Недавняя прогулка по Тутаеву подарила мне не только прекрасные впечатления от знакомства с семейным фестивалем "Город - Ярмарка", но и…
Фестиваль «Город-Ярмарка» в Тутаеве: весело, профессионально, по-русски!
Современные российские туристы - народ весьма искушенный. Кажется, мы видели уже все: и всевозможные интерактивы, и мероприятия с колоссальными…
Тутаев приглашает на зимний фестиваль семейного активного отдыха и ремесел «Город Ярмарка»
Тема развития малых исторических городов, возрождения народных традиций и возможности «отрыва» от мегаполисов сегодня часто мелькает как…
ВЯТСКОЕ, Ярославская область
Хотите насладиться атмосферой старинного, зажиточного и очень колоритного села? Тогда вам непременно стоит посетить жемчужину Ярославской области…
Власти Рыбинска планируют восстановить усадьбу предков Никиты Михалкова
В ярославской прессе появились сообщения о том, что власти города Рыбинска всерьез заговорили о восстановлении усадьбы Петровское, которая…
Педагог из Заозерья самостоятельно спасает памятник деревянного зодчества 1860 года
В Угличском районе Ярославской области есть старинное село с красивым названием Заозерье. На его немногочисленных улочках сохранилось множество…
О Дне Рождения в День Рождения
Друзья, я сердечно благодарю каждого из вас за поздравления, теплые слова, душевные строки и столь прекрасные пожелания! Каждый день я благодарю…
Хорошая новость пришла к нам из старинного города Мышкина, что в Ярославской области. Там вскоре начнется реставрация городской усадьбы купца…
Летопись русской усадьбы
Здесь в музее ямщика, который открылся в 2005 году, живёт былинный персонаж Ямщик Гаврила со своей семьёй. А с недавних пор в конном дворе поселился говорящий конь Гай Юлий Цезарь.
ЕщёНаселенный пункт Гаврилов был известен с XVI века. На тот момент он принадлежал Троице-Сергиев Варницкому монастырю. Во времена Ивана Грозного деревня получила статус ямской слободы. Жители были ямщиками, содержали постоялые дворы, ремонтировали повозки. Владельцами Гаврилов-Яма в XVII-XIX веках являлись известные дворянские семьи Кольцовы-Массальские, Гагарины, Яковлевы. Статус села Гаврилов-Ям приобрел в 1798 году, когда на средства ярославского купца Саввы Яковлева был построен каменный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы и Святителя Николая. Очередной виток в развитии села начался после строительства здесь фабрики купца Локалова. Фабрика со временем стала одним из крупнейших льноперерабатывающих предприятий России. В 1872 году мануфактура была оборудована английскими станками, для работы с которыми были приглашены специалисты из Англии. На стадионе, который является самым старейшим в ярославской области, еще в 1912 году играли в футбол те самые английские рабочие. В 1968 году в городе был открыт машиностроительный завод - объект оборонного значения, образованный на базе дочернего предприятия Московского механического завода «Знамя революции».
Владельцы: Вторая половина XIX в. - Локаловы. Сохранность: В здании Локаловской мануфактуры находится Дворец детского творчества. Дата фотографий: 2015 год, 31 мая.
2.
Первое упоминание в летописях о Гаврилов-Яме относится к 1545 году. На тот момент это была небольшая деревня Гаврилово, принадлежащая Троице-Сергиеву монастырю. В 1580 году в указе царя Ивана Грозного деревня была названа Гавриловским Ямом.
3.
4.
5.
6.
7.
О происхождении названия ходит также местная легенда о том, что город получил свое имя от ямщика Гаврилы. В далекие времена пришел в эти места неизвестно откуда смекалистый мужик Гаврила. Удивился он красоте этих мест и, решив остаться здесь навсегда, выстроил дом. От его имени и произошло название деревни Гаврилово. Иные считают, что корень всему Яма - впадина, углубление. Город расположен по отношению с окружающими селениями как бы в углублении. Есть и другая версия. На языках народов, которые проносились на конях по просторам Руси, слово Ямъ имеет несколько значений, в том числе - красота, пейзаж, живописное место. Именно в красивых местах они устраивали почтовые станции. Вполне возможно, что и деревню на месте нынешнего города стали называть Гаврилов-Ямъ, то есть Гаврилова красота.
Но основная версия связана с ямской службой. Ямом на Руси называли селение, жители которого занимались ямской службой: были ямщиками, содержали постоялые дворы, поставляли лошадей, ремонтировали повозки. Ямщики из Гаврилово возили почту в направлении Москвы, Ярославля, Костромы, Суздаля и других городов.
8.
На овальном партере по газону, по принципу старых, разбиты современные круглые цветники. По краю партера тянется полоса спиреи и растет старая липа. Ряды старых лип, береза, ясень и лиственница сохранились перед южным фасадом, а также к северу и западу главного дома. Против восточного фасада по склону к реки Бочовке устроен лестничный сход. Основные парковые насаждения в виде аллей и рядов лип тянутся к югу от главного дома по периметру мыса, оканчиваясь в южной части куртиной старых сосен с вкраплением елей. В центре парка сохранился круглый фонтан. Всего в парке сохранилось 115 старых деревьев, средний возраст которых около 100 лет.
9.
10.
В документах конца ХVI – начала ХVII веков поселение именовалось как Гавриловский Ям. Владельцами Гаврилов-Яма в XVII-XIX веках являлись известные дворянские семьи Кольцовы-Массальские, Гагарины, Яковлевы.
11.
В 1798 году на пожертвования прихожан и средства ярославского купца Саввы Яковлева, владевшего одновременно селом Великим, в деревне был построен каменный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы и Святителя Николая, и деревня приобрела статус села. По данным на 1859 год здесь насчитывалось около 20 крестьянских домов, в которых проживало 162 человека.
Река Бочевка
14.
В 1872 году в Гаврилов-Яме была построена фабрика купца Локалова, что поспособствовало бурному развитию села. Уже в 1882 продукция Гаврилов-Ямской мануфактуры была удостоена золотой медали на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве.
15.
Основатель фабрики, Алексей Васильевич, изначально был крепостным. Он выкупился на волю за 5 лет до отмены крепостного права. Будучи предприимчивым выходцем из крестьян, он основал текстильную мануфактуру в городе Гаврилов – Ям.
Еще в 1869 году Алексей Локалов обратился к великосельскому миру с просьбой продать ему землю для строительства фабрики, так как его не устраивала «рассеянная мануфактура». Великоселы ответили ему отказом. И Локалову пришлось откупить землю в семи верстах от села Великого, построив фабрику там. В результате, фабрика стала одним из крупнейших льноперерабатывающих предприятий России.
16.
17.
18.
19.
Поначалу Алексей Локалов открыл производство, оснащенное ручными ткацкими станками. А в 1871 году подал прошение в Ярославское губернское правление: «Желаю в Ярославской губернии и уезде в селе Гаврилов-Ям построить каменное 3-х этажное здание для помещения в нем льнопрядильной фабрики...». 17 февраля 1872 года фабрика с уже механическими английскими станками, была пущена в эксплуатацию. Налаживать производство помогали специалисты из Англии.
20.
21.
22.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 декабря 1938 года рабочий поселок Гаврилов-Ям был преобразован в город Гаврилов-Ям.
Указатели фестивалей
В 1941-1943 годах в Гаврилов-Яме работали три военных госпиталя. Населенный пункт был одним из центров приема жителей блокадного Ленинграда. В эти годы льнокомбинат «Заря социализма» выпускал военную продукцию и неоднократно признавался лучшим текстильным предприятием страны и награждался переходящим Красным Знаменем Государственного Комитета Обороны.
25.
26.
: 57°18′00″ с. ш. 39°51′00″ в. д. / 57.30000° с. ш. 39.85000° в. д. / 57.30000; 39.85000 (G) (Я)
Тощигин Александр Николаевич
гаврилов-ямцы
История
Первое письменное упоминание о деревне «Вора, Гаврилово тож» , расположенной в 7 км от Ростово-Суздальского тракта, относится к 1545 году . Упомянута в списках Троице-Сергиев-Варницкого монастыря , которому и принадлежала в это время. В тот момент деревня насчитывала всего 7 дворов.
В течение XVI-XVIII веков селение несколько раз меняло название и статус: деревня Гавриловский Ям (указ 1580 года от имени царя Ивана Грозного), Гаврилов-Ямская слобода , село Гаврилов-Ям (после строительства церкви в конце XVIII века). В начале 1870-х годов местный купец Алексей Васильевич Локалов из села Великого открыл в селе текстильную мануфактуру, обеспечившую стремительный рост небольшого в то время села.
Происхождение названия
Считается, что селение получило своё название по имени ямщика Гаврилы. В любом случае первая часть названия города несомненно связана с мужским именем Гаврила .
Происхождение названия Ям имеет несколько версий. По одной, практически официальной, здесь некогда был ям - станция на почтовом тракте, где содержали разгонных ямских лошадей. По другой версии название связано с тем, что поселение расположено по отношению к окружающей территории в более низком месте. Третий вариант происхождения, наименее правдоподобный, но самый поэтический, [ ] утверждает, что «на языках народов, которые населяли этот уголок Руси, слово Ямь имело несколько значений, в том числе - красота, пейзаж, живописное место»; такое значение слова действительно существует в татарском и марийском языке.
Музей Ямщика
Открытие музея произошло 20 августа 2005 года. В коллекции музея: дуги, колокольчики, сани, упряжь, бытовая утварь и т. д. В музее можно не только узнать, кто такие ямщики и чем они занимались, но и покататься на лошадях, а при желании увидеть, как и лошадь подковать правильно нужно.
В музее живёт былинный персонаж Ямщик Гаврила со своей семьёй. А с недавних пор в конном дворе поселился один из сказочных персонажей Страны Ямщика - говорящий конь Гай Юлий Цезарь.
В музее проводятся экскурсии, интерактивные программы и мастер-классы. Только в музее ямщика Вы сможете сделать колокольчик на свой вкус или приобрести подкову на счастье. И конечно же, загадать заветное желание, пройдя под семью дугами счастья.
Тематические праздники
12 июня в Гаврилов-Яме проводится фестиваль ямщицкой песни. Фестиваль стал победителем в национальной премии «Russian Event Awards » (2014 год). Национальная премия «Russian Event Awards» учреждена как отраслевая награда, присуждаемая по итогам конкурса проектов за достижения в области развития индустрии событийного туризма.
В августе проводится Областной фестиваль народных художественных промыслов и ремёсел «Сувенир Страны ямщика». На фестивале можно не только посмотреть, но и приобрести изделия народного творчества, научиться самостоятельно многим видам ремесла: резьбе по дереву, лозоплетению , кузнечному ремеслу, керамике, ручному ткачеству, валянию из шерсти, тестопластике, искусству изготовления изделий из капа , лоскутной кукле и многому другому. В рамках фестиваля «Сувенир Страны ямщика» проводится конкурс на лучший мастер-класс по народным художественным промыслам и ремёслам с денежным поощрением участников. Главным героем фестиваля выступает сказочный конь - Гай Юлий Цезарь. Именно он вручает подарки и призы участникам.
Население
Численность населения | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
1931 | 1939 | 1959 | 1967 | 1970 | 1979 | 1989 |
12 300 | ↗ 18 600 | ↗ 21 314 | ↘ 21 000 | ↘ 20 751 | ↘ 20 687 | ↗ 21 353 |
1992 | 1996 | 1998 | 2002 | 2003 | 2005 | 2006 |
↘ 21 000 | ↘ 20 600 | ↘ 20 200 | ↘ 19 105 | ↘ 19 100 | ↘ 18 800 | ↘ 18 600 |
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
↘ 18 534 | ↘ 18 400 | ↘ 18 200 | ↘ 17 791 | ↘ 17 755 | ↘ 17 661 | ↘ 17 579 |
2014 | 2015 | 2016 | ||||
↘ 17 468 | ↗ 17 514 | ↘ 17 434 |
Экономика
На 2013 год машиностроительный завод (ОАО ГМЗ «Агат») и Гаврилов-Ямский льнокомбинат являются градообразующими предприятиями, обеспечивающими занятость большинству населения города. В начале 2000-х годов в город планировалось перевести ткацкое производство московской фабрики «Трёхгорная мануфактура ».
Гаврилов-Ямский льнокомбинат ведёт свою историю от текстильной мануфактуры Локалова. Комбинат осуществляет полную технологическую цепочку обработки льна - от льночесального производства до выпуска готовой продукции (льняные и смешанные ткани, узорчатые скатерти, салфетки, полотенца и т. п.). Комбинат - единственное в стране производство, выпускающее холст для живописи.
В июле 2013 года Гаврилов-Ямский льнокомбинат признан банкротом.
ОАО ГМЗ «Агат» выпускает современные агрегаты для двигателей военных самолётов, производит и ремонтирует топливо-регулирующую аппаратуру для авиационной техники, гидроаппаратуру для мобильной грузоподъёмной техники, дорожно-строительных, коммунальных машин и манипуляторов, запчасти к автомобилям, а также товары народного потребления: детские прогулочные коляски, багажные тележки, торговые палатки, складные столы и стулья, стеллажи, шезлонги, раскладушки. Налажена сборка мотоблоков .
- Государственное унитарное предприятие (ГУП) «Гаврилов-Ямский хлебозавод» (хлебобулочные и кондитерские изделия);
- ГУП «Гаврилов-Ямская типография» (полиграфическая промышленность).
- Закрытое акционерное общество (ЗАО) Гаврилов-Ямский «Агропромтехснаб» (машиностроение и металлообработка);
- ЗАО «Лакокрасочные материалы» (производство красок и эмалей).
Город развивает туризм. С конца 2001 года Гаврилов-Ямский муниципальный округ включён в программу туристических маршрутов. Новый туристический маршрут «Гаврилов-Ям - село Великое » внесён в Золотое кольцо России . Район за год посещают в среднем 1600 туристов.
Памятники архитектуры
СМИ
- Гаврилов-Ямское телевидение (вещает по понедельникам вечером около получаса)
- Районная газета «Гаврилов-Ямский Вестник»
Напишите отзыв о статье "Гаврилов-Ям"
Примечания
- www.gks.ru/free_doc/doc_2016/bul_dr/mun_obr2016.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
- СССР. Административно-территориальное деление союзных республик на 1 января 1980 года / Составители В. А. Дударев, Н. А. Евсеева. - М .: Изд-во «Известия Советов народных депутатов СССР», 1980. - 702 с. - С. 251.
Ссылки
- (статья об истории Гаврилов-Яма)
|
Расположенный на берегах реки Которосль, в 46 километрах к югу от областного центра. Площадь населенного пункта составляет 11 квадратных километров.
Общие данные и исторические факты
Первые упоминания о поселении на месте современного города датированы 1545 годом.
В 1580 году по указу Ивана Грозного деревня получила название Гавриловский Ям.
После строительства церкви в конце 18 века село было переименовано в Гаврилов-Ям.
В 1870-х годах в селе была открыта текстильная мануфактура, обеспечившая быстрый рост населенного пункта.
В августе 1922 года по указу властей село было преобразовано в поселок городского типа.
В 1938 году рабочий поселок получил статус города с прежним названием Гаврилов-Ям.
В 1968 году в городе ввели в эксплуатацию крупный машиностроительный завод, который являлся объектом оборонного значения.
Промышленные предприятия: Гаврилов-Ямский льнокомбинат, ОАО ГМЗ "Агат", Гаврилов-Ямский хлебозавод, Гаврилов-Ямский "Агропромтехснаб", ЗАО "Лакокрасочные материалы".
Телефонный код г Гаврилов-Яма - 48534. Почтовый индекс - 152240.
Время
Климат и погода
В Гаврилов-Яме преобладает умеренно-континентальный климат.
Зимы умеренно холодные и длительные. Лето теплое и короткое.
Самый теплый месяц Июль - средняя температура +18,7 градусов. Самый холодный месяц Февраль - средняя температура -8,7 градусов.
Среднее годовое количество осадков составляет 645 мм.
Общая численность населения Гаврилов-Яма на 2019-2020 год
Данные по количеству населения получены от службы государственной статистики. График изменения численности горожан за последние 10 лет.
Общая численность жителей на 2019 год составляла 17,8 тысяч человек.
Данные с графика показывают стабильное падение численности населения с 18534 человек в 2007 году до 17792 человек в 2019 году.
Достопримечательности
1.Музей ямщика - учреждение культуры было основано в 2005 году в городе Гаврилов-Яме. Экспозиция музея представлена различными предметами, связанными с делом ямщика.
2.Никольский храм - православная церковь была построена на средства местного населения в 1798 году. В 1937 году церковь закрыли, а ее помещения использовали под спортзалы. В 1991 году храм был передан РПЦ, начались работы по реконструкции.
3.Гаврилов-Ямский краеведческий музей - культурное учреждение открытое в 1998 году сочетает библиотечные и музейные функции. В музее находятся 6 залов: зал "Крестьянский быт края", зал "Боевой славе", зал "История градообразующих предприятий", зал "История советского периода", зал "Флора и фауна края".
Транспорт
В Гаврилов-Яме находится одноименная железнодорожная станция, соединяющая город с Семибратово, Ростовом , Ярославлем , Козьмодемьянском .
Внутригородской транспорт представлен автобусами и маршрутными такси.
С автостанции города регулярно отправляются автобусы в Ярославль, Заячий Холм, Шопшу, Иваново , Песцово.
Великим селом он образует своеобразную двойную систему, в которой центр и предместье неоднократно менялись местами.
В 1580 году у села Вора, известного с 1545 года, был учреждён ям, на котором все знали некоего Гаврилу. Близость крупной станции позволила расцвести в соседнем Великом торговле льном и льняной одеждой. В 1872 богатейший из великосёлов Александр Локалов основал на берегу Которосли, у зачахшего с постройкой железной дороги Гаврилова Яма большую текстильную фабрику. Посёлок при ней к 1922 году разросся в ПГТ, а к 1938 - в город, Великое же при Советах стало обычным селом с необычной архитектурой. Оно и сейчас гораздо интереснее Гаврилова-Яма, но оказавшись в Великом, сюда всё же стоит заехать на пару-тройку часов. Что и сделали мы с (f)Josef Kats
, Ольгой lotmir
и Константином wh_censor
, который нас сюда привёз.
У въезда в Гаврилов-Ям встречают заводские корпуса и постамент, увенчанный не трактором, не комбайном и не мотоциклом, а мотоблоком "Салют" - такие машинки "запрягают" в прицеп. С 1968 года главный завод Гаврилова-Яма - не текстильная фабрика, а машиностроительный "Агат":
2.
9.
У входа в парк - могила революционеров, а на другой стороне Советской улицы - памятник жертвам репрессий:
10.
К "даче" примыкает несколько деревянных домов, где жили, может быть, её служащие:
11.
На той стороне, где камень - тоже деревянное длинное здание с вывеской: музей льняной мануфактуры и льняная лавка. Может быть, он и используется по изначальному назначению:
12.
Рядом - Народный дом, ныне занятый УВД:
13.
Богадельня, занятая Домом культуры:
14.
И церковь, занятая, внезапно, церковью:
15.
Храм Николая Чудотворца в селе Гаврилов-Ям был построен ещё в 1796 году, задолго до индустриализации. Но при Советах его уделали так, что теперь он больше похож на спешно переделанное под храм советское здание:
16.
От усадьбы - с полкилометра до второго исторического центра, более масштабного и важного. У то ли довоенной, то ли охрущёбленной сталинки - указатель на достопримечательности, среди которых есть и такая, как антикварный салон "Чешуя":
17.
Напротив - часовня Архангела Гавриила (2005):
18.
А там и до Советской площади рукой подать. На ней есть Ильич, Воин-Освободитель под шефством местных школьников, и (летним вечером) сами школьники, обильно катающиеся на всём, у чего есть колёса:
19.
С другой стороны - дом купца Крашенинникова с резными наличниками (он на вводном кадре), башня местного "Сбербанка" и типовой советский кинотеатр, ныне занятый всякой всячиной с Центром поддержки предпринимательства во главе.
20.
Слева на кадре выше уходит Советская, справа - улица Патова ведёт прямиком во владения льнокомбината. Но домики на ней скорее всё-таки остались от торговой слободки, что всегда росли близ рабочих слободок:
21.
22.
Сам комбинат стоит на каскаде прудов мелкой речки, называющейся то ли Ясеневка, то ли Бочовка:
23.
Это и был главный актив Льняного короля - Локаловская мануфактура. Вторую по величине среди великосельских мануфактуру Иродовых она превосходила по величине почти в 10 раз, а числом рабочих, скорее всего, была больше всех великосельских производств, вместе взятых. При Советах она стала Гаврилово-Ямский льняным комбинатом "Заря Социализма", а в 2003 году сюда и вовсе переехала - флагман советского текстильпрома.
24.
Но я не знаю, проработал ли он на новом месте хоть день. Текстильная промышленность, в послевоенные годы не столкнувшаяся с дефицитом рабочих рук, оставала в развитии на десятилетия, и кажется даже у приборостроительных заводов мор был не таким тотальным, как у мануфактур. В 2013 году льнокомбинат, похоронив таким образом и Трёхгорку, был официально ликвидирован и пошёл под разбор:
25.
Остались только белые корпуса вдоль улицы Патова, я бы предположил - 1920-х годов, такой странный синтез конструктивизма с неоготикой:
26.
Площадка комбината была ещё и классовой границей - севернее жили управленцы и инженеры, южнее - работяги. На севере интересен квартал краснокирпичных корпусов вдоль улицы Комарова, в том числе огромный дом с деревянными пристройками. Сюда стоит направлять, если в Гавриловом-Яме вас спросят, "как пройти в Библиотеку?" - сама библиотека вряд ли занимает всё здании, но даёт ему понятное во всём городке имя.
27.
Ещё что-то околофабричное:
28.
29.
30.
Куда более колоритный район лежит от комбината к югу - так называемые Рабочие каморки. Нет, я не про пятиэтажки у заросшего пруда:
31.
И даже не про остатки деревянного больничного городка, в одном из корпусов которого теперь уже не лечат, а хоронят:
32.
33.
34.
Дорога приводит в тупик, вернее растворяется в массивах частного сектора. Здесь стоит очень странный квартал из собственно Рабочих коморок - приземистых, покинутых, обгоревших...
35.
И неожиданно симпатичных малоэтажек. Похожие строила в начале 1990-х Германия или для гарнизонов выведенных войск. Эти, скорее всего, возвели вместо "коморок" по программе сноса ветхого жилья - Гаврилов-Ям хоть и отнесён к особо сложным моногородам, но видимо "Агат" его бюджет наполняет исправно.
36.
В центре квартала коморок - одинокая часовня с неизвестным (причём не только мне) посвящение, столь ветхая и неказистая, что даже Церковь, видимо, не хочет её забирать.
37.
Увы, в интернете я ничего конкретного про этот район не нашёл, а местных жителей, и так на нас смотревших подозрительно, спрашивать было как-то не с руки. Контингент в таких местах под вечер специфический:
38.
Ну а с западной стороны вдоль комбината протянулась станция Гаврилов-Ям, у северной горловины встречающая архаичного вида шлагбаумом:
39.
19-километровую линию, возможно узкоколейку, от станции Семибратово сюда протянули в 1927 году. В войну её успели разобрать на рельсы для прифронтовых рокад. Но из соседнего Великого был Борис Бещев - культовая фигура всех железнодорожных ценителей, министр путей сообщения в 1948-77 годах, эпоху которого многие считают золотым веком отечественных стальных магистралей. При нём система достигла максимальных оборотов, но работала как часы. После Бещева в 1980-х обороты ещё сохранялись - но с постоянным опозданиями и самыми кровавыми катастрофами в мировой истории железных дорог. В 1990-х посыпались и грузоообороты, а 21 век в пассажирское движение принёс погром. На заре своей бытности министром Бещев восстановил Гаврилово-Ямскую ветку (ведь капля в море это была от того, что нужно было восстанавливать в те годы!). С конца 1940-х остался, видимо, остался шлагбаум, а в здании депо хорошо заметны две половины разных лет - тоже видимо 1920-х и 1940-х. Напротив - невзрачный деревянный вокзальчик:
40.
До 2003 года здесь ходил пассажирский поезд, а сейчас и грузовые бывают не каждый день, и странно, что вообще бывают. На пустой станции мы обнаглели так, что даже лазали внутрь депо и нашли там какие-то бумаги с подписями людей, скорее всего давно уже вышедших на пенсию или ушедших в могилу. Сквозь депо мы бы без труда прошли и на комбинат... но ведь и комбинатом это место давно не является.
41.
Ближе к Рабочим каморкам - тупик.
42.
На обратном пути, уже в сумерках, мы заехали ещё в Татищев Погост - но о нём я рассказывал в первой части. На этом с Ярославским суточным вояжем всё, но в следующие годы надеюсь продолжить традицию летних выездов из Арсак с (f)