Повседневная жизнь и быт в средневековой венеции. История венеции

Представленный группой из 118 малых островов, разделенных каналами и связанных мостами. находится в Венецианской лагуне Адриатического моря. Неповторимый архитектурный стиль Венеции был сформирован в период расцвета Венецианской республики в 14-16 веках. В настоящее время Венеция внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Название города происходит от венетов, которые населяли этот регион в 10-м веке до нашей эры. Венецианская Республика была крупной морской державой в период Средневековья и Ренессанса, а также очень важным центром торговли (шелк, зерно, и специи). Это сделало Венецию богатым городом на протяжении большей части своей истории. Венеция играла важную роль в истории симфонической и оперной музыки, это место, где родился Антонио Вивальди.

Городское поселение на островах Венецианской лагуны образовалось во второй половине шестого века, а уже спустя одно столетие все острова стали подчиняться одному правителю – дожу. Всего в Венеции было 120 дожей, первый был избран в 697 году, а последний отрекся от своей власти в 1797 году.

С 9 по 12 века Венеция превратилась в город-государство. Ее стратегическое положение на Адриатике сделало город почти неуязвимой морской и торговой державой. После ликвидации пиратов вдоль побережья Далмации, город превратился в процветающий центр торговли между Западной и остальным миром (в основном, исламским).

В середине пятнадцатого века Венеция столкнулась с турецкой экспансией, которая вынудила Европу искать другие торговые пути. В итоге, город перестал быть важной торговой точкой и, когда Венецию захватил Наполеон Бонапарт в 1797 году, город уже не был могущественной державой.

В течение 18-го века Венеция стала, пожалуй, наиболее элегантным и изысканным городом в Европе, в значительной мере благодаря искусству, архитектуре и литературе.

В девятнадцатом веке Венеция на какое-то время стала частью , но в 1866 году после Третьей итальянской войны за независимость, Венеция и Венето вошли в состав Королевства Италии. В годы Второй мировой войны Венеции удалось избежать сильных разрушений, город остался практически нетронутым.

Туризм является основной статьей доходов в Венеции с начала восемнадцатого века, когда здесь появились туристические экскурсии по живописным местам города. Сегодня это один из наиболее посещаемых городов в мире, в среднем ежедневно в Венецию приезжают около 50000 туристов. В 1980-х годах был возрожден Венецианский карнавал, в городе стали проводится престижные фестивали: Биеннале и Венецианский кинофестиваль, которые привлекают посетителей со всех уголков мира.

К огда-то, семь веков назад, окружающие Адриатику горы были покрыты зелёной шапкой лесов – и лишь кое-где сквозь буйную зелень проглядывали белые известняковые скалы. Караваны длинных приземистых галер шли мимо скал на север; равномерно ударял барабан, задавая темп гребцам, ритмично взлетали вёсла, и сгибались обожжённые солнцем спины. Группа людей в бархатных плащах и украшенных перьями беретах стояла на носу корабля, напряжённо вглядываясь вдаль. Вот один из них поднял руку: «Смотрите!» Там, у горизонта, прямо из воды вдруг выступили остроконечные шпили и купола – это выглядело, как будто со дна моря всплывает город. Он приближался, удивительный город на воде: огромные башни и великолепные храмы, и разукрашенные фасады домов – волшебный город посреди моря. Галеры вплывают на главную улицу – ещё утро и ставни окон закрыты, ступеньки от дверей спускаются в воду; огромный собор вдруг возникает из-за поворота канала, его купола сияют на солнце, и рыцари на носу галеры в восхищении снимают береты с перьями.

– Viva, Venecia!

Венеция была построена на воде – потому что она была городом беглецов. Когда-то, во времена падения Рима, уцелевшие жители прибрежных городов бежали от меча варваров на расположенный посреди лагуны островок Риальто. Там, на острове, были лишь заросшие тростником болота и песчаные пляжи, и, чтобы прокормиться, беглецы выпаривали из морской воды соль. На своих рыбачьих лодках они ездили вдоль берегов Адриатики и меняли соль на хлеб. Постепенно на острове вырос посёлок – сотня деревянных домов на сваях и маленькая церковь, где священник крестил детей. Константинопольские власти прислали сюда правителя, который громко назывался герцогом, "дукой" – островитяне произносили это слово как "дож". Потом императоры бросили далёкий остров на произвол судьбы, и дож стал выбираться на сходке местных жителей. Время шло, торговля солью давала неплохие доходы, и разбогатевшие купцы стали строить морские корабли, плавать в Константинополь и закупать товары цивилизованного Востока – шёлк, стекло, пряности. На адриатическом берегу тюки с заморским товаром навьючивали на лошадей, и караваны уходили на север, через суровые альпийские перевалы – в Германию и Галлию. Знатные варвары из северных стран любили наряжать в шелка своих жён и любовниц – и купцы богатели; вскоре они стали отправлять на восток целые флотилии кораблей. Чтобы охранять эти флотилии, островитяне создали военный флот: они воскресили забытые римские образцы и стали строить галеры времён Августа; на этих быстроходных судах было по 150 гребцов и 20-30 солдат. Потом купцы попробовали освоить производство шёлка и стекла на месте; они пригласили греческих мастеров и построили мастерские – рыбацкий посёлок постепенно превратился в город ремесленников и купцов.

Венеция была первым городом, возникшим у берегов покрытой лесами страны варваров. Как тысячи лет назад, мир снова пробуждался к культурной жизни, и на берегах морей появлялись маленькие города, жившие торговлей и ремеслом. Эти города возникали там, где не хватало пашен и пастбищ, и где перенаселение заставляло людей жить ремеслом и торговлей. Настоящая торговля в те времена была возможна только по морю – и поэтому торговые города возникали у моря, там, куда парусные суда могли доставить хлеб и товары из дальних стран. "У нас нет полей, у нас нет виноградников, – писали венецианцы римскому папе, – и всё необходимое мы должны привозить из отдалённых чужих стран".

История Венеции была похожа на историю Тира, Афин, Карфагена – это была история завоевания господства на море. Поначалу венецианцам приходилось сражаться с арабскими пиратами, затем – с норманнами, захватившими Южную Италию. В награду за победы над разорявшими Балканы италийскими норманнами император Алексей I даровал венецианским купцам право беспошлинной торговли, и они создали торговые фактории в городах Империи. Потом начались крестовые походы, и в 1100 году венецианский флот отплыл к берегам Леванта помогать крестоносцам. Крестоносцы осаждали арабские города с суши, а венецианцы – с моря; за свою помощь Венеция получала третью часть каждого захваченного города. В 1123 году у Аскалона произошла решающая морская битва между венецианцами и арабами: у венецианцев было около двухсот кораблей, в том числе большие, невиданные по тем временам галеры, на которых за каждым веслом сидело по два гребца. Арабский флот был разгромлен, и Венеция завоевала господство на море; отныне она стала "царицей морей". Стаи стремительных галер рыскали по Средиземному морю, захватывая корабли торговых соперников; по бортам стояли шеренги лучников, а на корме развевался вымпел с изображением льва – символ покровителя Венеции, святого Марка.

Наступило время процветания города на Риальто. Сотни кораблей отправлялись каждый год на восток за шёлком, пряностями, льном; они везли для продажи строевой лес, оружие и купленных у венгров и немцев рабов. Население маленького острова достигло 50 тысяч, все болота были осушены с помощью прорытых каналов, и от лепившихся друг к другу домов не осталось свободного места. Двухэтажные каменные дома выходили одной стороной на канал; стены покоились на сваях, и казалось, что они поднимаются из воды; у дверей были привязаны лодки-"гондолы", служившие венецианцам вместо лошадей. Первый этаж дома обычно занимали кладовые и кухня, хозяева жили на втором этаже, открывавшемся в сторону канала лоджиями, увитыми цветами. Венецианцы любили зелень, но дворик с несколькими деревьями был для них символом неслыханной роскоши; у простых горожан дворов не было, и задняя сторона дома выходила на узенькую улочку, где только-только могли разминуться двое прохожих.

Богатство и бедность в то время не бросались в глаза в Венеции – в отличие от более поздней эпохи. В XII веке ещё не знали настоящей роскоши, а купцы умели считать деньги и экономить. Кое-что из прибылей доставалось и на долю простого народа, и он мог сносно существовать – во всяком случае, в Венеции не было восстаний, а отцы города даже строили дома для бедняков. Конечно, со временем деньги взяли своё, и в XIII веке городом управлял уже не дож и не народное собрание, а Большой Совет из богатейших купцов. В XIV веке купеческие роды были переписаны в "Золотой книге", обзавелись гербами, титулами, дворцами и превратились в высокомерное дворянство – но это была реальность уже другой эпохи.

Символом величия и могущества Венеции был огромный, возвышавшийся над городом собор Святого Марка. Это был первый из великих соборов, строительство которых возвестило о возрождении Европы – и символично, что он был построен приглашёнными из Константинополя греческими мастерами. В Европе в это время не умели строить больших каменных зданий, и лишь восточные мастера хранили древние секреты приготовления цемента и каменной кладки. Возрождавшаяся культура возвращалась в Европу вместе с посланцами сохранившей её восточной цивилизации: мозаики, иконы, алтарь – всё было сделано руками греков. Вся Венеция с её церквями, домами, ремёслами была порождением Востока; она была отделившимся городом Восточной Империи и её союзником, пользовавшимся торговыми привилегиями. Однако, со временем эти привилегии стали подрывать торговлю Константинополя, и место дружбы заступила вражда. В 1171 году по приказанию императора тысячи венецианских купцов были схвачены и брошены в тюрьмы, венецианский посол Энрике Дандоло был ослеплён в Константинополе. Через тридцать лет ставший дожем 80-летний слепой старик воспользовался случаем, чтобы отомстить: он уговорил участников четвёртого крестового похода повернуть на Константинополь. Конечно, рыцари были и сами не прочь разграбить богатейший город Востока – но они могли овладеть им лишь с помощью блокировавшего гавань венецианского флота. Тринадцатого апреля 1204 года франки взошли на стены Константинополя по сотням мостиков, перекинутых с мачт венецианских кораблей; столица Востока была разграблена и сожжена варварами. Венеция получила свою долю: несколько уцелевших городов, право беспошлинной торговли и четырех бронзовых коней, которых гордые победители поставили над входом в собор Святого Марка. В Константинополе была создана большая венецианская колония, и купеческие корабли уходили отсюда к северным берегам Черного моря.

Венеция царствовала над морями и каждый год торжественно праздновала своё обручение с морем-океаном. В назначенный день в море выходила флотилия разукрашенных кораблей; дож стоял на палубе роскошной флагманской галеры "Буцентавр" – и вся знать Венеции в бархатных плащах и украшенных перьями беретах стояла на палубах своих галер. Гордо реяли знамёна Святого Марка и ритмично взлетали вёсла в руках гребцов. Потом "Буцентавр" останавливался, и на глазах тысяч людей правитель Венеции бросал в воду обручальное кольцо:

– Мы обручаемся с тобою, море, – под восторженные крики толпы провозглашал дож. – Мы обручаемся в знак нашей истинной и вечной власти над тобою!

История города Венеция насчитывает более полутора тысячи лет. Все начиналось с небольшого поселка, основанного жителями области на пустынных болотистых островах, которые спасались от нашествия готов. Согласно данным археологических раскопок, данное событие произошло в 421 году н.э. Постепенно селение разрасталось и вскоре превратилось в настоящий город.

С 9 по 16 век Венеция была крупным торговым портом, где останавливались судна на пути с Востока в Западную Европу и обратно. Год за годом сюда прибывали новые поселенцы, которые осваивали соседние острова. В средневековье город стал республикой со своим правителем – дожем. Государство процветало как в финансовом, так и в культурном плане: строились новые здания, дворцы, библиотеки, часовни и, конечно же, мосты. Последних сегодня в Венеции насчитывают более 400 штук, а самыми знаменитыми из них считаются Мост Вздохов, Соломенный мост и Мост Риальто.

Наполеоновские войны положили конец независимости и процветанию республики, в результате чего она перешла под управление Италии. На сегодняшний день Венеция вновь приобрела былое величие и является популярным центром международного туризма, местом проведения художественных и архитектурных выставок. Хотя, чтобы насладится чудесами архитектуры, необязательно ждать какого-либо культурного события - здесь предостаточно памятников под открытым небом, да и сами здания, построенные еще в средневековье, способны поразить своей красотой и величием.

Совет: В Венеции нет трамваев, автобусов и, тем более, метро. Основным общественным транспортом являются всевозможные виды лодок. Будучи первый раз в городе, обязательно отправьтесь в путешествие по каналам на знаменитой венецианской лодке – гондоле. Она управляется гондольером с помощью одного весла, что дает возможность проплыть даже по самому узкому каналу. Искусство управления, а также сама гондола считаются гордостью семьи, и передаются по наследству.


Венеция – город романтики и любви

Многие называют Венецию самым романтичным городом на Земле, и это действительно так. Эмоциональная атмосфера здесь удивительная, чарующая, завораживающая... На улицах царят тишина и покой, которые нарушают только крики одиноких чаек, шуршание волн, бой колоколов собора Сан-Марко и мелодичное пение гондольеров.

Местные жители начинают свое утро с чашечки ароматного эспрессо. Его запах витает в воздухе практически круглосуточно, так как каждая трапеза в любом ресторане или кафе традиционно заканчивается порцией бодрящего напитка. Присоединится к созерцанию восхода солнца над многочисленными каналами и мостами можно в любом уголке города. Проблем с поиском подходящей кофейни здесь никогда не возникает. Однако есть в Венеции одно особое кафе, которое считается ее символом и имеет мировую известность – это кафе «Флориан». Оно начало работать в 1720 году и за свою почти трехвековую историю принимало таких известных людей, как Карло Гольдини, лорда Байрона, Иосифа Бродского, Хемингуэя.


В городе найдет себе развлечение любой приезжий, будь-то заядлый шопоголик, верующий паломник или любитель искусства. Чтобы увидеть знаменитые шедевры самых разных культурных эпох, достаточно отправиться на экскурсию по знаменитым музеям – Военно-морской, Археологический, музей Пегги Гугенхайм и т.д. Познакомиться поближе с уникальным архитектурным стилем Венеции можно на площади Сан-Марко – это удивительный комплекс зданий, среди которых Часовая башня, Дворец Дожей и кафедральный собор Сан-Марко. У края площади расположены две колонны, символизирующие ворота в Венецию. На вершине одной установлена статуя св. Теодора, а на другой – крылатый лев. Он считается геральдическим символом города и изображен на многих буклетах, открытках, конвертах.

Наибольшее число туристов приезжает в город в конце зимы, когда здесь проходит традиционный Венецианский Карнавал. Его история началась в XVIII веке, а само событие было приурочено дню зимнего солнцестояния. Неотъемлемым атрибутом праздника считались нарядные костюмы и маски, смысл которых заключался в сокрытии явных социальных отличий между участниками.

Лучшим местом для шопинга в Венеции по праву считается все та же площадь Сан-Марко. Здесь находятся эксклюзивные магазины, где можно приобрести качественную итальянскую обувь и сумки, а также одежду от известных мировых брендов. Однако лучшим сувениром из Венеции считаются изделия из муранского стекла - различные вазы, посуда, зеркала и украшения, сделанные мастерами вручную.

ВЕНЕЦИЯ

Историко-географическое предисловие.

1. Средневековая Венеция.

2. Период эпохи возрождения.

3. Современная Венеция.

Венеция была заложена в середине V века жителями твёрдой земли, спасавшимися от варварских набегов. Население нашло на островах убежище и таким образом сумело сохранить собственную культуру. Эмигрировали целыми общинами со священниками и епископами. Острова стали частью латинской культуры полностью отделённой от варваров, хотя и под покровительством православной Византии. Примерно в IX веке начался процесс формирования нового Венецианского государства.

На восточном берегу полуострова, омываемом Адриатическим морем, лежит порт Италии - Венеция. Этот город расположен на 118 островах. С берега Венецианской лагуны к городу ведут два больших моста. Вместо улиц весь город прорезают каналы, по которым снуют катера, юркие, водные трамвайчики, скользят гондолы. Это городской транспорт. Он заменяет здесь автобус, троллейбус, метро.

С давних пор вода угрожает Венеции. Ее уровень в каналах ежегодно повышается. За пятнадцать веков своего существования город ушел под воду на полтора метра. Существуют разные мнения: одни говорят, что разрушаются и оседают острова, что прогнили сваи, другие считают главной бедой появление моторного флота. Волны раскачивают сваи, подмывают фундаменты. Предлагаются проекты спасения Венеции, но они очень дороги.

Много столетий Венеция была столицей богатой Венецианской республики. Так же как и Генуя, она торговала со многими странами. Богатые купцы построили в городе роскошные дворцы - палаццо, воздвигли величественные соборы, соединили острова причудливыми ажурными мостами. Самые красивые палаццо построены вдоль «главной улицы» - на берегах Большого канала. Большинство этих дворцов пустует, их хозяева приезжают в Венецию только летом. В центре города огромная площадь св. Марка. Ее окружают здания, в которых размещались когда-то правительственные учреждения Венецианской республики. Особенно пре­красны собор св. Марка и Дворец дожей - правителей республики. С древних времен Венеция славится производством художественного стекла и кружев. В наше время Венеция (точнее, ее пригороды Местре и Маргера) - важные порты.

1. Средневековая Венеция.

В Средневековье , 1200-1300 годы, в связи с развитием водных коммерческих путей (знаменитый Марко Поло) в Венецию начинают привозить с Востока огромное количество пряностей: перец, мускатный орех, корицу, гвоздику. В общем количестве 2500 тонн в год. Интересно, что гвоздику в те времена использовали как жевательную резинку, придающую, к тому же, приятный запах. В это время сюда был впервые привезён сахар. В Венецию доставляли самые различные съестные припасы: из Сирии - фисташковые орехи, из Армении - абрикосы, из Ливана - персики, из Персии - спаржу.

Подавляющее большинство пряностей венецианцы не употребляли для добавления в пищу, а использовали в качестве денег для оплаты самых различных услуг. Эта своеобразная монета долго существовала в Венеции вместе с 5-ю тысячами тонн ежегодно привозимого золота. Здесь, уже в этот период, были открыты первые страховые компании, куда доставляли пряности на гондолах. Пираты, заранее следившие за этими маневрами, часто нападали на них, поэтому груз, обычно, сопровождался государственной охраной.

Венецианский флот перевозил крестоносцев для сражения с мусульманами. Поэтому, после одержанных побед, Республика была щедро награждена за оказанные услуги. Многие из этих подарков можно до сих пор увидеть на центральной площади Сан Марко.

В те времена было принято бросать отходы прямо из окон на землю. Естественно пешеходам приходилось довольно трудно, чтобы облегчить хоть немного свою участь они использовали обувь на высокой платформе. Знатные венецианки почти не выходили из дома и принимали воздушные ванны у себя на террасе в обществе детей и стариков. Многие передвигались по городу верхом на лошади, поэтому на мостах не было ступеней. Улицы Венеции никем не убирались и если прожорливые свиньи, которых было в городе большое количестве, не съедали отбросы, то надеялись только на разлив воды.

Для снабжения города питьевой водой сначала пробивали скважины прямо в земле, а затем соорудили на площадях специальные устройства, собирающие дождевую воду. Этот метод действовал довольно долго, только около 100 лет тому назад в Венецию провели первый водопровод. На площади Сан Марко, под колокольней, продавали вино в разлив. А почему под колокольней? Да потому, что от неё отходила тень, а предприимчивые венецианцы, чтобы не испортился это напиток, постепенно переходили с бочкой по направлению колокольной тени. Поэтому здесь слово "тень" сразу же сопоставляется с вином. Центральные острова, где расположилась основная часть населения, были окружены стенами, а главный канал, который дал начало Большому Каналу, на ночь перегораживался массивными цепями. Таким образом, местные жители защищались от варварских нападений. Венецианцы не ограничивались рыбной ловлей в близи островов или добычей соли. Они были храбрыми и умелыми мореплавателями и с успехом использовали новое месторасположение. Венеция начала усиленно развиваться благодаря морской коммерции и являлась как бы мостом между Востоком и Западом.

2. Период эпохи возрождения.

В период эпохи Возрождения , 1400-1600 годы, в Венеции впервые начинают ощущаться признаки упадка, продолжающиеся до самого падения Венеции (конец 1700-ых годов). С учащением турецких набегов и открытием Америки, сокращаются поездки на Восток. Поэтому богатые жители Венеции этого периода вкладывают деньги в постройки дворцов, которые сооружали, как в самой Венеции, так и рядом с городом. Таким образом, по соседству с Венецией были возведены роскошные виллы с прекрасными парками для летнего отдыха знатных вельмож.

В XV веке по Венеции прошёл повальный голод . Это было связано с тем, что местные сельскохозяйственные продукты стоили намного больше, чем привезённые с Востока. Мужчины оставляют свои родные места в надежде найти какую-либо работу, но для многих эта цель остаётся недосягаемой. Тогда женщины вынуждены сами содержать свои семьи. В тот период в Венеции при 100 тысячном населении насчитывалось 11 тысяч уличных женщин. А голод брал своё, и специально созданные отряды бросали мёртвых прямо в каналы.

Центральную политическую и социальную структуру Венеции, как единственный правящий класс, представляло собой дворянство, но не феодального, а коммерческого происхождения, вокруг которого расположились другие слои: свободные артельщики и коммерсанты. Эта система прекрасно действовала почти пять веков до самого падения Республики. Управление опиралось на народную поддержку, а репрессивный аппарат был сведён к минимуму. Массы полностью поддерживали социальную структуру, что дало глубокий расцвет искусству. С необычайной быстротой развивалась архитектура, живопись, театр и музыка, влияние которых до сих пор отличает Венецию от всех остальных городов мира.

Самый красивый и посещаемый туристами город Италии - Венеция, бесспорно, является одним из удивительнейших и красивейших городов планеты. Романтическая атмосфера Венеции эпохи Ренессанса, описанная в сотнях книг и запечатлённая десятками кинофильмов, притягивает невероятное количество туристов - шестьдесят тысяч человек в день. Посетителей настолько много, что городские власти обращаются в ООН с просьбами прекратить этот нескончаемый поток, опасаясь, как бы город ни разрушился под его натиском.

Город Венеция всегда был и продолжает являться культурной столицей Италии и одним из самых значительных культурных центров всего мира. Здесь круглогодично проводятся музыкальные и кинематографические фестивали, балы, карнавалы и выставки всех видов изобразительного искусства.

Имя города произошло от названия провинции Венето, столицей которой он является, а оно, в свою очередь, - от племени венетов, селившихся здесь когда-то давным-давно. Город построен на более, чем сотне островов, разбросанных в Венецианском заливе в северо-восточной части Италии. Острова сплошь порезаны каналами, через которые построено 400 мостов. Общее количество каналов составляет около 150. Автомобилям здесь ездить негде, люди передвигаются по воде на моторных катерах и гондолах. В город можно приплыть с моря, прилететь на самолёте (в 12 километрах от города есть аэропорт Марко Поло), или приехать на автомобиле или поезде со стороны континентальной Италии по длинному 4-километровому мосту делла Либерта. Количество местных жителей на данный момент составляет около 250 тысяч человек, но оно постоянно сокращается из-за неумолимого наплыва туристов. Если ситуация не изменится, исчезновение последнего коренного жителя старой части Венеции ожидается к 230-му году.

Венеция была основана в пятом веке до н. э. переселенцами с континента, спасающимися на этих островах от набегов жестоких варварских племён. В 727 году был впервые избран венецианский дож (городской правитель), под властью которого были собраны все острова. В Средние века островная Венеция стала могущественной независимой республикой. Из описаний средневекового города известно, что между городскими жителями не было распространённых в то время вассальных отношений и все они были фактически свободными людьми. Это было огромной редкостью в тёмной средневековой Европе. К XVI веку Венеция постепенно утратила своё могущество, а в 1797 году попала под контроль Австрии. И только в 1866 году город стал центром итальянской провинции Венето.

С точки зрения архитектурных решений город Венеция являет собой уникальное и беспрецедентное место. Каналы между домами настолько узкие, что часто, проплывая по ним на гондоле, можно упереться руками в стены двух, стоящих по разные стороны канала, домов. Гондолы же специально придуманы узкими, длинными и с одним веслом. Это позволяет передвигаться в тесном пространстве каналов. Фундаменты Венецианских домов полностью погружены в воду. Они состоят из двух основных частей: нижняя - это вбитые в дно деревянные сваи, на которых расположена вторая часть - привычный каменный фундамент. Чтобы дома не проседали, их построили из известняка и дерева, что сделало их лёгкими, но достаточно прочными. Любое венецианское строение представляет высокую архитектурную ценность, поэтому вся островная часть города целиком находится под опекой ЮНЕСКО. Несмотря на все предосторожности, город медленно, но верно проседает под воду со скоростью около 5 миллиметров в год. По приблизительным подсчётам, к 2030 году уровень воды поднимется до критической высоты и начнёт быстро разрушать памятники архитектуры, простоявшие неповреждёнными много веков. В связи с этим был разработан колоссальный по своей масштабности проект «Моисей», благодаря которому уровень воды в заливе можно будет регулировать искусственно.

Город Венеция славится своими многочисленными мостами, количество которых больше, чем в любом другом городе мира. Они достаточно высокие, чтобы пропускать движущиеся по каналам суда, достаточно прочные, чтобы сохраняться в своём первозданном виде на протяжении многих веков, и при этом достаточно красивые, чтобы стать узнаваемой достопримечательностью в Венеции, Италии и всей Европе. Через всю центральную часть города в виде буквы S проходит Большой канал, шириной в 70 метров. В описаниях средневекового города сказано, что первый мост, переброшенный через него в 1592 году, называется Риальто. До 1854 года это был единственный мост, соединявший два берега Гранд канала. Он сохранился до нашего времени в первозданном виде, оброс разными историями и легендами и стал узнаваемой достопримечательностью итальянской Венеции. Другой известный мост - мост Вздохов. Своё название он получил отнюдь не из-за вздыхающих на закате влюблённых парочек. Мост соединял зал суда с городской тюрьмой и был назван так из-за печальных вздохов осуждённых, окидывающих прощальным взглядом Венецию, проходя по нему в тюрьму. Мост Вздохов лучше всего видно с другого моста через Дворцовый канал - Соломенного. Он получил своё название из-за находящегося рядом причала для гондол, подвозивших солому для Новой тюрьмы. Мост Конституции, самый новый из венецианских мостов был построен в 2008 году и соединил железнодорожный и автовокзал. Его смелый внешний вид и железобетонная конструкция, как ни странно, лаконично вписались в окружающие очертания средневекового города, описанные многими европейскими писателями.

Но самые значимые достопримечательности итальянской Венеции - Это его храмы, башни и дворцы. В географическом, туристическом и культурном центре города - на площади Сан Марко находятся самые известные здания города.

Базилика Сан Марко - наиболее популярный среди гостей города собор. Согласно описаниям средневекового города, её возвели для хранения останков святого Марка, которые были украдены из Александрии и привезены в Венецию. Италия славится своими огромными и восхитительными соборами и храмами и Базилика Сан Марко - безусловно, один из красивейших среди них. Этот храм всегда был самым значительным религиозно-политическим центром города. Здесь короновали всех венецианских дожей, сюда свозили свои дары все приезжие купцы, здесь отправляли в дальние плавания всех мореплавателей и первооткрывателей. А городские жители собирались здесь, чтобы спастись от наводнений, пожаров и других катаклизмов, или, наоборот, отпраздновать какое-нибудь важное событие. Посетив это место, можно сложить представление о том, каким могуществом в своё время обладала Венецианская Республика.

Дворец дожей, построенный в XIV веке, служил главным административным зданием республики. Это большое и невероятно красивое здание в готическо-мавританском стиле вмещало множество огромных залов, в которых происходило большинство церемоний и решались вопросы государственной важности. Большой Зал Советов, расположенный на верхнем этаже здания, является самым большим в мире помещением, потолок которого не поддерживают опоры. Масштаб этого зала невозможно представить, не увидев собственными глазами. В центральной части дворца с видом на площадь Сан Марко располагается балкон, с которого дожи провозглашали свои речи перед горожанами.

Напротив Базилики стоит самое высокое здание - Кампанила Сан Марко. Первая постройка на этом месте датируется IX веком. Тогда здесь стояла высокая сторожевая башня, которая к тому же исполняла роль маяка для находящихся в заливе судов. В 1514 году здесь построили колокольню. Каждый колокол в ней имел свой звук и предназначение. По их звону горожане определяли, когда нужно просыпаться, идти на работу и на обед. В 1902 году башня внезапно обрушилась. Вся колокольня до самого основания превратилась в руины, повредив, падая, часть дворца дожей. Удивительным образом никто из людей при обрушении не пострадал. Исчезла только чья-то любимая кошка. В 1912 году к празднику святого Марка колокольня была полностью восстановлена на том же месте и в том же виде с небольшими изменениями в конструкции, что придало ей значительно большую прочность. Сейчас Кампанила Сан Марко остаётся одной из самых известных достопримечательностей города Венеция.

Ка’д’Оро, или дворец святой Софии находится на берегу Большого канала. Это сравнительно небольшое, но очень красивое здание по праву считается образцом элегантности архитектурного стиля «венецианская готика». При декорировании здания было использовано сусальное золото, в связи с чем дворец получил своё третье название - Золотой дом. С момента постройки в XV веке здание дворца неоднократно переходило из рук в руки и перестраивалось. Но последний его владелец, барон Джорджио Франчетти, решил придать дворцу первоначальный вид. Благодаря стараниям этого человека сейчас мы наблюдаем Ка’д’Оро таким же, каким он был шестьсот лет назад. После смерти барона дворец вместе со всем его содержимым (огромной коллекцией ценных образцов живописи) перешёл под опеку городских властей и сейчас там находится выставка этих и других картин.

Самым значительным культурным и туристическим событием Италии считается Венецианский карнавал. Это грандиозное мероприятие, согласно описаниям средневекового города, проводится ежегодно с 1094 года. Каждый год в январе-феврале сотни тысяч туристов съезжаются посмотреть на людей в пышных разноцветных карнавальных костюмах и масках невероятной красоты. Праздник торжественно открывается традиционным зрелищем Festa delle Marie, длится десять дней и заканчивается «жирным вторником», после которого наступает большой пост.

Венеция - Это прекрасный, восхитительный город, побывать в котором обязан каждый, кто любит путешествовать.