом ангаре:)

12. Но горы на то и горы, чтобы отличаться бурным нравом и резкой сменой погоды. Вуаля и сверху перестало лить, а через тучи вдруг начало проглядывать синее небо.

13. Попрощавщись с женщиной, мы отправились на исследование альплагеря. Он был уныл и скучен.

14. Из всех развлечений грязный загон с грустными косулями...

15. Ловить тут нечего, поэтому пока погода позволяла мы отправились в сторону Турьего озера.

16. Пропуска, которые заполняла Ирина, совершенно не пригодились, ведь из домика пограничников к нам никто не вышел. По ощущениям там внутри никого и не было.

17. Снова начал накрапывать дождь, а мы продолжали перебираться через горные речушки...

18. Немного ярких красок среди этого уныния:)

19. Минут 15 подъема в гору и мы-таки дошли до действительно красивого места...

20. Снежные вершины, тающие ледники и где-то там внизу слышен грохот водопада Алибек!

21. Панорама Домбайского ущелья. Там вдали, за поворотом, находится сам Домбай.

22. Река Алибек. Справа, за камнями, притаился одноименный водопад, к которому мы отправимся чуть позже.

23. Эта поляна была практически единственным зеленым пятном в этот мрачноватый майский день. Справа можно разглядеть крышу домика погранзаставы.

24. Мы дошли до 2000 метров над уровнем моря и поняли, что нужно поворачивать назад. Тропа становилась все грязнее, начинал появляться снег и было очевидно, что веселый дядя на КПП нам не соврал...

25. Действительно, зачем переться вперёд с неясной перспективой, если гарантированно можно вернуться назад и сходить к водопаду Алибек? Так мы и решили, а про сам водопад - в следующий раз)

Эта поездка состоялась в конце октября — начале ноября 2013 года. Вообще, как раз в это время по описаниям со многих сайтов в горах должна установиться сухая, солнечная, пусть и прохладная погода.

В этом году погода в горах и предгорьях Северного Кавказа была нетипичной. Затяжные дожди, холод. Но, тем не менее, мы решились ехать.

Целью этого небольшого путешествия было посетить Турье озеро, а также ледник Алибек. Эти объекты находятся в пограничной зоне Карачаево-Черкесии, поэтому для входа туда были предварительно (за одну неделю) заказаны пропуска через одну из туристических компаний Карачаевска.

Скажу сразу, что удалось наше предприятие только со второго раза.

Первый же раз сплошная облачность и дождь, переходящий в снег, поставили жирный крест на попытке подняться в горы пешком.

Вместо этого мы прокатились на канатке до второй очереди.

Выше подняться уже невозможно, да и бессмысленно из-за практически нулевой видимости.

Оставшееся время провели за игрой в настольный теннис на столе, установленном в ресторане отеля, в то время как на улице сплошной стеной без остановки лил дождь.

На самом деле, в такой погоде есть своя красота. Увидеть Домбай нужно разным. И в каждой погоде, в каждом времени года есть свое неповторимое очарование и романтика.

Попытка номер 2 была предпринята в следующие выходные. Прогноз по-прежнему был неутешительный. Лишь небольшой промежуток времени обещал некоторое улучшение. Но, что такое прогноз погоды в горах? Лотерея! Честно говоря, шансов было немного. Это был риск.

Но, как показывает мой опыт, очень часто погода и удача благоволит смелым!

На этот раз мы заезжали со стороны Кисловодска. Дорога Кисловодск – Карачаевск уникальна и живописна сама по себе. После многих километров не на минуту не прекращавшийся ливень, сменился сильнейшим снегопадом. Сквозь снежную мглу проступали едва уловимые причудливые очертания гор. Оказаться бы здесь в другую погоду!

Дорога сложная, скользкая, но вот, поднявшись на перевал Гум-Баши, снегопад прекращается и… Это один из тех видов, один из тех пейзажей, которые каждому из нас удастся увидеть в своей жизни раз не более количества пальцев на одной руке. Нет, наверное, кому-то больше, но основному большинству на много меньше.

Говорят, что 70% удачной фотографии – это умение оказаться в нужное время в нужном месте. Но, никакая фотография не передаст того ощущения восторга, того ощущения полета, того волшебства, которое может возникнуть только от уникального сочетания погоды, времени, места, обстоятельств и, самое главное, людей с которыми ты путешествуешь.

Спустившись с перевала, попадаем уже в совсем другой мир – без снега с достаточно мягким климатом. Удача, которую мы поймали на перевале Гум-Баши, не покинет нас до конца этого путешествия.

Проснувшись на утро в Домбае, мы увидели совершенно другую картину, нежели неделю назад.

Солнце, покрытые снегом горные вершины и разноцветная яркая осенняя листва.

Вперед – в горы!

Сначала от поселка Домбай мы поднимаемся по относительно хорошей грунтовой дороге до альплагеря «Алибек». Это где-то 6 км. Можно идти пешком или взять такси что-то на подобии УАЗ (как мы сделали на пути обратно).

В Альплагере есть небольшой вольер с косулями.

После альплагеря начинается самый живописный участок пути.

Сочетание снега, пронзительно-синего неба и огненной осенней листвы создает неповторимые пейзажи.

Где-то через километр после лагеря находится погран-застава. Подняться дальше без наличия пропуска не получится. Нас тщательно переписывают, сравнивая данные паспортов с указанными в пропуске.

Пересекаем горный ручей.

Потом другой.

Надо сказать, что это далеко не просто. Ручей большой и приходится прыгать через его достаточно широкие языки.

Еще один вид, забыть который трудно, открывается нам с каменной площадки, лежащей на тропе.

Это долина реки Алибек.

Если посмотреть в другую сторону, то мы увидим ледник Алибек.

Турье озеро еще выше, а тропа становилась все хуже. Наконец, вместо тропы мы были вынуждены карабкаться по нагромождению курумника.

Безумно красиво, но озера все нет. Кроме того, хребты на юге начинает заносить плотной облачностью. Погода в горах меняется стремительно, а преодолеть тот же путь, пуст и в обратном направлении, в снегопад или под проливным дождем с порядком уставшей командой предприятие весьма опасное.

Но вот, преодолев курумник, двигаясь практически наугад, мы наконец-то выходим к озеру.

И… Похоже это как раз тот случай, когда движение к цели оказалось важнее самой цели.

Озеро уже покрыто льдом и выглядит вот так.

А должно бы было выглядеть так (фотография с сайта www.mountain.ru).

Спасаясь от надвигающейся непогоды, спешно спускаемся вниз.

От альплагеря едем уже на машине. Успели!

Пообедав в кафешке, в которой нас принимали уже почти как родных, мы покидаем Домбай. Уже под дождем.

Погода испортилась. Удача благоволила нам. Мы смогли осуществить задуманное и увидеть одни из самых замечательных мест как в России, так и, наверное, во всем мире.

Выражаю благодарность всем участникам этого путешествия! Особенно тем, благодаря чьему своевременному совету, мы решились на вторую попытку восхождения. Это было здорово! 🙂

В то утро была переменная облачность. Как всегда, почему то долгие сборы. Ждали транспорт до места заброски. Приехала маршрутка и какая то удивительная машина с открытым кузовом, на которую мы с Васюхой быстро залезли. Проехали по поселку и в гору к альплагерю Алибек. А народ шел и шел по жутким лужам, растекшимся на всю ширину дороги. Потом мы пошли пешком - дорога была была достаточно прямой. Подошли к погран будке, где у нас стали проверять паспорта и разрешения на проход в погранзону. Шли вдоль болотца, вдоль русла реки, по камням, по огромным камням, через мостки. В одном месте речушка очень сильно разлилась - это со слов проводника Гриши, ибо мы не знали, что было до этого. И я решила перебираться босиком, потому что пройти этот ручей не замочив ног было нереально, даже не смотря на помощь крепких мужских рук.

Отельный пёс смотрит нам в след.

О, всего то 1,5 км до цели - подумала я, но шли мы туда часа 2,5. Эти 1,5 км показались мне 10 км.

Красота вокруг - красотищща! А вдоль тропинки грибы растут.

Форсирование вот таких ручьёв.

Присемши на камушке на привале я с удивлением обнаружила, что мои кеды порваны. Только бы дотянули до конца похода. Дотянули, ибо в Теберде я ходила больше в сандалиях, ибо там было жарко)

Дошли до Турьего озера! И тут Гриша ахнул - ни фига себе как тут всё затопило - воскликнул он! Потом, посмотрев фото в интернете, я поняла почему он ахнул - озеро действительно сильно больше. Большой камень везде на фото стоит на берегу, у нас же он стоял в воде. У озеро тянуло холодом - ручей течет из ледника.

Вот ручей, впадающий в озеро. Кое-кто, кстати, заныривал в это озеро. Но зачем? вода там градусов 8.

Путь вдоль ледника.

Путники на привале)

Уже на закате добрались до водопада Алибек.

Альплагерь Алибек

Вот наша модная машина ждёт)
А в потьмах уже заехали на кладбище альпинистов. Приехали в темноте. В кромешной, ибо в посёлке отрубилась электроэнергия.

Наш маршрут лежит в одно из самых знаменитых ущелий Домбая — Алибекское ущелье. В первую очередь своей популярностью ущелье обязано Алибекскому леднику. Кроме того на маршруте нас ждут такие достопримечательности как Алибекский водопад, река Алибек, альплагерь Алибек и Турье озеро. Маршрут очень красивый, но не самый простой. Он хорош тем, что его существенно можно облегчить и даже поделить на две части, если силы вас покинули. А здесь мы расскажем как это сделать и как посмотреть все достопримечательности на маршруте за один день.

Маршрут на Алибекский водопад

Маршрут к Алибекскому водопаду начинается сразу от поселка Домбай, в западном направлении. Почти сразу как вы свернете с асфальтированной дороги на проселочную вас встретит блокпост, на котором необходимо оформить пропуск на заповедную территорию. Поскольку вокруг поселка Домбай везде заповедная территория, как-никак это Тебердинский государственный природный биосферный заповедник, то пропуск вам понадобится почти на всех маршрутах в Домбае. Здесь оформляется пропуск, который будет действовать не только на маршруте к Алибекскому водопаду, но еще на маршрутах в ущелье Аманауз до Суфруджинских водопадов и в ущелье Домбай-Ульген до Чучхурских водопадов. Тем не менее даже с пропуском заплатить экологический сбор все равно придется на всех маршрутах. Обязательно возьмите с собой паспорт , без него вас не пропустят в заповедник.

Маршрут на Алибекский водопад и Турье озеро поэтапно:

• Дорога от поселка Домбай до альплагеря «Алибек» составит 4 км , набор высоты 260 метров (можно преодолеть на внедорожнике)
  • От альплагеря «Алибек» до развилки на Турье озеро и на Алибекский водопад 1,2 км
  • Маршрут на Алибекский водопад и обратно до развилки 1,7 км
  • Маршрут на Турье озеро от развилки и обратно до развилки 4 км, подъем 230 метров

Итого: Если проходить весь маршрут самостоятельно, не привлекая транспорт, то из поселка Домбай и обратно пройденное расстояние составит около 17 км , а набор высоты составит 600 метров .

Где жить в отпуске?

Система бронирования Booking.com старейшая на Российском рынке. Сотни тысяч вариантов размещения от аппартаментов и хостелов до гостиниц и отелей. Вы сможете найти подходящий вариант размещения, по хорошей цене.

Не забронировав гостиницу сейчас вы рискуете переплатить потом. Бронируйте жилье через Booking.com

Экскурсия на Алибекский водопад

Если вы не чувствуете в себе сил за один день пройти 17 километров, а подходы к Турьему озеру вымотают серьезно, то экскурсионные бюро Домбая предлагают услуги трансфера на внедорожниках. Внедорожниками в данном случае выступают автомобили отечественного производства УАЗ, а под словом «экскурсия» скрывается обычный трансфер. Это надо понимать и настраиваться соответствующим образом. УАЗ в Домбае считается семиместным, кроме водителя в него помещаются 6 туристов — один спереди, трое ссади и еще двое в багажнике, на импровизированных откидных креслах. Одно место стоит от 650 до 1000 рублей в зависимости от наполненности машины. То есть арендовать машину целиком будет стоить 4000 рублей , а сколько в ней поедет туристов для экскурсовода значения не имеет.

Экскурсионное сопровождение ограничивается трансфером до альплагеря Алибек и услугами проводника. Будьте готовы к тому, что проводник откажется идти с вами к Турьему озеру, мотивируя это тем, что тропа хорошо маркирована и хорошо видна. В любом случае следует понимать, что деньги вы заплатили только за трансфер от Домбая до альплагеря «Алибек» и обратно, а по пути еще предложат остановиться у одной примечательной достопримечательности здешних мест — кладбища альпинистов.

Кладбище альпинистов

Расположено кладбище альпинистов между пропускным пунктом в заповедник и альплагерем «Алибек». Как не трудно догадаться, похоронены здесь только те люди, которые связали свою жизнь, а не редко и смерть непосредственно с горами. В этом месте особенно отчетливо приходит понимание того, что горы ошибок не прощают.

Альплагерь «Алибек»

Конечная точка автомобильного маршрута это альплагерь. Дальше дороги нет, есть только тропа.

Альплагерь работает и по сей день. Номерной фонд может вместить 150 человек. Здесь есть баня. И в распоряжении лагеря есть три собственных бугельных подъемника.

А виды уже отсюда открываются просто фантастические.

От альплагеря тропа пролегает по живописным лугам в амфитеатре гор, если вам также повезет с погодой, как повезло нам, то вы увидите ослепительные белоснежные горы и синее небо.

Слева от тропы высится белоснежный пик горы Белалакая, ее высота 3861 метр.

Впереди видна гора Сулахат, с высшей точкой 3409 метров. Местные жители видят в пиках этой горы очертания лежащей на спине девушки. Поэтому и гора называется женским именем и соответствующая легенда тоже имеется.

Через сотню метров от альплагеря расположен пограничный пост. Не стоит удивляться его расположению. В нескольких километрах отсюда проходит государственная граница с Абхазией, поэтому на туристическом маршруте установили пограничный пост. Здесь вас могут попросить предъявить паспорта и заключенный ранее договор.

Здесь туристическая тропа разветвляется. Левая тропка уходит к Алибекскому водопаду, тропа прямо к Турьему озеру.

Тропа до Алибекского водопада очень проста. Никакого подъема здесь нет, а пройти придется не больше 800 метров. Погода в горах очень переменчива, вот только что светило солнце и уже набежали тучи.

И вот после непродолжительного перехода мы сначала услышали, а потом и увидели Алибекский водопад.

Алибекский водопад образован падением реки Джаловчатки со скал. Сама Джаловчатка берет свое начало с Алибекского ледника, который ежегодно отступает на 1-1,5 метра. Для сравнения в 1930 годы Алибекский водопад не существовал и на его месте лежал язык ледника.

Высота Алибекского водопада составляет 25 метров. Удивительные округлые скалы, с которых низвергается поток воды называются бараньими лбами, а свою форму камни приобрели благодаря движению ледника, который за сотни лет движения придал камням округлую и гладкую форму.

Полюбовавшись водопадом снизу, если вы чувствуете в себе силы и на ваших ногах хорошая обувь, можно подняться выше. Отсюда видно все Алибекское ущелье.

Если вы собираетесь дальше продолжить путь на Турье озеро, можно не лишать себя сил таким восхождением, дальше на маршруте встретится смотровая площадка, откуда открывается почти такой же вид на ущелье.

От Алибекского водопада есть только одна дорога до Турьего озера — обратно до пограничников и по тропе до Турьего озера. Местные экскурсоводы могут предложить вам срезать путь по руслу реки или по краю ледника. В обоих случаях отвечать за себя вы будете сами и действуете на свой страх и риск. А говорим мы это потому, что любой из предложенных маршрутов может быть опасен и чреват.

Турье озеро

Вернувшись к пограничной заставе мы выходим на другой туристический маршрут. Его протяженность 2 км и набор высоты 230 метров. Это испытание весьма серьезное, особенно если учесть, что вам несколько раз придется форсировать реку, а мостки, установленные на маршруте могут быть повреждены.

Тропа на Турье озеро маркирована и хорошо протоптана, тем не менее в нескольких местах может вызвать затруднения с ориентированием.

Первое проблемное место это смотровая площадка. Выход на нее и обратно на тропу протоптаны в виде кольца. Со смотровой площадки открывается вид на Алибекское ущелье.

Со смотровой площадки справа виден Алибекский ледник. Любители острых ощущений не ограничиваются видами ледника и спешат прикоснутся к прекрасному, но не следует забывать что ледники коварны.

Чуть дальше за смотровой площадкой тропа делится на две. Одна резко уходит вправо, вторая продолжает движение прямо. К Турьему озеру ведет та, что идет прямо. Правая тропа уведет вас на север. На OpenStretMaps эта тропа маркирована как «тропа от хижины Визбора к Сулахатским ночевкам». Чуть дальше от этой развилки вас ждет переправа через реку Джаловчатка и горный этап маршрута. После чего еще небольшой подъем, за которым расположено Турье озеро.

Турье озеро образовано Двуязычным ледником, снежники которого сползают в низину. Вода в нем темно-бирюзового оттенка. Чтобы застать Турье озеро полностью открывшимся от снега лучше планировать свой маршрут на июль-август.

Подводя итоги хочется сказать несколько вещей. Во-первых если вы планируете пройти весь маршрут от начала до конца и не воспользоваться услугами трансфера, выходите в первой половине дня, берите удобную обувь и запаситесь едой и водой. Во-вторых обязательно возьмите с собой паспорт и пропуск в заповедник. В-третьих будьте бдительны и осторожны, на вашем пути встретятся камни и горные реки, возможно вы промочите ноги.

В остальном маршрут к Алибекскому водопаду и Турьему озеру просто незабываем. Его можно максимально упростить взяв трансфер. Впечатлений от увиденных красот хватит с лихвой на всю зиму, даже если вы ограничитесь посещением только Алибекского водопада.

Встречаемся на перекрестке Горького/Ворошиловский

около 04:00

Прибытие в Домбай. Установка лагеря. Ложимся спать

Выход на маршрут. Идем по ущелью Алибек, любуемся вековыми соснами и окружающими нас горными вершинами. По пути заходим на кладбище альпинистов.
После прохождения погранпункта идем к Алибекскому водопаду. Там фотографируемся, освежаемся под водяной пылью могучего водопада, после чего возвращаемся к развилке и устраиваем перекус. К этому моменту уже пройдена большая часть пути, но остается самый сложный участок - путь к Турьему озеру.
Тропинка к озеру очень живописна. Постепенно набирая высоту, вы видите как расстилается ущелье Алибек и ущелье Домбай-Ульген, находящееся в той стороне, откуда мы пришли. По пути мы заходим на обзорную точку с видом на Алибекский ледник.
После продолжительного подъема мы будем вознаграждены восхитительным видом Турьего озера. Вода в нем имеет насыщенный бирюзовый цвет, что с сочетании с высокими скалами и окружающей озеро зеленью составляет контрастную, живописную картину. Его название связано с тем, что к нему на водопой спускаются туры.
Отдохнув и нафотографировавшись, возвращаемся в лагерь.

Ужин. Отдых

Подъем. Завтрак. Подготовка к маршруту

Выход на маршрут. Идем по ущелью Аманауз. В отличие от Алибек, оно более узкое, горы находятся совсем рядом.
Вскоре мы выходим к месту под названием Чертова мельница. Бурный поток реки Аманауз вихрем закручивается в тесном ущелье, образованном высокими скалами. Это зрелище захватывает дух и пугает. Лишь самые отчаянные подходят к краю обрыва, так как это может быть опасно для жизни.
В хорошую погоду мы продолжим путь к Суфруджинским водопадам.
В противном случае возвращаемся в лагерь. Кушаем, собираем вещи.

Отправление в Ростов-на-Дону

Важная информация

• ❖ В стоимость тура включено все - проезд, питание, перекусы на маршруте, билеты в заповедник, фотоотчет. Дополнительных трат нет.
  • ❖ Бронь места производится при 100% или 50% оплате.
  • ❖ Палатки, спальники, карематы выдаем бесплатно. Большие рюкзаки нам носить не придется.
  • ❖ Во время похода запрещается мусорить, мешать другим членам группы.
  • ❖ Есть обстоятельства, на которые мы не способны влиять - это погода. Если прогноз погоды неудовлетворительный, мы оставляем за собой право отменить поездку (с полным возвратом денег).
  • ❖ И наш совет: лучше оставьте дорогие вещи и технику дома. Если же вы что-то берете с собой (фотоаппарат/паспорт/телефон), приготовьте для этого непромокаемый чехол/пакет.

Список снаряжения

• ❖ ПАСПОРТ!
  • ❖ Палатка + Спальник + Каремат (предоставляем бесплатно)
  • ❖ Удобная закрытая обувь (то, что не жалко промочить)
  • ❖ Запасная обувь / резиновые тапки (ходить по лагерю)
  • ❖ Ветровка / теплая кофта (обязательно, в горах холодно)
  • ❖ Штаны
  • ❖ Небольшой городской рюкзак
  • ❖ Кружка + ложка + миска
  • ❖ Фонарик (желательно налобный)